Объекты прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства на транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Осинцева, А. К. Объекты прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства на транспорте / А. К. Осинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73877/ (дата обращения: 05.05.2024).



Для эффективного осуществления прокурорского надзора транспортным прокурорам необходимо чётко знать объекты своего надзора. Для этой цели вышестоящими прокурорами издаются приказы. Однако, не все объекты надзора закреплены в данных приказах.

Ключевые слова: прокурорский надзор, транспортная прокуратура, разграничение компетенции, полномочия прокуратуры, исполнительная власть.

For the effective implementation of prosecutorial supervision, transport prosecutors need to clearly define the objects of their supervision. For this purpose, higher-ranking prosecutors issue orders. However, not all objects of supervision are fixed in these orders.

Keywords: prosecutor supervision, transport prosecutor's office, delineation of competence, powers of the prosecutor's office, executive branch.

Объектами прокурорского надзора являются организации, учреждения, предприятия, и иные юридические лица, в которых прокурорами осуществляются проверки исполнения законодательства.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» полно определяет компетенцию территориальных и специализированных прокуратур, в том числе и транспортной прокуратуры, что позволяет определить объекты надзора транспортных прокуратур.

Транспортными прокурорами на правах прокуроров субъектов Российской Федерации издаются приказы, определяющие перечень своих объектов надзора, а также перечень объекта надзора нижестоящих прокуратур.

Знание прокурорами объектов своего надзора позволяет в полной мере реализовывать предоставленные полномочия, направленные на выявление нарушений законодательства.

В целом круг поднадзорных объектов транспортных прокуроров представляет собой органы и организации, в отношении которых данные прокуроры уполномочены осуществлять функции надзора.

Ввиду того, что зачастую у граждан складывается неверное понимание деятельности транспортных прокуратур, важно отметить то, что транспортные прокуроры не осуществляют надзор за деятельностью организаций в сфере автомобильного транспорта. Данная функция относится к компетенции территориальных прокуратур.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» разграничена компетенция прокуроров.

Так, в силу пункта 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» транспортные прокуроры (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществляют надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с п. 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации возложены полномочия по надзору за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов рядом государственных органов, в частности на осуществляющих функции в сфере транспорта и в таможенной сфере, а также различными организациями в указанных сферах. Также транспортные прокуроры участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел, определённым соответствующими кодексами. Кроме того, немаловажной функцией транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, является руководство подчиненными транспортными прокуратурами (на правах районных), оказанию им практической и методической помощи.

Пункт 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» раскрывает полномочия транспортных прокуратур (на правах районных), которые в общей массе дублируют большинство функций транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Специфика надзора в указанной сфере определена большим количеством поднадзорных объектов, к которым относятся не только объекты железнодорожного, водного, воздушного транспорта и таможенные органы, а также и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, и местного самоуправления в части компетенции.

Немаловажной группой объектов прокурорского надзора являются органы исполнительной власти, которые, реализуя свои непосредственные функции, могут затрагивать права поднадзорных транспортной прокуратуре объектов. Например, при издании нормативно-правовых актов и административных регламентов.

Так, например, органы местного самоуправления уполномочены утверждать административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов, посадку (взлет), сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Транспортные прокуроры вправе проверять наличие регламента, порядок его утверждения, порядок и законность выдачи указанных разрешений и иные вопросы, относящиеся к предмету проверки.

Также неотъемлемой частью объектов надзора являются специализированные в сфере транспорта органы исполнительной власти. Например, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая наделена функциями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, в числе которых: о гражданской авиации, о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств, об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава, о транспортной безопасности.

Самую большую группу объектов надзора представляют юридические лица, которые занимаются деятельностью в сфере транспорта. Ими могут быть перевозчики, владельцы объектов транспортных инфраструктур, владельцы путей общего и необщего пользования, организации, осуществляющие ремонтные работы и иные.

Так, например, самым крупнейшим перевозчиком железнодорожным транспортом в Российской Федерации и владельцем инфраструктуры общего пользования является ОАО «РЖД». Данная компания имеет множество структурных подразделений на территории всей Российской Федерации, которым делегируются различные функции для удобства работы данной организации.

Аэропорты, аэродромы, посадочные площадки — всё это входит в объекты надзора транспортных прокуроров.

Также в перечень объектов надзора входят и владельцы путей необщего пользования, которые перевозят различные грузы для своих предприятий. Несмотря на то, что данные организации не осуществляют перевозку пассажиров, соблюдение законодательства в сфере безопасного функционирования железнодорожного транспорта является неотъемлемой частью их деятельности, ввиду того, что в случае несоблюдения основных требований могут произойти чрезвычайные события и происшествия, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья работников организаций, а также иные негативные последствия.

Важно отметить, что, как и любая прокуратура, транспортная прокуратура не осуществляет надзор за исполнением законов физическими лицами.

Вполне логично возникает вопрос — а что же делать прокурорам в том случае, если в рамках надзора ими были установлены факты нарушения законов обычными гражданами, которые не относятся к каким-либо органам или организациям? Ответ простой — в рамках взаимодействия с иными органами прокуратура вправе сообщить указанную информацию для принятия ими каких-либо мер.

Также, в том случае, если в транспортную прокуратуру поступают обращения граждан, в которых содержится информация о нарушениях закона обычными гражданами, либо по вопросам деятельности объектов, не относящимся к компетенции транспортных прокуратур, транспортные прокуроры, руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», в семидневный срок перенаправляют данные обращения по компетенции.

Литература:

  1. Бессарабов, В. Г. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина // Вестн. Акад. Ген.прокуратуры Рос. Федерации. — 2012. — № 5(31). — С. 20–26.
  2. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для бака-лавриата и специалитета / В. К. Бобров. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 211 с.
  3. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для среднего про-фессионального образования / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров, под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издатель-ство Юрайт, 2019. — 353 с.
  4. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 330 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокуратура, Генеральный прокурор, исполнительная власть, надзор, прокурор, прокурорский надзор, транспортная прокуратура, прокуратура субъектов, таможенная сфера.


Похожие статьи

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

 Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Похожие статьи

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

 Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Вопрос о месте органов прокуратуры в государственном механизме на протяжении всей современной истории и...

Задать вопрос