Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.09.2020

Статья просмотрена: 1222 раза

Библиографическое описание:

Болоненкова, Т. С. Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания / Т. С. Болоненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73617/ (дата обращения: 01.05.2024).



О важности семейного воспитания указано в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, в «Законе об образовании в Российской Федерации» и других государственных документах. В частности, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье № 44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» [23].

Положительное влияние на воспитание ребенка в значительной степени зависит от отношений между учителем и родителями ребенка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание школьника как личности.

С этой целью работа учителя должна быть направлена на активное привлечение родителей к участию в педагогическом процессе, в повышении педагогической культуры родителей, в ответственном и осознанном родительстве, укреплении семьи, защите прав детей. Необходимость этих вопросов обуславливает разработку инновационных подходов поиска оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их способностями, индивидуальных психических и физических особенностей, культурных потребностей.

Изучив научную и методическую литературу, учитывая современные требования программ развития ребенка с ограниченными возможностями, мы отмечаем, что не все родители способны овладеть специальными знаниями, навыками, умениями чтобы правильно осуществлять учебно-воспитательный процесс в условиях семьи и последовательно развивать свое педагогическое мышление.

Полноценное осуществление задач развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, в значительной мере определяется налаживанием взаимодействия детей и взрослых: «педагоги — дети — родители» с данного направления, а именно: обновление стратегии и тактики взаимодействия педагогов и родителей; расстановка современных смысловых акцентов разговоров, бесед с родителями, пересмотра важности и актуальности проблем в работе с детьми ОВЗ.

Организуя взаимодействие с родителями, педагог способствует укреплению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов; помогает родителям понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка.

Очень важно, чтобы родители полноценно использовали даже минимальное время, которое они могут уделить ребенку для общения. Проявляя заботу о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем мире. Главное — дети с ОВЗ должны быть уверены, что взрослые их любят. Работая совместно с учителем, родители выступают не только проводниками общечеловеческого и национального, но и носителем собственного гуманистического опыта, лицами, осуществляющими выбор, принимают самостоятельные решения в решении тех или иных педагогических задач, создают условия для развития, воспитания и обучения детей. Такой подход позволяет совместить идею так называемой «стандартизации» с грамотным построением развивающего жизненного пространства школьника.

Объединение усилий педагогов и родителей детей с ОВЗ поможет создать широкое развивающее пространство, благоприятное для полноценного бытия ребенка в семье и школе, раскрытию им своих сущностных сил, становлению как активного субъекта индивидуальной и коллективной деятельности.

Важным является участие родителей детей с ОВЗ в жизни школьного учреждения, класса (являются ли членами родительского комитета, оказывают посильную помощь, интересуются жизнью класса, школы; делятся собственным опытом; посещают родительские собрания и т. п.). Выясняя уровень удовлетворенности родителей качеством школьного образования, особое внимание стоит обращать на их запросы: чего именно ожидать от школьного учреждения; как относятся к введению дополнительных образовательных услуг, а главное — осознают, как выбранное ими дополнительное обучение влияет на общее развитие ребенка, его психофизическое состояние.

Сегодня крайне важно согласовать позиции и ожидания педагогов и родителей, по крайней мере, из основных направлений, гуманизировать взаимодействие, настроиться на необходимость профессионального и личностного самосовершенствования.

Для этого необходимо:

− ознакомление членов семьи с эффективными методами и приемами формирования у детей различных форм активности;

− раскрытие важности роли матери и отца в воспитании мальчика и девочки;

− формирование готовности разговаривать с ребенком на темы, которые его интересуют — о смысле человеческой жизни, любви, доверии, правде и т. д.;

− желание семьи получить помощь в воспитании чувства уверенности в себе;

Следовательно, основная задача — не превратить родителей на учителей, которые должны дома продолжать учебный процесс, а сделать дом местом уюта, радости, ощущение комфорта и защищенности.

Важно подсказать семье, как в домашних условиях организовать художественно-творческую, продуктивную деятельность, обеспечить оптимальный двигательный режим ребенка и создать учебную среду в детской комнате.

Работа с родителями, предполагает учет современных тенденций развития отношений между родителями и детьми, их технологий, ценностных ориентиров, личностных качеств родителей и детей, особенностей влияния семьи на становление личности ребенка.

Содержание этой работы обеспечивается:

− изучение семейных традиций;

− направленностью на индивидуальные и межличностные изменения;

− привлечением семьи к активной социальной жизни.

Взаимодействие учителя с родителями детей ОВЗ, призвана создать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы личности школьника, становления у него чувство самоценности, уверенности в себе, компетентности в различных сферах жизнедеятельности. Внедрение различных форм сотрудничества с родителями через вовлечение их в совместную деятельность посредством различных форм работы.

В качестве мероприятий, направленных на формирование заинтересованности родителей проблемами школьного образования, были проведены развлечения «Папа, мама, я — спортивная семья», акция «Помоги, пойти учится», патриотические мероприятия, литературная выставка и т. д. Готовясь к мероприятиям, и учитель и родители, и дети были в тесном контакте, что придавало особую атмосферу. Коллективная деятельность родителей, педагогов и детей способствовала ознакомлению родителей с жизнью и работой школьного учебного заведения, а участие в проведенных мероприятий показало, что родители могут быть не только не равнодушными наблюдателями, а и активными участниками педагогического процесса, и помощниками как своим детям, так и учителю.

Исходя из проблематики, с которыми встречаются в работе с родителями, следует отметить, что все трудности возникают от одного — отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между школьным учебным заведением и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности.

Одной из причин такого состояния является, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий со школьным учреждением при воспитании детей. Содружество является самой высокой точкой взаимодействия учителя с родителями детей с ОВЗ. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведется в четырех направлениях:

− Информационно-аналитическом;

− Педагогическом;

− Наглядно-информационном;

− Практическом.

Для того чтобы выполнить сложную и ответственную современную образовательную, коррекционную, консультативную работу учитель должен наладить партнерские отношения, которые бы вызывали доверие у родителей.

С помощью анкетирования и непосредственного общения с родителями создалось представление о семьях, их воспитательным возможностям, уровень педагогической компетентности, средства воздействия на ребенка. Также анкетирование помогло определить уровень заинтересованности родителями своим ребенком, его физическим, духовным, интеллектуальным развитием.

Первый этап взаимодействия с родителями является достаточно важным моментом, ведь найти контакт с семьей — это есть успех в дальнейшей воспитательной работе. Родители, которые испытывают приязнь, доверие к учителю быстрее идут на контакт, воспримут педагогическую информацию, рекомендации и поэтому есть положительные результаты.

Реализуя такие задачи использовались традиционные формы работы:

− Консультации;

− Родительские собрания, семинары, консилиумы;

− Педагогические встречи;

− Круглые столы, диспуты.

Решая вопрос о взаимодействии учителя с родителями детей ОВЗ, одновременно идет помощь как учителю, так и родителям выполнить функции поддержки. Формирование педагогической культуры является составной частью социальной политики современного русского общества.

В заключении добавлю, тесный контакт с родителями детей с ОВЗ имеет целью предоставление родителям помощи в актуальных воспитательных вопросах, способствует формированию взаимопонимание в семейно-педагогическом коллективе, обмена воспитательным опытом. Такая взаимосвязь необходима и для того, чтобы сформировать у родителей правильное представление о своем ребенке, объективно оценить его и определить оптимальные пути всестороннего развития школьника.

Для того чтобы педагоги и родители взаимодействовали эффективно, школьное учебное заведение должно создать определенные условия.

Во-первых, школьное учебное заведение должно быть полностью открытым для родителей как с точки зрения информативности, так и для участия ими в образовательном процессе. Родители должны знать о наличие в школьном учреждении определенных образовательных услуг, условия пребывания в классе, особенности адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.

Во-вторых, учителя должны иметь представление о запросах родителей, условия пребывания ребенка в семье и его индивидуальные особенности, а также создавать условия для получения такой информации.

В-третьих, педагогам необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в сотрудничество, а именно:

− установить доброжелательные отношения между педагогами и членами семьи;

− наладить обратную связь между педагогами и семьей;

− внедрить различные организационные формы сотрудничества школьного учебного заведения с семьей (родительские собрания, семейные клубы, совместные праздники, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и др.).

Следует заметить, что не все родители одинаково представляют сам процесс взаимодействия, поэтому с целью эффективного взаимодействия и формирование партнерских отношений уместно придерживаться таких рекомендаций:

− детально ознакомиться с возможностями родителей (культурный уровень, социальное положение, уровень образования, возраст, взгляды на воспитание ребенка и др.) с помощью анкетирования;

− выяснить, кто из членов семьи может и хочет получить консультацию учителя;

− процесс взаимодействия с родителями должен быть поэтапным и систематическим;

− проявлять интерес к методам и приемам воспитания в семье, в традиционных способах взаимодействия между членами семьи.

Положительный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители стают уверены в том, что учитель всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, потому что будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию.

На практике проверена работа педагогического коллектива по обозначенной проблеме. Определено, что такая работа является сложной по содержанию, выделяется четкой структурой, требует системности и последовательности выполнения, однако при правильном построении дает ожидаемый результат, очевидность которого является убедительным средством взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. 2014. № 7 (168). С.185–190.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия //Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 2.
  3. Иванова АЛ. АЛ. Семья как объект государственной семейной политики в трансформируемом российском обществе // Власть. 2013. № 03. С.055–058.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 31.12.2012.
  5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/ М. В. Осорина. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 288 с.
  6. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С.169–179.
  7. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. — М.: Высшее образование, 2006. — 206 с.
  8. Семья и родительство — XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. — Курган: КГУ, 2009. — 232 с.
  9. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. № 2. С.17–25.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, родитель детей, школьное учебное заведение, школьное учреждение, взаимодействие учителя, воспитание детей, Российская Федерация, совместная деятельность, член семьи.


Похожие статьи

Школа как координатор совместной деятельности школы...

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия... родитель, семейное воспитание...

Похожие статьи

Школа как координатор совместной деятельности школы...

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия... родитель, семейное воспитание...

Задать вопрос