«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.09.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Яременко, Л. В. «Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника / Л. В. Яременко, Е. В. Нерозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73451/ (дата обращения: 04.05.2024).



Цель: — повысить интерес родителей в выявлении оптимальных условий для речевого развития дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи: — показать взаимосвязь формирования речи дошкольников с развитием мелкой моторики; — определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития дошкольников.

Хотя эта тема имеет достаточно разработанную теоретическую базу, вопрос «развития мелкой моторики» всегда остается актуальным как для родителей, так и для нас, педагогов.

Много лет, работая в детском саду, сделали заключение, что формирование речи детей в детском саду и дома будет эффективнее, если:

– работники детских учреждений осознают значимость процесса развития мелкой моторики рук и осуществляют работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

– процесс развития руки ребенка осуществляется с учетом его возрастных особенностей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода — игре, с постепенным усложнением компонентов данной деятельности, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование.

Работу строили так, чтобы показать взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Начали с индивидуальной диагностики каждого ребёнка. [3]

Сначала провели сравнение результатов диагностического обследования детей младшего возраста и на основании этого строили свою дальнейшую работу.

В исследовании приняло участие — 26 детей (100 %). Диагностика речевого развития детей показала, что 70 % вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития речи, 28 % — средний, а 2 %- высокий.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 65 % вновь пришедших детей имеют низкий, 31 % — средний, а 4 % — высокий уровень.

Для решения данной проблемы были использованы разные виды игр по развитию мелкой моторики со словесным сопровождением и без него, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование. [1]

В ходе работы по совершенствованию речевых умений детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно объединить усилия, для достижения лучшего результата. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком через тактильно-двигательное восприятие, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Поэтому с родителями использовались различные формы работы, обобщенные темой: «Развитие мелкой моторики рук, как залог успешного развития речи ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, родительские собрания, буклеты, памятки». [2]

Родители узнали содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей, а также о том, какая работа должны проводиться в семье для закрепления этих навыков.

Особое внимание обратили на формирование развивающей предметно — пространственной среды. С каждым годом развивающую среду изменяли, в зависимости от возраста, интересов и потребностей детей.

Работу по развитию движений рук проводили регулярно, старались, чтобы предложенные задания, приносили ребенку радость, не допускали скуки и переутомления, старались вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче. А это все — достоинства игрового метода. На этапе становления речевого развития детям сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, поэтому мы остановились на том, что объяснение должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия. Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно — чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, стараемся показать предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.

Начинать работу по развитию мелкой моторики рук, лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Наши пальчики играют». Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. После чего растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки. Сначала на своем примере, затем на примере руки ребёнка объясняем последовательность и правильность выполнения движений. После чего вводим пальчиковую гимнастику. [4]

Работу по развитию движений пальцев и кистей рук следует проводить систематически не более 5 минут по несколько раз в день. Используем различные упражнения на развитие тактильных ощущений.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:

  1. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры;
  2. Сминание пальцами комочков из бумаги;
  3. Перебирание сортировка круп и семян;
  4. Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений;
  5. Выполнение аппликаций из природного материала;
  6. Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей;
  7. Шнуровка на различных предметах;
  8. Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  9. Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  10. Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  11. Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  12. Конструирование из палочек;
  13. Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом;
  14. Изготовление бус из разноцветных скрепок;
  15. Игры с песком;
  16. Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
  17. Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
  18. Лепка из соленого теста, пластилина, глины;
  19. Рисование различными материалами;
  20. Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
  21. Игры с эластичными кольцами;
  22. Манипуляции с пороговыми ковриками.

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет рисование и лепка. Именно с них начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. В лепке стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга. Перед лепкой читаем сказки, загадываем загадки, а юные скульпторы творят наиболее понравившийся персонаж. Особо хочется отметить работу с природным и бросовым материалом, где также используем различные подручные средства. Например: выкладывание из ценников на липкой основе дорожки, используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.

В конце года снова провели диагностическое обследование детей: из 26 детей (100 %) диагностика речевого развития детей показала, что 65 % пришедших детей имеют средний уровень развития речи, 28 % — высокий, а 7 %- низкий.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 67 % вновь пришедших детей имеют средний, 32 % — высокий, а 4 % — низкий уровень.

Результативность

Полученные результаты педагогической диагностики в конце учебного года, свидетельствуют о положительной динамике, как развития мелкой моторики рук, так и речевых способностей детей дошкольного возраста. Вследствие чего можно сделать обобщающий вывод: система совместной работы с родителями, педагогами дополнительного образования, оказалась очень результативной:

– речь стала понятной, чёткой, появилась хорошая дикция;

– дети научились вести диалог, рассказывать и пересказывать;

– повысился словарный запас детей;

– дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать.

Литература:

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая. — М.: Астрель,2003.
  2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О. А. Благодатская — Дошкольная педагогика. № 4, 2007. — с.51–54.
  3. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.
  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка/ М. М. Кольцова. — М.:Просвещение,1973
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, мелкая моторика рук, ребенок, развитие, детский сад, работа, диагностическое обследование детей, дошкольный возраст, младший возраст, нетрадиционное оборудование.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление

Работа с песком помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление

Работа с песком помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать...

Задать вопрос