Возможности использования исторического опыта лицейского образования в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 28.08.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Казымова, Л. С. Возможности использования исторического опыта лицейского образования в современных условиях / Л. С. Казымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73124/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена вопросам становления и развития лицейского образования в современной России. Прослеживаются различные тенденции формирования открытости лицейского образования в сочетании с методологическим и теоретическим осмыслением фундаментальных работ.

Ключевые слова: исторические подходы, образование, лицейское образование, современное образование.

The article is devoted to the formation and development of Lyceum education in modern Russia. Various tendencies of formation of openness of Lyceum education in combination with methodological and theoretical understanding of fundamental works are traced.

Keywords: historical approaches, education, Lyceum education, modern education.

Отметим, что научными деятелями и педагогическими работниками на современном этапе развития общества предпринимаются попытки получения качественного российского образования, в основе которого лежат принципы, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», демократизации, гуманизации и гуманитаризации, компьютеризации.

Следует отметить, что исследования по использованию исторического опыта лицейского образования в современных условиях проводили такие ученые, как И. А. Афонин, Т. В. Корбанович («Лицейское образование в России: становление, современные проблемы и концепция развития»), С. А. Засорин («Сравнительная история лицейского образования — яркий гибрид политики и культуры») [3, С. 71–72], А. А. Каменский («Культурно-исторический контекст открытости лицейского образования») [4, С. 143–144], А. С. Обухов («Лицейское образование в России: формирование, современные проблемы и концепция развития», «Россия: истоки и перспективы») [5, с. 77] и других научных деятелей.

Отметим, что среди возрожденных названий в педагогике все чаще звучит термин «лицей». Этот тип школы несет в себе магическую загадочность и притягательность, поскольку, безусловно, мифологизация этого термина напрямую связана с именем А. С. Пушкина и Царскосельским лицеем: гений, окончивший учебное заведение (лицей), невольно создал этому учреждению славу гнезда гениев. Хотя следует отметить, что термин «лицей» — «ликей» связан только с одной из гимназий [2] Древних Афин-лицеем, где преподавал древнегреческий философ Аристотель.

Следует отметить, что в XIX веке образовательный процесс в лицее выгодно отличался от других учебных заведений того времени — в том числе и университетов. «Главное правило добросовестности состоит не в том, чтобы омрачать ум детей пространными объяснениями, а в том, чтобы возбуждать их собственные действия», — гласил «Декрет о лицее». Учителя не заставляли их механически учить уроки, а старались научить учеников рассуждать. Для каждого ученика были написаны подробные характеристики, в которых перечислялись его личные качества. Кроме того, в лицеях имелась богатая библиотека, где ученики привыкли самостоятельно находить ответы на свои вопросы; преподаватели составляли индивидуальные списки литературы для каждого из них. И действительно, система образования в лицее поощряла его учеников к творческой деятельности — они заводили рукописные журналы, издавали Царскосельскую газету, участвовали в постановках Лицейского театра и других творческих направлениях, что позволяло всесторонне развиваться ученикам данных заведений.

В первые годы своего существования лицей не знал итоговых аттестаций, они были впервые поставлены только в 1816 г. Время от времени лицеисты должны были сдавать различные «зачеты» — трехмесячные, полугодовые, годовые и, наконец, экзамены в конце каждого трехлетнего курса обучения.

Следует отметить, что во второй половине XIX века русские лицеи пережили кризис, а затем прекратили свое существование, либо закрывшись, либо перейдя в другое качество, став, например, университетом. К началу XX века история лицеев в России завершилась их окончательным преобразованием в другие учебные заведения.

Впоследствии следует отметить, что российское лицейское образование начало возрождаться в перестроечные 1990-е годы, когда в российской педагогической практике стали появляться чрезвычайно разнообразные типологии учебных заведений.

Школы, гимназии, комплексы, учебные центры, лицеи стали появляться по инициативе педагогических коллективов и родительской общественности, но четких различий между типами учебных заведений в то время не было, скорее эти названия играли роль своеобразных брендов на основе исторически сложившихся приоритетов.

К 2000-м годам ситуация начала меняться. В типовом положении об образовательном учреждении [6] четко указано, что «лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по техническим и естественнонаучным предметам, а также может осуществлять программу начального общего образования».

Таким образом, тысячи лицеев в современной России отличаются от других типов учебных заведений только технической и естественнонаучной направленностью образовательного профиля. Другими словами, их учебная программа предусматривает один или два занятия в неделю больше, чем в обычной школе.

Однако сами лицеи, как правило, не согласны с таким положением дел и готовы рассматривать собственные цели в гораздо большем масштабе. Исследователи отмечают, что высшее образование неприемлемо для традиционных показателей качества. Они должны быть дополнены оценками в контексте пространства культуры и творчества [7].

На новом этапе развития современного российского образования в контексте теории и практики, образовательная деятельность лицеев предполагает совершенствование и дальнейший поиск и разработку новых целей, новых способов организации деятельности в рамках реализации современной, гуманистической парадигмы образования [1, С. 7–9].

Следует отметить, что основными функциями образования в современном мире являются: воспроизводство человеческого потенциала национальной экономики; создание информационной базы развития человека на основе ускорения социально-экономического развития общества и личностного развития личности; создание условий и предпосылок для развития креативности, что закреплено в Указе Президента РФ «О национальном развитии России до 2030 года» и является основой для перехода к постиндустриальному обществу в дальнейшем.

Отметим, что условием эффективности лицейского образования является преемственность и непрерывность образования. Преемственность — это определенное требование к деятельности учащихся и педагогов, которое базируется на объективных законах развития личности и которое существует в единстве всех компонентов образования, обеспечивая их взаимосвязь, а также сохраняя традиции лицейского образования, сложившиеся за двести лет. Непрерывность образования определяет прочность знаний, умений и навыков учащихся, их развитие и социализацию. Непрерывность и преемственность лицейского образования обеспечивается как в содержании, так и в формах и методах обучения и воспитания данных учебных заведений.

Таким образом, проблема изучения образовательного процесса в современных лицеях базируется на выявленном главном противоречии между постоянно возрастающими требованиями к выпускникам лицеев как к высоко компетентным и всесторонне развитым личностям, будущей интеллектуальной элите российского общества и реальными организационно-педагогическими условиями их подготовки, между объективно существующими потребностями общества и в интегрированной системе лицейского образования и отсутствием ее научного всестороннего обоснования.

Необходимо отметить, что вопросы статуса современного лицея, принципов составления учебных планов, методов и приемов обучения и воспитания в современных лицеях, организации исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности лицеистов недостаточно разработаны теоретически и часто рассматриваются на эмпирическом уровне. Разрешение указанных противоречий возможно только при методологическом и теоретическом осмыслении и изучении возникающих педагогических проблем, раскрывающих сущность лицейского образования, фундаментом которого являются работы таких научных деятелей, как А. Д. Егорова, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, М. В. Ретивых, В. В. Шлык, М. Н. Снаткина и др.

Лицейское образование в России было и остается актуальным объектом научных исследований, что подтверждается и в настоящем исследовании.

Литература:

  1. Афонин И. А., Корбанович Т. В. Лицейское образование в России: становление, современные проблемы и концепция развития. Учебно-методическое пособие. — Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2015. — 444 с.
  2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. — М.: Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 471 с.
  3. Засорин С. А. Сравнительная история лицейского образования // Ценности и смыслы. — 2016. С. 71–78.
  4. Каменский А. М. Культурно-исторический контекст открытости лицейского образования // Человек и образование. — № 4 (33). — 2012. С. 142–147.
  5. Обухов А. С. Лицейское образование в России: истоки и перспективы. // Исследователь/Researcher. — № 1–2. — 2013. С. 77–83.
  6. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] / Гос. науч.‐исслед. ин‐т информац. технологий и телекоммуникаций. — URL: http://www.edu.ru.
  7. Филипкова Е. Ф. Управление качеством образования в современном лицее. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лицейское образование, Россия, лицей, заведение, непрерывность образования, образовательный процесс, современная Россия, теоретическое осмысление.


Ключевые слова

образование, современное образование, исторические подходы, лицейское образование

Похожие статьи

Задать вопрос