Особенности пограничных психических нарушений у больных с поверхностными ожогами кожи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Красенков, Ю. В. Особенности пограничных психических нарушений у больных с поверхностными ожогами кожи / Ю. В. Красенков, Г. Н. Остапенко, А. А. Домбаев, А. В. Эдилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73184/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье приведены результаты лечения и особенности пограничных психических нарушений пациентов с поверхностными ожогами тела площадью от 15 % до 30 %, в условиях городской больницы скорой помощи, с привлечением психотерапевта.

Ключевые слова: ожоги, термические поражения, качество жизни, психиатрия, клиническая психология, психические нарушения.

Актуальность

Ожоговая травма считается самой сложной из всех, она затрагивает большинство систем организма, и даже после успешного хирургического лечения может оставить «отпечаток» на дальнейшей жизни человека [4, c. 2]. Пациенты с ожоговой травмой часто сталкивается с психологическими трудностями [2, c. 153]. В 18 веке, профессор М. Я. Мудров говорил — «лечить надо не болезнь, а больного», опираясь на этот принцип, мы никогда не оставляем пациента наедине с его психологическими проблемами.

По данным ВОЗ, ожоговая травма занимает третье место по частоте среди прочих [1, c. 496]. Подавляющее большинство пациентов ожоговых отделений Российской Федерации являются представителями молодого возраста по классификации ВОЗ (18–44 года), данная категория больных является наиболее социально активной в трудовом аспекте, что делает проблему социально-значимой и требует особого контроля [3, c.184].

Цель исследования

Дать качественную и количественную характеристику пограничных психических расстройств у больных с глубокими ожогами тела, площадью от 15 % до 30 %.

Материалы и методы

Исследование проведено у 46 больных с поверхностными ожогами (IIIа степень) кожных покровов туловища, верхних и нижних конечностей, находившихся на лечении в ожоговом отделении МБУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи г. Ростова-на-Дону» с 2019 по 2020 год. Средний возраст больных составил 36,5±4,7 года.

Критериями включения пациентов в настоящее исследование были: возраст пациентов от 18 до 45 лет, общая площадь ожогов от 15 % до 30 % поверхности тела, госпитализация в первые сутки после травмы.

Критериями исключения больных из исследования явились: проявления печёночной энцефалопатии, пациенты с психическими и поведенческими нарушениями вследствие употребления психоактивных веществ, пациенты с ожогами I, II, IIIб, IV степеней, ожогами лица, головы, шеи, дыхательных путей, госпитализация более чем через 24 часа после получения ожоговой травмы, беременность.

Пациенты были сопоставимы по полу, возрасту, длительности заболевания, характеру поражения.

Хирургическое лечение ожоговых ран проводилось в соответствии с клиническими рекомендациями.

Для оценки психологического профиля личности использовали адаптированный стандартизированный многофакторный опросник для исследования личности (СМИЛ). Для характеристики депрессии использовали шкалу Бека.

Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ Microsoft Office 365, «STATISTICA 6.0».

Результаты и их обсуждение

В результате применения клинико-психопатологического метода у больных с ожогами были выявлены нервно-психические симптомы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Частота основных нервно-психических симптомов исследуемых

Жалобы

Абсолютное число

%

Слабость, вялость, повышенная утомляемость

37

80,4

Головная боль

21

45,6

Головокружение

12

26,1

Бессонница

32

69,6

Сонливость

8

17,4

Плаксивость

22

47,8

Раздражительность

18

39,1

Депрессия

29

63,0

Апатия

14

30,4

Эйфория

2

4,4

Эмоциональная лабильность

8

17,4

Страх

14

30,4

Общая слабость и повышенная утомляемость были выявлены у подавляющего большинства (80,4 %). Частыми нарушениями при ожогах были: бессонница (69,6 %), депрессия (63 %), плаксивость (47,8 %), головная боль (45,6 %).

Следует отметить, что у некоторых пациентов за время болезни наблюдалась как повышенная сонливость, так и недостаточность сна (последняя возникала, как правило, в первую половину лечения).

Выраженность жалоб на снижение настроения коррелировала с максимальным подъёмом температуры, выраженностью слабости. Наблюдалась обратная корреляция с уровнем объективно определяемой раздражительности и отрицательным отношением к обследованию.

Отдельно проводилась оценка объективных гипотимических проявлений. По шкале Бека у 20 (43,5 %) пациентов установлены клинические проявления субдепрессии, у 11 (23,9 %) — клинически значимой депрессии.

У ожоговых пациентов с депрессией отмечалось психомоторное и мимическое угнетение, замедленность речи, присутствовали пессимизм, мысли самообвинения и самоуничижения, переоценка трудностей ситуации, ценностей жизни. Характерно, что пациенты обычно сохраняли способность общаться с соседями по палате, родственниками и не обнаруживали упущений в самообслуживании.

Жалобы на раздражительность высказывали 18 (31,9 %) больных.

Наблюдались также различные ипохондрические проявления, чаще — в виде повышенного внимания к болезненным ощущениям, результатам обследования и назначенному режиму и тактике лечения, реже — в виде многочисленных, эмоционально окрашенных и детализированных соматических жалоб. Интенсивность ипохондрических проявлений коррелировала с возрастом больных.

Повышение настроения во время пребывания в стационаре наблюдалось у 2 (4,4 % больных) в легко выраженной форме. Такие больные выглядели несколько оживлёнными и не жаловались на самочувствие. Они радовались пребыванием в стационаре ввиду повышения условий жизни (бытовые условия, пища), при этом адекватно оценивали состояние собственного здоровья.

Большинство обследованных больных проявляло положительное отношение к психологическому обследованию; но 13 (28,4 %) из них характеризовались различной степенью отрицательного отношения.

Степень отрицательного отношения к психологическому обследованию коррелировала с возрастом больных.

При оценке психической адаптации по (СМИЛ) формирование невротического типа личности выявлено у 17 (37 %) больных с доминированием ипохондрических, депрессивных и/или истерических проявлений, параноидального типа — у 6 (13 %) пациентов. У 14 (30,4 %) больных формировалась «невротическая триада» с превышением всех трех показателей по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии выше 50-ти Т-баллов. Больных с превышением Т-баллов по первым трем шкалам опросника СМИЛ выше 50, высокой реактивной тревожностью и субдепрессией относили к пациентам с психической дезадаптацией. Количество больных с признаками психической дезадаптацией составило 19 (41,3 %).

Изучение пограничных психических расстройств и выявление их частоты и выраженности приводит к формированию вопроса, об организации тактики психологической помощи пациентам в условиях ожогового отделения. Мы считаем, что в ожоговых отделения существует необходимость во внедрении штатной должности психотерапевта, поскольку при осуществлении медицинской помощи комбустиологи сталкиваются с расстройствами психической сферы у пациентов, необходимостью применения психотерапевтических способов коррекции этих расстройств. Основной частью консультативной работы психотерапевта должны быть советы и рекомендации комбустиологам относительно построения тактики ведения «проблемных» в психологическом плане больных.

В ситуации, когда психическое расстройство (прежде всего, нарушения невротического уровня) носит характер сопутствующей психоневрологической патологии, то психотерапевт, психиатр должен работать с больным непосредственно.

Также, в случае возникновения психотических расстройств у больных психотерапевт может своевременно их распознать и поставить вопрос о необходимости госпитализации больных в психиатрический стационар.

Выводы

  1. Пограничное поражение психической сферы довольно частая сопутствующая патология ожоговых больных, которое оказывает дезадаптирующее влияние на пациентов, и может влиять на качество оказываемой медицинской помощи;
  2. Диагностика психосоматических расстройств у ожоговых пациентов возможна при использовании психологических тестов, что позволяет выделить категорию больных, нуждающихся в специализированной психиатрической помощи.
  3. Необходимость обеспечения в ожоговых отделениях психологической и психотерапевтической помощи профессионального уровня является очевидной.

Литература:

  1. Карякин Н. Н., Клеменова И. А. Технологии лечения ожогов в условиях влажной среды //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — №. 9–3. — С. 495–499.
  2. Кожемякина В. В. Современные возможности лечения пациентов с обширными ожогами //Пироговский форум травматологов-ортопедов. — 2019. — С. 153–155.
  3. Подойницына М. Г., Цепелев В. Л., Степанов А. В. Применение физических методов при лечении ожогов кожи //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №. 5. — С. 184–185.
  4. Тешабоев М. Г., Умурзаков Ж. Ж. У. Изучение качества жизни больных с последствиями ожогов лица и шеи с помошью «whoqol-bref» //International scientific review. — 2020. — №. LXXI. — С. 105–108.
Основные термины (генерируются автоматически): больной, пациент, ожоговая травма, возраст больных, отрицательное отношение, головная боль, Городская больница, ожоговое отделение, психическая дезадаптация, психическая сфера.


Похожие статьи

Задать вопрос