Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.08.2020

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Плохотникова, Ж. В. Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности / Ж. В. Плохотникова, И. Е. Котова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72963/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения составляют любовь к Родине, преданность народу, своему Отечеству. В связи с тем, что нередко наблюдается отчуждение современных детей и подростков от отечественной культуры, вопросы патриотического воспитания встают особенно остро. [3]

Сегодня российское государство прилагает значительные усилия по укреплению и развитию патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание в образовательных организациях представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотических чувств у школьников заложены в дополнительном образовании, так как оно открывает большие возможности для самореализации обучающихся, способствует социальной активности, творческому развитию, формированию патриотического сознания. [4]

Одной из главных задач муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» (далее — Центр) является патриотическое воспитание обучающихся. Основными направлениями в системе патриотического воспитания педагоги Центра выделяют: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Для решения поставленной задачи педагоги в своей деятельности используют различные направления и формы работы, такие, как уроки мужества, конкурсы, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами, военно-спортивные игры. Одной из наиболее действенных форм работы является — проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся — образовательная технология, использующая исследование в качестве главного средства достижения образовательных задач. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

В проектной деятельности выделяют следующие типы:

– исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

– творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

– информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

– практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.) [2]

С 2014 года в Старооскольском городском округе реализуется муниципальный творческо-поисковый проект «Отечество.ru». (далее — Проект). Инициатором и координатором Проекта выступают педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность». Ежегодно в проекте принимают участие команды общеобразовательных организаций. Возраст участников: 5–7 классы. Каждый год Проект посвящен ярким событиям истории России, героическим личностям страны и имеет свое название.

В 2019/2020 учебном году Проект посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, называется «Моя любимая и непобедимая Россия» и включает в себя три этапа.

На первом этапе проекта, команды принимают участие в интеллектуальной игре «По страницам истории...».Интеллектуальная игра проводится в 4 тура:

1 тур блиц-опрос(подтема «Даты и цифры»);

2 тур брейн-ринг (подтема «Факты и События»);

3 тур интерактивная игра (подтема «Война в стихах и песнях);

4 тур конкурс капитанов (подтема «История войны в лицах»).

2 этап — это конкурс исследовательских работ, который проводится по двум номинациям: «Судьбы фронтовые» (о старооскольцах — участниках боевых действий Великой Отечественной войны); «Труд во имя Победы» (о старооскольцах — тружениках тыла).

Третий этап — конкурс буктрейлеров. На конкурс проектные группы представляют короткие видеоролики, в которых рассказывается о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне.

В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Более того, так как знания не даются в готовом виде, у участников активно стимулируется их самостоятельный поиск решения.

Показателем эффективности патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в патриотических социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся. [1]

Формирование патриота начинается с детства, со школы. Воспитать патриота — значит научить его любить отчий дом, родной край, уважать историю своей Родины, гордиться за свой народ и быть готовым его защищать.

Литература:

  1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. — 2010. — № 11.
  2. Казачкова, М. Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. — 2013.-№ 4.
  3. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Развитие творческих способностей учителя и учащихся [Текст]: материалы II межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Т. И. Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. — Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2011. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, проектная деятельность, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, интеллектуальная игра, конкурс, патриотическое воспитание школьников, педагог Центра, социальная активность, тур.


Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления...

Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников...

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников, формирование у учащихся

Участники: в Проекте принимают участие проектные группы учащихся 5–7 классов

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание...

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены результаты...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому...

Структура военно-патриотического воспитания школьников в учреждениях

‒ · социально-психологический (психологический климат в детском и подростковом коллективе)

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности...

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, Великая...

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающего поколения — это большая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное формирование любви к Родине...

Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления...

Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников...

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников, формирование у учащихся

Участники: в Проекте принимают участие проектные группы учащихся 5–7 классов

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание...

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены результаты...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому...

Структура военно-патриотического воспитания школьников в учреждениях

‒ · социально-психологический (психологический климат в детском и подростковом коллективе)

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности...

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, Великая...

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающего поколения — это большая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное формирование любви к Родине...

Задать вопрос