Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кулешова, Н. В. Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций (из опыта работы) / Н. В. Кулешова, Н. Н. Маслова, О. В. Морозова, А. К. Паносян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72949/ (дата обращения: 28.04.2024).



Перед нашими педагогами стоит задача — создать условия для приобщения детей к истории, традициям, культуре казачьего края, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения…».

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человекув отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Дошкольное учреждение работает по теме: «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста к национально-культурному наследию». На базе ДОУ открыта группа казачьей направленности,воспитанники приобщаются к истокам, традициям и быту кубанских казаков.

Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. Воспитатели создают среду, в которой дошкольник чувствует себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, фестивали проводимые в детском саду (Масленица. Яблочный спас, День любви.семьи и верности (Петра и Февроньи) Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием. Педагоги проводят ОИС. где дети в игровой форме знакомятся с бытом казаков, культурным наследием предков. Мы сотрудничаем с городским историческим музеем, детской библиотекой и с Курганинским районным казачьим обществом. Разработан план совместной работы. Проведены совместные мероприятия «Казачий круг, информационно-исторический круиз «Здесь я живу, и край мне этот дорог», «Кубанская ярмарка»,спортивные состязания «Казаки Кубанские славят край родной»,мероприятия по приобщению дошкольников к истории и традициям Кубанской семьи «Казачьему роду нет переводу»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Родители принимают участвуют в праздниках, развлечениях.

В результате данной работы в ребенок знакомится в общих чертах с историей, а так же традициями,рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Дети получают комплексное представление об окружающей их природе: с точки зрения науки,искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).Также улучшается поведение детей, происходят позитивные изменения во внутрисемейных отношениях.

Мы считаем, что раскрыться в полной мере ребенку возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре казаков.

Конспект образовательно-игровой ситуации по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Вареники да пироги нам кубанцам дороги»

Цель. На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитывать у детей уважение к людям труда и места человека в истории и культуре- уточнить и конкретизировать представление детей о труде взрослых (хлебороб, мельник, пекарь).- познакомить детей с историей культуры, природного, экологического своеобразия родного края.

Развитие музыкальной культуры и визуальной грамотности посредством создания экспозиции мини музея.

– воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Предшествующая работа

Экскурсия на кухню, музей кубанского быта, заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе, о гостеприимстве, чтение художественной литературы, презентация на тему «Хлеб всему голова».

Оборудование.

Ноутбук, презентация «Хлеб всему голова», модели-схемы последовательности выращивания зерновых культур, мини музей кубанского быта, фартуки, головные уборы, разделочные доски, скалки для разделывания теста (на каждого ребенка) . Противни, формочки для вырезывания кружочков из теста. Продукты для украшения булочек( изюм, сахарная пудра, различные кондитерские присыпки ).

Ход образовательной игровой ситуации.

Девочки приветствуют гостей.

1 девочка 2 девочка

Ну-ка, гости, проходите, Давно вас поджидаем, На убранство поглядите! У нас для каждого найдется Горница у нас большая, Местечко и доброе словечко. Да красивая какая!

Воспитатель в костюме кубанской казачки: Проходите, посмотрите, Гость в дом хозяйке радость. Да хозяйку похвалите.

Воспитатель: Дети, сегодня мы ждем гостей, а в народе говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами» ( какой смысл скрывает в себе эта пословица? ). Мы с вами углы нашей горницы-группы украшали целую неделю, а сегодня украсим наш стол чудесными пирогами, булочками. Но их изготовление дело непростое. Издавна наш народ относился к хлебу, пирогам, хлебобулочным изделиям очень уважительно (почему? ). Правильно дети, пироги могут быть сытным и полезным блюдом, давать человеку силу для труда, украшают праздничный стол, могут быть сладким десертом к чаю. Какие пироги пекут у вас дома? ( ответы детей) .

Загадки:

Широко, не море, Золото, а не деньги, Сегодня на земле, А завтра на столе? ( хлеб)

крошки хлеба (какие?) (хлебные) — посуда для хлеба (что это?) (хлебница) — квас из хлеба (какой?) ( хлебный) — человек,который печет хлеб (кто это?) ( хлебопек) — прибор для выпечки хлеба (что это?) (хлебопечка) — прибор для резки хлеба (что это?) ( хлеборезка)

Воспитатель: Я принесла волшебный сундучок, догадайтесь, что в нем.

Отгадайте легко и быстро:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят . (колос)

Вырос в поле дом, полон дом зерна, Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колос ).

Открывают сундучок, в сундучке лежат пшеничные и ржаные колоски

Вопросы:

Кто же эти колоски вырастил? ( хлеборобы) — А без чего не могут быть пироги? ( без муки). — - Как вы думаете, как получается мука? ( зерна везут на мельницу, там их жернова перемалывают на муку).

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим на экран и убедимся правильные ли ваши ответы. (презентация «Хлеб всему голова»).

Воспитатель : В сундучке лежат еще «умные картинки».Выложите на панно символы, которые расскажут о том, как создается хлеб( зерно, земля, солнце, влага, руки, хлебоуборочные машины, мельница, человек, булка). Почему именно эти картинки вы взяли? А о чем говорит символ «руки»? Отчего ты рожь золотая, ветерок спросил, пролетая? А в ответ колоски шелестят, золотые руки растят.

Верно, дети пироги не могут быть не только без муки, но и рук человека, труд которых всегда на Кубани обозначал кубанское хлебосольство. Как вы понимаете это слово? Будем же и мы с вами хлебосольными хозяевами. Для этого приступим незамедлительно к изготовлению пирогов. Прежде всего, нужно вымыть руки, надеть передник, головной убор.

Девочка читает :

Мы должны надеть передник, Спрятать косу под платок, И никто тогда неряхами нас не назовет.

Воспитатель: Правильно девочки, Кубанские казачки очень домовитые, аккуратные и бережливые. С чего мы начнем? В какой посуде казачки в старину замешивали тесто на пироги? ( макитра ). В какой посуде хранили молоко? ( глечик ).

Психогимнастика:

Возьмем большую «макитру» нальем в нее теплого молока из «глечика», положим дрожжи ( дети имитируют процесс). Размешаем все хорошенько, сюда же добавляем соль и сахар. Теперь просеем муку пшеничную с наших бескрайних кубанских полей, замесим густое тесто, помнем его, что бы было мягким и эластичным. Возьмем свой комок теста и переложим под чистую салфетку. Давайте скажем волшебные слова: — «Эни — бени, эни — бакс, вот и тесто у нас».( воспитатель снимает салфетку, под ней тесто приготовленное взрослыми за несколько часов до занятия). Ну что же, наше тесто готово, пора приступать к приготовлению булочек. Для лепки булочек у вас есть доски, посыпанные мукой. Дети начинают раскатывать небольшие комочки теста, раздается стук в дверь.

Воспитатель: Входи, кума.

Кума: Здорово, кума, здравствуйте детишки. Шла мимо, устала, дай думаю, зайду проведать. А вы чем тут занимаетесь? Никак галушки стряпаете? Ох, люблю я галушки, дюже люблю!»

Воспитатель: Здравствуйте, Мария Васильевна, присаживайтесь, отдохните, на нас подивитесь. Мы не галушки стряпаем, а догадайтесь, что?

Кума перечисляет: вареники, пончики, оладьи, плюшки, ватрушки, кренделечки.

Воспитатель: Нет, уважаемая Мария Васильевна, вы так много кубанских мучных блюд назвали, но одно забыли. Скажите дети хором. (булочки).

Кума: Булочки! А я люблю галушечки.

Воспитатель : Да не печальтесь, Мария Васильевна, дети покажут, как они научились стряпать, булочки и песню споют о галушечках.( исполняется шуточная кубанская песня «Галушечки»). В процессе работы гостья задает вопросы:

— Назовите сказки в которых встречаются хлебобулочные изделия («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси Лебеди», Красная Шапочка», «Царевна Лягушка»).

Гостья продолжает задавать вопросы:

Отгадайте легко и быстро, мягкий, пышный и душистый, он и черный он и белый, а бывает подгорелый. ( хлеб)

—Что на свете всего дороже?( хлеб ).

— А чем же он дорог?

— С чем будут булочки?

—Чем будут раскатывать тесто?

—Какой толщины оно будет?

— Чем будут украшать выпечку?

— Готовы ли булочки к выпечки, после того как их положили на противень?(смазать, дать расстояться).

Пирожки уносят в теплое место. Воспитатель предлагает детям отдохнуть «чаю откушать да гостью послушать». Дети накрывают на стол, усаживают гостью на почетное место.

Воспитатель: Издавна на Кубани как самовар на столе зашумит, так в доме мир и покой царит. Вся семья вокруг него кружком, Неторопливый разговор ведет ладком, Чашечка с чаем по кругу спешит, Кто ее взял пословицу говорит. ( дети принимают чайную пару и говорят пословицы о хлебе, труде, добре).

Пословицы:

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

—Гость на порог, не сиди на печи метай на стол калачи.

— Хлеб всему голова.

— Будет хлеб, будет и обед.

— Хлеб да вода, богатырская еда.

— Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска и в палатах возьмет тоска.

—Без соли не вкусно, без хлеба не сыто.

— Как хлеб на тол, так и стол престол, как хлеба ни куска, так и стол доска.

По окончании воспитатель задает вопрос:

— Без чего нет в доме радости? ( без хлеба, мира, дружбы, труда и гостей ). Благодарит гостью за доставленную радость. Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Много узнали про нашу малую родину, про наш родной кубанский край.

Кума: Прощаясь с вами, я желаю в мире жить,

Всем дружить, родным краем дорожить!

Основные термины (генерируются автоматически): хлеб, ребенок, воспитатель, Кубань, пирог, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, кубанский быт, народная культура, родной край.


Похожие статьи

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

Виртуальное путешествие по краю для детей старшего дошкольного возраста.

Наш экскурсионный тур называется — «Мой край родной, моя Кубань» слайд № 2(на слайде

Кубанская земля богата плодородной почвой (слайд№ 6). Важнейшей культурой на Кубани...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих...

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Ознакомление детей с историей и культурой Кубани проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося...

Жить с верой, знать традиции Кубани, любить Отечество!

Знания о родном крае — существенная часть интеллектуального, потенциала человека, гражданина.

На уроках учителя активизируют знания учащихся о родной Кубани, ее природе и

Уникальная экспозиция, оформленная по всем канонам культуры и традиций кубанского...

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего...

Успешность развития детей дошкольного возраста при знакомстве с родным краем возможна через предметную и трудовую деятельность, общение, игру. Последний компонент особенно важен, так как игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как...

Что такое народная культура? И что значит приобщать ребенка к ее истокам? Значит ли это, что ему нужно читать народные сказки? Да. Демонстрировать примеры декоративно-прикладного искусства? Да. Загадывать загадки, учить с ним небылицы и потешки? Да.

Сценарий музыкально-спортивного фольклорного развлечения для...

1 ребенок: На Кубани мы живем, На родной Кубани. Песни звонкие поем, Славим край делами.

Казачка проводит игру «Кубанский говор». Называет слова на кубанском говоре, а дети

край наш родной прославляли! Казачка: Вот и подошли к концу наши осенние гулянья.

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам...

Таким образом, наше дошкольное учреждение имеет благоприятные условия для внедрения педагогической технологии по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем — «Мой северный край».

Приобщение детей дошкольного возраста к народным...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... Родная культура, как отец и мать

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт...

Похожие статьи

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

Виртуальное путешествие по краю для детей старшего дошкольного возраста.

Наш экскурсионный тур называется — «Мой край родной, моя Кубань» слайд № 2(на слайде

Кубанская земля богата плодородной почвой (слайд№ 6). Важнейшей культурой на Кубани...

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре...

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской... русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на казачьих...

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Ознакомление детей с историей и культурой Кубани проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося...

Жить с верой, знать традиции Кубани, любить Отечество!

Знания о родном крае — существенная часть интеллектуального, потенциала человека, гражданина.

На уроках учителя активизируют знания учащихся о родной Кубани, ее природе и

Уникальная экспозиция, оформленная по всем канонам культуры и традиций кубанского...

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего...

Успешность развития детей дошкольного возраста при знакомстве с родным краем возможна через предметную и трудовую деятельность, общение, игру. Последний компонент особенно важен, так как игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре как...

Что такое народная культура? И что значит приобщать ребенка к ее истокам? Значит ли это, что ему нужно читать народные сказки? Да. Демонстрировать примеры декоративно-прикладного искусства? Да. Загадывать загадки, учить с ним небылицы и потешки? Да.

Сценарий музыкально-спортивного фольклорного развлечения для...

1 ребенок: На Кубани мы живем, На родной Кубани. Песни звонкие поем, Славим край делами.

Казачка проводит игру «Кубанский говор». Называет слова на кубанском говоре, а дети

край наш родной прославляли! Казачка: Вот и подошли к концу наши осенние гулянья.

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам...

Таким образом, наше дошкольное учреждение имеет благоприятные условия для внедрения педагогической технологии по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем — «Мой северный край».

Приобщение детей дошкольного возраста к народным...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... Родная культура, как отец и мать

традиция, приобщение дошкольников, ребенок, национальная культура, народный быт, народное творчество, родной край, русская народная культура, русский быт...

Задать вопрос