Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Хусаинова, С. В. Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации / С. В. Хусаинова, А. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 572-576. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70980/ (дата обращения: 07.05.2024).



Позитивное восприятие общественностью, проводимых преобразований, ввиду вполне закономерной заинтересованности в развитии демократических форм управления, оставляет за рамками анализа недостатки теоретико-методологических и технологических аспектов становления партнерских отношений в образовании.

Анализ научных разработок позволяет сказать, что сегодня термин «социальное партнерство» не получил должной теоретической проработки, а при определении содержательной наполненности социального партнерства часто используется определение, данное в трудовом законодательстве, которое имеет преимущественное использование в сфере социально-трудовых отношений.

Многие авторы, признавая значимость механизма социального партнерства в системе образовательного пространства, не дают ответ на главный вопрос, который заключается в определении перспектив использования механизма социального партнерства в образовательном пространстве.

Поэтому становится более значимым поиск возможностей реализации партнерских отношений в образовательной организации.

Организация социального партнерства в профессиональной образовательной организации основывается на следующем [9, с.44]:

  1. Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
  2. Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, управление муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит, так как полученные средства должны быть направленны на развитие образования именно в данном районе.
  3. Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики соответствовали ожиданиям рынка.

В профессиональной образовательной организации большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, так как опора — воспитательный потенциал семьи и родители являются главными социальными партнёрами образовательной организации [4, с.723].

Воспитывать положительное отношение студентов невозможно без активной помощи родителей, что осуществляется через включение родителей в общественную жизнь профессиональной образовательной организации. В плане воспитательной работы — это участие родителей в общественных мероприятиях, соревнованиях, профориентационные экскурсии на места работы родителей.

Для эффективной организации социального партнерства необходимо в течение года проводить мониторинг среди родителей, анализировать состав и структуру семей обучающихся детей.

Сегодня подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное образование в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Поэтому педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка.

Сузы сотрудничают с высшими учебными заведениями. Это образовательное партнерство осуществляется как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела — создания условий для получения выпускниками профессии, делающими при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.

Взаимодействие сузов с вузами и научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования, в связи с быстрыми изменениями в сфере образования, играют все более серьезную роль. Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогических работников.

Многие сузы наряду с вузами входят в состав учебно-научно-педагогических комплексов. Такое сотрудничество позволяет повысить качество образовательного процесса. С другой стороны, сузы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.

Сузы осуществляют взаимодействие с учреждениями культуры: театрами, музеями, библиотеками, домами культуры. Тесное систематическое сотрудничество с такими учреждениями позволяет включить студента в жизнь общества на уровне современной культуры, способствует осознанию им собственной культурной идентичности, формированию у него любви к Отечеству, чувства гордости за него, обеспечивает его эстетическое развитие, расширяет кругозор [8, с.361].

Такое сотрудничество зачастую позволяет наладить культурную жизнь в образовательной организации (создание театра, оркестра, музея, художественной студии). Посильная помощь со стороны обучающихся учреждениям культуры способствует становлению их субъектами собственной жизни и деятельности.

Также сузы сотрудничают с учреждениями дополнительного образования. Сегодня все спортивные школы предоставляют свою базу для проведения занятий учащихся. Многие учащиеся посещают секции, которые ведут тренеры — преподаватели ДЮСШ. Результаты этой работы учащиеся показывают, побеждая на различных соревнованиях. Однако, тренеры оказывают еще и неоценимую помощь и в деле формирования у студентов самодисциплины, а порой даже работы по улучшению качества знаний.

Сузы осуществляют также взаимодействие с молодежными общественными объединениями, которое направлено на создание единого социального воспитательного пространства для подростков и молодежи. Деятельность таких объединений должна быть направлена на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни с учетом формирования тех ценностей, которые являются приоритетными в современном обществе.

В молодежных общественных объединениях реализуются следующие цели [7, с.15]:

 развитие и саморазвитие студентов с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов;

 раскрытие творческого потенциала;

 социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности;

 социализация подростков во взаимодействии с социумом на основе признания таких ценностей, как человек, культура, отечество.

Взаимодействие с общественными объединениями позволяет сформировать у обучающихся позитивный социальный опыт, создает условия для применения в реальной общественной жизни и деятельности результатов обучения и воспитания, для расширения опыта гуманитарных отношений.

Беседы, викторины, выступления агитбригад, совместные мероприятия помогают учителям в нелегком процессе формирования личности учащегося. В данном направлении осуществляется также социальное партнёрство по реализации дополнительного образования: представители общественных движений предлагают студентам заниматься различными видами общественной деятельности на условиях волонтерского движения, спортом, активным образом жизни.

Велика роль учреждения образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на молодежь из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета.

Организуя работу по формированию устремлений и интересов молодежи, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, суз эффективно решает задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности.

Одним из важных видов социального партнерства является взаимодействие суза с бизнесом. Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента представлены на рисунке 1 [5, с.102].

Рис. 1. Основные этапы практико-ориентированного обучения

Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует смыслы и профессионально важные качества.

Социальное партнерство с производственными предприятиями позволяет приобщать будущих специалистов к процессу социального преобразования общества и способствует профессиональному становлению студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные перед сузом задачи [6, с.233].

Практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.

В ходе учебной практики студенты овладевают опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция и т. д. [1, с.18]

Как правило, учебной практике предшествует изучение студентами дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» под руководством профессионала высокой квалификации. Результатом изучения этой дисциплины должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, в том числе о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о последовательности и методах их формирования в период обучения, что должно способствовать осознанному выбору профиля подготовки студентов.

В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием процесса производства продукта, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. [3, с.57].

Также приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием.

В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивированности обучения у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.

В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте.

Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы. Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов [2, с.79].

Таким образом, теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Такая деятельность позволяет наиболее эффективно и экономно оказывать помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Целью социального партнерства в современных условиях является формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержку субъектов для воспитания жизнеспособной личности.

Главной задачей социального партнерства для любого образовательного учреждения является повышение качества и эффективности образования.

Несмотря на то, что в педагогической литературе понятие партнерства используется совсем недавно, уже началось формирование нескольких подходов к пониманию партнерства в образовании на основе рассмотрения самого понятия с разных позиций:

 партнерство как система определенных взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением;

 партнерство предполагает определенную форму отношений, которые возникают в процессе деятельности по решению общих задач;

 партнерство строится на основе принципов: равноправия сторон в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач; дополнительности; добровольности; осуществления выбора путей на основе компромисса, доверия, равенства; взаимовыгодной заинтересованности сторон; правовой основы взаимодействия;

 партнерство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами: социально-педагогическое партнерство, процесс специально организованной совместной деятельности образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, с целью повышения его качества;

 партнерство — разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего стратегию единых действий;

 социальное партнерство — процесс и средство регулирования отношений между органами исполнительской власти, местного самоуправления, работодателями, профсоюзами и работниками в образовании, как отрасли бюджетной сферы посредством оптимизации содержания и структуры соглашений и коллективных договоров.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
  2. Воденникова Л. А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов// Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2016. — № 2. — 83–86.
  3. Деревягина Т. В. Понятие «социальное партнерство»: содержательный аспект// Высшее образование сегодня. — 2014. — № 9. — С. 34–37.
  4. Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума// Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 723–727.
  5. Руденко А. М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы/ А. М. Руденко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 125 с.
  6. Самыгин С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2015. — 480 c.
  7. Сластенин В. А., Подымова В. А. Эффективность образовательного процесса// Педагогическая наука и образование. — 2015. — № 7. — С. 12–16.
  8. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: Учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 636 c.
  9. Хромова К. В. Образовательные услуги и их специфика// Юридические науки и политология. — 2014. — № 4. — с. 44–46.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, образовательное учреждение, образовательная организация, практико-ориентированное обучение, профессиональная образовательная организация, студент, дополнительное образование, индивидуальное задание, образовательное пространство, образовательный процесс.


Похожие статьи

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования. Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке...

Проектирование индивидуальной образовательной...

Индивидуальная образовательная траектория — индивидуальный образовательный путь обучающегося, особенностью которого, в отличие

Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе / Л. В...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как

личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное образование, образовательный процесс...

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство. Актуальность проблемы развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных...

Социально-психологический тренинг как система подготовки...

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО.

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает: – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических...

Современная организация внедрения инновационной...

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО.

В условиях среднего профессионального образования инновационная образовательная и воспитательная системы являют собой такой способ...

Дополнительное математическое образование как среда...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог

кадетское образование, индивидуальный образовательный маршрут, принцип

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, ребенок, Управляющий совет...

Образовательное пространство и пространство «личное»...

Образовательное пространство непосредственно служит фактором осознанного

Образовательное пространство – фактор, определяющий процесс становления

Проблемные ситуации общения студентов в образовательном процессе связаны с...

Похожие статьи

дуальное обучение, образовательная организация, дуальная...

Дуальная форма обучения — одна из возможных форм организации образовательного процесса практико-ориентированного профессионального образования. Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке...

Проектирование индивидуальной образовательной...

Индивидуальная образовательная траектория — индивидуальный образовательный путь обучающегося, особенностью которого, в отличие

Байбородова, Л. В. принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе / Л. В...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как

личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное образование, образовательный процесс...

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство. Актуальность проблемы развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях...

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и

«Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных...

Социально-психологический тренинг как система подготовки...

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО.

Практико-ориентированный подход в подготовке...

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает: – освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических...

Современная организация внедрения инновационной...

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО.

В условиях среднего профессионального образования инновационная образовательная и воспитательная системы являют собой такой способ...

Дополнительное математическое образование как среда...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог

кадетское образование, индивидуальный образовательный маршрут, принцип

социальное партнерство, образовательный процесс, Центр, ребенок, Управляющий совет...

Образовательное пространство и пространство «личное»...

Образовательное пространство непосредственно служит фактором осознанного

Образовательное пространство – фактор, определяющий процесс становления

Проблемные ситуации общения студентов в образовательном процессе связаны с...

Задать вопрос