Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, Д. Б. Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи / Д. Б. Искандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70948/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.

Ключевые слова: методы, средства, первая помощь, педагогические работники.

Тема оказания первой помощи каждому работнику, а особенно детям в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах этого здания ежедневно подвергается различным опасностям: во время приема пищи он может подавиться, во время физкультурного занятия получить различные виды травм и др. Помимо этого, вследствие различных причин у ребенка и любого работника может наступить критическая ситуация — это остановка сердца и отсутствие дыхания, при которой ему потребуется незамедлительное оказание первой помощи.

В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать педагог в экстренной ситуации, если ребенок, к примеру, перестал дышать, или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия.

Согласно пункту 11 статьи 41 ФЗ № 313 от 3 июля 2016г. «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны обучаться навыкам оказания первой помощи. [6]. Поэтому правила оказания первой помощи, необходимо знать всем педагогическим работникам ДОО, так как правильно и своевременно оказанная первая помощь имеет большое значение для выздоровления. В том числе своевременное оказание первой помощи позволит снизить материальные потери государства, вызванные лечением, медицинской и социальной реабилитацией пострадавших.

Периодичность прохождения обучения для специалистов и руководителей устанавливается один раз в три года. Для работников рабочих профессий и педагогических работников обучение оказанию первой помощи должно проводиться периодически — не реже одного раза в год. Новые сотрудники должны быть обучены не позднее, чем через месяц после приема на работу. Такое требование прописано в пункте 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 [4].

Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Вариантов несколько: направить работников на обучение в специализированный учебный центр или обучать внутри организации.

Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку и знания, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации «Инструктора массового обучения навыкам оказания первой помощи», в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н. Этим документом утвержден перечень состояний, при которых оказывают первую помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи [5].

Основная цель обучения — подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.

Методы обучения — это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками

признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. [2. с. 9].

В процессе обучения используют активные и интерактивные методы

обучения. Активные методы обучения предполагают равное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе, а интерактивные методы обучения активное взаимодействие обучающихся друг с другом. Преподаватель, при этом, создает условия для этого взаимодействия.

Также используются общепринятые методы такие как:

  1. Словесные методами обучения основам оказания первой помощи являются: лекционные занятия, объяснение, беседа, диалог (диалог преподавателя с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом).

Например, лекция — это процесс подачи обучающимся теоретического материала за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной.

  1. Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов (рисунки, плакаты, фотографии; модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжей), видеоматериалы и тому подобное.).
  2. Практические занятия служат формой осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Эти занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Решение ситуационных задач направлена на отработку обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной. Для этого преподавателю необходимо оформить условное место происшествия, назначить условных пострадавших и проинструктировать их.

Средства обучения основам первой помощи — это различные объекты, предметы, материалы, используемые преподавателем и обучающимися в образовательном процессе, которые обеспечивают более эффективную реализацию форм, методов, содержания, цели [6. с.12].

Основные функции средств обучения заключаются в обеспечении:

– наглядности обучения; информативности; интегративности; адаптивности;

– компенсаторности; инструментальности. [1].

По своему функциональному предназначению технические средства (ТО) обучения подразделяются на:

– информационные ТО (телевизоры, компьютеры, и другие). Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

– обучающие ТО обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.

– контролирующие ТО это всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.

Учебные кабинеты оснащаются средством обучения основам первой помощи. Их условно можно разделить на аудиовизуальные средства, учебно-наглядные пособия (стенды, плакаты, чертежи, таблицы, инструкции, фотографии, рисунки, схемы) и вспомогательное оборудование (тренажёры типа робот-тренажер «Гоша») и контролирующие устройства).

Контролирующие устройства служат для фронтальной проверки знаний учащихся, а также для контроля отдельных параметров практических навыков и действий.

Таким образом можно сделать вывод, что при обучении педагогических работников основам первой помощи использование активных, интерактивных, а также традиционных методов и средств обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность.

Литература:

  1. Елистратов К. А. Современные средства обучения в совершенствовании организации обучения учащихся основам первой помощи и психологической защиты в школе // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 328–331. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39996/ (дата обращения: 08.01.2020).
  2. Зельдович, Б. З. Активные методы обучения: учеб. пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. —2-е изд. испр. и доп., — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —201с
  3. Федеральный закон № 313 от 3 июля 2016 г № 313 о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200658/ (дата обращения 23.11.2019 г).
  4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»— URL: http://ivo.garant.ru/#/document/185522/paragraph/50:0 (дата обращения 05.11.2019).
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 129862 (дата обращения 11.12.2019г).
  6. Чугайнова, Л. В. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Л. В. Чугайнова. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2018. — 80 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/86552.html (дата обращения: 08.01.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): помощь, навык оказания, работник, средство обучения, метод обучения, обучение, оказание, образовательный процесс, процесс обучения, Россия.


Похожие статьи

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня очень актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство...

Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности...

Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с

Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах

Формирование и развитие практических умений и навыков — важнейшее условие подготовки...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением. Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже давно употребляются как синонимы, когда речь идет о получении

Как организовать электронное обучение? В чем плюсы и трудности организации электронного обучения?

Особенности применения технических средств при организации...

- помогают расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию учащимся быстрее, чем при

- Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно...

Современные средства обучения в совершенствовании...

Ключевые слова: обучение, первая помощь, средства обучения, чрезвычайная ситуация, программа. Сегодня одним из общепризнанных недостатков подготовки населения в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которая включает изучение оказания первой...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал...

1. Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения. Необходимо соединять традиционные формы обучения с компьютерными и построить на этой основе эффективную дидактическую систему...

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании...

Особого внимания, в частности, заслуживают интерактивные методы обучения, которые предусматривают совместное обучение студента и преподавателя. Процесс обучения направлен на достижение конечного результата, то есть на коэффициент усвоения учебного...

Похожие статьи

Применение активных методов обучения как одно из средств...

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня очень актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство...

Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности...

Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с

Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах

Формирование и развитие практических умений и навыков — важнейшее условие подготовки...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением. Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже давно употребляются как синонимы, когда речь идет о получении

Как организовать электронное обучение? В чем плюсы и трудности организации электронного обучения?

Особенности применения технических средств при организации...

- помогают расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию учащимся быстрее, чем при

- Чтобы эффективно использовать современные технические средства обучения в учебных заведениях, этот процесс должен стать как можно...

Современные средства обучения в совершенствовании...

Ключевые слова: обучение, первая помощь, средства обучения, чрезвычайная ситуация, программа. Сегодня одним из общепризнанных недостатков подготовки населения в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которая включает изучение оказания первой...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал...

1. Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения. Необходимо соединять традиционные формы обучения с компьютерными и построить на этой основе эффективную дидактическую систему...

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании...

Особого внимания, в частности, заслуживают интерактивные методы обучения, которые предусматривают совместное обучение студента и преподавателя. Процесс обучения направлен на достижение конечного результата, то есть на коэффициент усвоения учебного...

Задать вопрос