Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Костовская, Н. И. Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе / Н. И. Костовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 576-577. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70942/ (дата обращения: 07.05.2024).



Среди многочисленных нарушений развития группа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является наименее изученной в плане их образования и возможностей социальной реабилитации. Здесь следует напомнить о том, что не только познавательное развитие определяет успешность социализации. Важнейшее значение имеет психосоциальное развитие.

В норме человек воспринимает окружающий природный и социальный мир, а формирующиеся при этом образы — результат психического отражения — соответствуют таковым у «нормальных» людей [1, с. 103]. Поэтому люди и могут продуктивно взаимодействовать с другими, понимая их эмоции, потребности, намерения, в определенной мере и мысли (чувства).

Для поведения таких детей характерны стереотипность, приверженность к своим предпочитаемым видам занятий, которые для других людей странные, неадекватны и не имеют цели.

Типичны также неадекватные проявления (крик, агрессия и пр.), возникающие в ответ на попытки прервать эти занятия, приучить ребенка к необходимым для определенного возраста способам правильного поведения. Фактически всегда отмечаются проблемы с речью [1, с. 105]. В некоторых случаях дети остаются безречевыми, однако чаще это мутизм, а не какое-то специфичное речевое нарушение. Речь других отстает в своем развитии, носит своеобразный характер, не направлена на коммуникацию.

Исходя из этого принципы работы в классе с детьми РАС следующие:

− проговаривание хода занятия, а также конкретных упражнений заранее;

− предсказуемость;

− избегать резких движений и повышенного тона;

− четкие инструкции;

− как можно меньше фонового шума.

При наличии ребенка с РАС и сохранным интеллектом в 1 классе следует в первую очередь создать толерантную среду. Учет особенностей проявляется в спокойно-ненавязчивом и достаточно стереотипном взаимодействии с ребенком, способствующем его комфортному психологическому состоянию. Следует способствовать использованию имеющихся знаний и навыков в ситуациях, отличных от тех, в которых они были получены. Ребенок нуждается в похвалах, но крайне важно, чтобы они не вызывали у него дискомфорта [2, с. 47]. Отрицательные словесные оценки деятельности могут оказывать разрушительное влияние, более продуктивна жетонная система оценивания. И в начальных, и в последующих классах следует особое внимание уделять проверке понимания смысла задания. Внимание следует уделять и подбору правильных инструкций для обучения. Важно научить ребенка быть внимательным к словам взрослого, осознавать учебную ситуацию, в которой взрослый дает задание, а ребенок выполняет его [2, с. 50].

В классе, согласно нормам СанПиН, не должно быть более 1–2 обучающихся с РАС [3]. Большее количество учеников с РАС в одном классе может приводить к нежелательным последствиям. Именно поэтому не надо создавать отдельные классы для РАС. Для успешной адаптации ребенка в школе обучающиеся должны видеть примеры адаптивного поведения, которое не связывается непосредственно с уровнем интеллектуального развития, а потому, в соответствии со своими интеллектуальными возможностями, ребенок с аутизмом может получать образование и в классе для детей с интеллектуальными нарушениями, значительная часть которых ведет себя вполне адаптивно.

Специалиста, работающие с детьми РАС должны постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации таких детей. Это направление работы должно быть заложено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Коммуникативные навыки и прекрасно формируются при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых игр, если учитель целенаправленно работает в этих направлениях [2, с. 50]. Очень важно отработав какой-то навык, применить его в других ситуациях. Например, если ребенок научился покупать булочку в школьной столовой, можно предложить родителям попробовать чтобы ребенок купил сам что-то в магазине.

В 1 классе важен процесс адаптации, принятие всех школьных правил: когда встают, когда молчат, когда говорят, когда руку поднимают. Получается, в младших классах педагоги учат очень большому количеству предакадемических вещей, чтобы в средней школе уже уметь поддерживать отношения со сверстниками.

Специалисты в области раннего детского аутизма (РДА), глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития при аутизме, утверждают, что в большинстве своем дети-аутисты обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.

Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков — от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в России есть дети с РАС, которые не включены в всеобщую образовательную систему из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы. Однако при условии эффективной и своевременной коррекционной работы дети из третьей и четвертой, а иногда и из второй группы вполне могут быть успешно подготовлены к обучению по программе общеобразовательной школы.

Конечно, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не дает гарантии на эффективное освоение учебного материала. Добиться максимальных успехов можно при наличии специальных условий, официально согласованных с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК):

− ресурсные классы;

− адаптированная учебная программа;

− на первом этапе — присутствие рядом с учеником тьютора (индивидуального сопровождающего, который посещает занятия вместе с ребенком и помогает ему наладить взаимодействие с учителями и другими учениками);

− непрекращающаяся АВА-терапия, как основа коррекционной и воспитательной работы с аутичным ребенком.

Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение аутистов в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению аутизма, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку — и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».

Литература:

  1. Инденбаум Е. Л. Социокультурная реабилитация и мониторинг развития обучающихся с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие / Е. Л. Инденбаум. — Иркутск: Изд-во «Репроцентр А-1», 2020. — 209 с.
  2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 22.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, аутичный ребенок, РАСА, ребенок РАС.


Похожие статьи

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок...

В семьях, воспитывающих детей с РАС, больше выраженно эмоциональное отвержение ребенка, находящееся в прямой корреляционной

Из опыта работы с аутичными детьми. Теревинф, 2003 г. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА...

Одно из важных проявлений РАС у детей — нарушение развития речи. Данное расстройство, в первую очередь, захватывает коммуникативную функцию, т. е. ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. Если же речь отсутствует вовсе, невербальные...

жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной...

< >Дети с РАС — это категория детей с наиболее тяжелыми и труднокоррегируемыми

Среди семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития, семьи аутичных детей

< >Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с РАС...

ребенок, навык, аутичный ребенок, реакция, провоцирование...

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и исходя из этого подобраны способы и формы

Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, аутичный ребенок, навык, игра...

Работа с детьми РАС, РДА в МБДОУ «Детский сад...»

Никольская О. С. Аутичный ребенок.

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать.

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок...

Матери детей с РАС посвящают свою жизнь больному ребёнку, замыкаются на своих проблемах и проблемах в поведении ребенка, ограничивают круг общения, уходят с работы (16 из 22-х обследованных матерей не работают и находятся дома по уходу за ребенком).

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития

Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут существенно запаздывать.

Дети-аутисты слабо (зачастую никак) реагируют на обращенную речь взрослого.

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические...

Отечественные специалисты предлагают в работе с детьми с РАС делать акцент на коррекцию эмоциональных нарушений, создавать потребность в

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и.

Особенности работы с детьми, имеющими различные степени...

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная работа, игра, двигательная активность, ранний детский аутизм. Соматический и неврологический статус детей с аутизмом. Понятие детский аутизм включает в себя...

Дети с РАС, а так же с тяжелыми дистониями развития требуют...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аутизм, развитие ребенка, РАСА, ранняя диагностика, расстройство, эволюционный отбор.

Сопровождение требуется не только ребенку с аутизмом и РАС, но и всей семье, в которой он воспитывается.

Похожие статьи

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок...

В семьях, воспитывающих детей с РАС, больше выраженно эмоциональное отвержение ребенка, находящееся в прямой корреляционной

Из опыта работы с аутичными детьми. Теревинф, 2003 г. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, РАСА...

Одно из важных проявлений РАС у детей — нарушение развития речи. Данное расстройство, в первую очередь, захватывает коммуникативную функцию, т. е. ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. Если же речь отсутствует вовсе, невербальные...

жизненный путь, ребенок, РАСА, рождение ребенка, больной...

< >Дети с РАС — это категория детей с наиболее тяжелыми и труднокоррегируемыми

Среди семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития, семьи аутичных детей

< >Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с РАС...

ребенок, навык, аутичный ребенок, реакция, провоцирование...

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и исходя из этого подобраны способы и формы

Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, аутичный ребенок, навык, игра...

Работа с детьми РАС, РДА в МБДОУ «Детский сад...»

Никольская О. С. Аутичный ребенок.

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать.

ребенок, родитель, семья, аутичный ребенок, больной ребенок...

Матери детей с РАС посвящают свою жизнь больному ребёнку, замыкаются на своих проблемах и проблемах в поведении ребенка, ограничивают круг общения, уходят с работы (16 из 22-х обследованных матерей не работают и находятся дома по уходу за ребенком).

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития

Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут существенно запаздывать.

Дети-аутисты слабо (зачастую никак) реагируют на обращенную речь взрослого.

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические...

Отечественные специалисты предлагают в работе с детьми с РАС делать акцент на коррекцию эмоциональных нарушений, создавать потребность в

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и.

Особенности работы с детьми, имеющими различные степени...

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная работа, игра, двигательная активность, ранний детский аутизм. Соматический и неврологический статус детей с аутизмом. Понятие детский аутизм включает в себя...

Дети с РАС, а так же с тяжелыми дистониями развития требуют...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аутизм, развитие ребенка, РАСА, ранняя диагностика, расстройство, эволюционный отбор.

Сопровождение требуется не только ребенку с аутизмом и РАС, но и всей семье, в которой он воспитывается.

Задать вопрос