Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Саванина, Н. Ф. Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста / Н. Ф. Саванина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 558-559. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70837/ (дата обращения: 07.05.2024).



Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в эти годы формируются моральные качества личности. Это объясняется высокой детской восприимчивостью, особой податливостью влияния взрослых, в результате которого он перенимает их опыт действий, суждений, оценок.

Нравственное развитие ребенка дошкольника — сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы на «словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников.

В то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа — нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

«И пусть это только зачатки, ростки подлинной радости. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений», — писал Е. В. Субботский.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

– четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

– гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;

– создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания, а мотивы бескорыстного отношения друг другу, ценность совместной деятельности.

В процессе формирования нравственного поведения детей мы основываемся в своей работе на те ценности и положительные качества личности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Для этого используем интерактивные формы и методы работы с детьми для организации детской деятельности:

– Это личный пример взрослых: воспитателя и помощника;

– Традиции группы: «Утро добрых встреч», «День сказок»;

– Этические беседы на темы: «Беседа о вежливых словах», «Беседа о чуткости», «Беседа о заботливости», «Беседа о добром поступке», «Беседа о дружбе» и др.

– Чтение художественных произведений на нравственную тематику: Г, Сапгир «Самые слова», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Печенье», рассказы К. Ушинского и др.

– Реализация проекта «Учимся играть и общаться», так как в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Дети через дидактические и малоподвижные игры учатся взаимодействию друг с другом, умению адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей;

– Сюжетно-ролевые игры. Ведь игра — это своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает детей, воздействует на их чувства. Вживаясь в роль, дети соответственно ведут себя: проявляют доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. И именно в сюжетно-ролевой игре формируется умение устанавливать межличностные отношения, соблюдая этикетные нормы, что обусловлено правилами той или иной игры. Например, в игре «Магазин» прививаются правила культуры поведения в общественных местах: вежливого обращения к продавцу, благодарность за покупку и т. д.

– Проигрывание проблемных ситуаций;

– Празднование дней рождений детей с веселым концертом и подарками, приготовленными своими руками;

– Соблюдение «Правил Кота Леопольда» (совершенствуем такие качества как: доброта, вежливость, справедливость)

Все эти правила не заучиваются специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример дети, хорошо усвоившие эти правила, поощряются те, у кого появляются достижения. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности является игра, в жизни старшего дошкольника большое место занимает образовательная деятельность, для того чтобы она была продуктивной, создаю условия для поддержания у детей положительно-эмоционального состояния. Тогда ребенок охотнее выполняет указание, активнее участвует в беседе, увереннее отвечает, не боясь допустить ошибку. Это способствует развитию у него нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, добросовестности.

Нравственные качества формируются в деятельности, ведь ребенок приобретает знания, умения, навыки, моральные представления и нравственное поведение в активной форме, а не в результате пассивного восприятия тех сведений, которые сообщают ему взрослые. Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках ДОО. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием ребенка в семье, координацию усилий педагога и родителей. Главной целью данной работы, является повышение компонента педагогической культуры родителей в приобретении знаний о нравственных качествах детей, навыков культуры поведения. Эту работу осуществляем через следующие мероприятия:

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– «Круглый стол» по любой теме;

– родительский клуб

– тематические выставки;

– устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

– семейные спортивные встречи;

– почта доверия, телефон доверия;

– семейные проекты;

– интеллектуальные ринги детей и родителей;

– интервью с родителями и детьми на определенные темы;

– родительская гостиная;

– конкурс семейных талантов;

– портфолио семейного успеха;

– тренинги;

– аукцион секретов воспитания и др.

Таким образом, использование разнообразных интерактивных форм в своей работе, позволяет нам значительно улучшить отношения с семьями воспитанников, повысить педагогическую культуру родителей, а также расширить представления детей о нравственно-этических нормах поведения.

Таким образом, с каждым годом проблема нравственного воспитания детей становится все актуальней, поэтому эту работу мы будем продолжать, ведя поиск эффективных новых форм, методов и приемов работы.

Литература:

  1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2002.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / Р. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1980.
  3. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста/Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика — Синтез, 2000.
  4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников/Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, беседа, игра, педагогическая культура родителей, работа, сторона взрослых.


Похожие статьи

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки

В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в

Наряду с перечисленными методами и приемами работы с детьми, проводилась работа и с родителями.

Педагогическая культура родителей как...

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Использование игры в процессе формирования культуры...

ребенок, взрослый, Сын, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения, носовой

ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык

Из беседы мы попытались узнать, что их волнует более всего, что в поведении ребёнка радует...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего...

Во время беседы родители дают характеристику поступкам, которые ребенок совершал в общении со сверстниками и взрослыми или

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения детей. Игра дает ребенку в яркой, доступной и очень...

Организация работы с педагогами по формированию культуры...

Формирование культуры поведения дошкольника представляет собой целостный процесс.

В работе над этим блоком могут быть использованы разные формы работы с педагогами.

Это могут быть такие формы работы как анализ передового педагогического опыта, дискуссии и т...

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные...

Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с

Опыт работы с воспитанниками показал, что эффективным приемом являются утренние беседы с

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Библиографическое описание: Барсукова, О. В. Конспект беседы с родителями по теме: «Детские

Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура деятельности — сформированное у ребенка умение следить за порядком

Культура общения подразумевает сформированное у ребенка умение уважать окружающих

Данный процесс Р. С. Буре представляет как перевод взрослым для ребенка моральных норм...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников...

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Формирование культуры поведения у дошкольников

Способы педагогического воздействия на детей разнообразны.

Этическая беседа с детьми помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения.

Похожие статьи

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки

В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в

Наряду с перечисленными методами и приемами работы с детьми, проводилась работа и с родителями.

Педагогическая культура родителей как...

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Использование игры в процессе формирования культуры...

ребенок, взрослый, Сын, дошкольный возраст, детский сад, культура поведения, носовой

ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык

Из беседы мы попытались узнать, что их волнует более всего, что в поведении ребёнка радует...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего...

Во время беседы родители дают характеристику поступкам, которые ребенок совершал в общении со сверстниками и взрослыми или

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения детей. Игра дает ребенку в яркой, доступной и очень...

Организация работы с педагогами по формированию культуры...

Формирование культуры поведения дошкольника представляет собой целостный процесс.

В работе над этим блоком могут быть использованы разные формы работы с педагогами.

Это могут быть такие формы работы как анализ передового педагогического опыта, дискуссии и т...

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные...

Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с

Опыт работы с воспитанниками показал, что эффективным приемом являются утренние беседы с

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Библиографическое описание: Барсукова, О. В. Конспект беседы с родителями по теме: «Детские

Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура деятельности — сформированное у ребенка умение следить за порядком

Культура общения подразумевает сформированное у ребенка умение уважать окружающих

Данный процесс Р. С. Буре представляет как перевод взрослым для ребенка моральных норм...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников...

В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.

Формирование культуры поведения у дошкольников

Способы педагогического воздействия на детей разнообразны.

Этическая беседа с детьми помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения.

Задать вопрос