Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Никешин, Н. С. Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами / Н. С. Никешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 373-378. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70812/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор пытается предложить механизм перевода общеобразовательной школы на новый путь развития по направлению «Технологическое образование.

Ключевые слова: технологическое образование, проектирование в образовании, образовательная система, управление проектированием.

По получению Президента России В. В. Путина в 2016 году была разработана Концепции технологического образования в системе общего образования. Именно 2016 год стал отправной точкой реализацией Национальной технологической инициативы, что потребовало от российского образования подготовки новых, высококвалифицированных кадров, способных управлять и действовать с полной отдачей сил и умственных способностей. Начало такой подготовки возложено на общеобразовательную школу в виде ответственного отношения к технологическому образованию. Появилась необходимость воспитания профессиональных кадров, обладающих качествами менеджера, способными управлять как педагогическим процессом в целом, так и отдельными его составными частями и элементами, такими, например, как управление проектированием индивидуальных учебных планов (ИУП).

Управление проектированием — организация процесса разработки нового объекта, позволяющая наилучшим образом получить эффективное решение в виде соответствующего комплекта документации в рамках условий поставленной задачи. Управление проектированием является составной частью менеджмента [2].

Исследователь Шевченко А. И. предлагает обратить внимание на то, что в современной педагогической науке изучение проектирования может вестись с различных, хотя и связанных определенным образом друг с другом позиций. С одной стороны в проектировании можно видеть только компонент деятельности преподавателя или руководителя образовательного учреждения, с другой стороны — функцию прогнозирования, программирования и другое. С третьей стороны проектирование в образовании может рассматриваться как особый механизм управления образованием. По убеждению автора проектирование в образовании является организованной системой деятельности, которая направлена на осуществление комплексных исследований и проектных разработок. Такие разработки обеспечивают развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, способствующей удовлетворению потребности в образовании личности, общества, в котором она живет, и потребности самих образовательных систем [8].

Целью проектирования в образовании является обеспечение необходимого комплекса условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое.

Результатом проектирования в образовании являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

Объектом педагогического проектирования является образование как форма общественной практики, а предметом — совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства.

Педагогическое проектирование в образовании подчиняется определенной логике, которую можно представить в виде совокупности

последовательно сменяющих друг друга видов деятельности — анализа актуальных проблем или ситуаций, концептуализации, программирования, планирования и конструирования новой образовательной практики. А также форм организации деятельности субъектов, включенных в процесс проектирования.

Следует отметить, что в ходе реализации проекта может возникнуть реальная необходимость его коррекции, осуществление управленческой деятельности допроектирования и перепроектирования.

Рассматривая сущность педагогического проектирования, следует иметь в виду не только деятельность педагога как основного проектировщика, но и конкретный продукт его деятельности — определенный проект, созданный для изменения существующего положения дел. Поэтому под педагогическим проектированием следует понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование.

Исследователь Н. А. Заруба провела обзор зарубежного и российского опыта в управлении проектами в образовании. Им проведен анализ основных проблем проектирования. Автор подчеркивает, что система управления проектами в образовании не должна иметь застывший вид, так как она должна подстраиваться под становление российского общества. Это трансформируется в необходимость поиска новых эффективных, гибких и адаптивных систем управления. Изучение особенностей управления проектированием в зарубежных системах образования, является предметом управленческого мышления и анализа, осуществленного Н. А. Заруба. На основе проведенного анализа, автором были не только определены особенности управления проектированием зарубежных систем образования, но и обоснована необходимость применения адаптивного подхода к управлению разработкой и реализацией проектов в вопросах управления проектированием в российском образовании, в том числе ИУП [4].

Педагог-практик О. С. Иванова указывает на то, что управление проектной деятельностью администрации российских школ и их педагогических коллективов активизировалось в условиях реализации ФГОС общего образования. По убеждению автора, технология проекта направлена на мобилизацию творческого потенциала педагогических работников для быстрого эффективного достижения каких-либо поставленных перед образовательной организацией кардинальных управленческих решений [6].

При этом управленческая деятельность должна быть не только направлена на конкретный результат и расширение творческого потенциала педагога, но и должна быть достаточно понятна остальным субъектам для ее реализации: учащимся и их родителям.

Программа проектных действий педагога должна соответствовать задачам повышения методической компетентности учителя. Уровень такой компетентности повышается за счет внедрения в деятельность научно-исследовательских и опытно-экспериментальных направлений, что характеризуется логикой, этапностью, специфическим содержанием, и, естественно, управлением.

Участие педагогического работника в реализации проектных задач способствует обеспечению его профессионального развития, самореализации, самосовершенствованию, мотивации на результат, представляемый в самых разных формах защиты реализованного проекта: выступление, публикация, участие в конкурсе, а также в форме получения значимого результата у самих учеников, с которыми педагог взаимодействует.

Педагогический опыт О. С. Ивановой доказывает, что проектная деятельность педагогов образовательной организации может быть организована в двух формах: это могут быть проекты, инициированные руководством школы для решения внутришкольных проблем, а также проекты, которые образовательная организация реализует совместно с организациями дополнительного профессионального образованию [6].

К важнейшим управленческим элементам образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» относятся следующие:

− умение педагогического работника способствовать освоению учащимися рукотворного мира в форме его воссоздания, понимания его функционирования и возникающих проблем, в первую очередь, через создание и использование учебных моделей (реальных и виртуальных), которое стимулирует интерес обучающихся и облегчает освоение ими других предметов;

− управление изготовлением объектов, знакомящих обучающихся с профессиональными компетенциями и практиками; организация ежегодного практического знакомства учащихся с 3–4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий) и более углубленно — с одним видом деятельности через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс;

− управление процессом приобретения учащимися практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни [7];

− управление процессом формирования универсальных учебных действий учащихся:

а) освоение ими проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта;

б) изобретение, поиск принципиально новых для обучающегося управленческих решений;

− формирование ключевых компетентностей:

а) информационной, коммуникативной, навыков командной работы и сотрудничества;

б) инициативности, гибкости мышления, предприимчивости, самоорганизации;

− управление процессом ознакомления обучающихся с гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике территории проживания обучающихся, с миром профессий и организацией региональных рынков труда.

Управление проектированием предмета «Технология» способствует созданию условий для повышения профессиональных качеств педагога и мониторинга талантливых детей, подростков и молодых людей, построения ими в дальнейшем успешной профессиональной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развития интеллектуального потенциала страны [28].

Эти цели могут быть достигнуты путем формирования современной системы управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен управлять процессом научно-технического творчества учащихся в условиях общеобразовательной школы и дополнительных учреждений, включая систему оценивания индивидуальных достижений [3].

В рамках управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности на этапе начального образования технология и технологические проекты выступают в роли пространства для развития творческого потенциала детей и их изобретательства, а также мотивирующего фактора для освоения других предметных областей.

Управление проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности направлено на следующее:

− воспитание у учащихся настойчивости и трудолюбия;

− формирование у них технологического мышления.

− знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с изобразительным искусством, с технологиями дома, с художественными промыслами народов России и коренных народов региона проживания [4].

В процессе управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности на основе технологического образования у учащихся общеобразовательной школы должны быть сформированы универсальные учебные действия и оперативное введение учащихся в образовательную деятельность (таблица 1) [1].

Таблица 1

Управление формированием универсальных учебных действий имероприятий по оперативному введению учащихся вобразовательную деятельность предметной области «Технология»

№ п/п

Направление

Компоненты

1

Формирование универсальных учебных действий учащихся

– проектная деятельность по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта;

— изобретательская деятельность как поиск принципиально новых решений формирование ключевых компетентностей;

— информационная деятельность;

— коммуникативные умения;

— организация самоконтроля;

— формирование навыков работы в коллективе и сотрудничестве;

— воспитание инициативности;

формирование у учащихся гибкости мышления;

— воспитание предприимчивости.

2

Оперативное введение обучающихся в образовательную деятельность

– компьютерное черчение;

— промышленный дизайн;

— 3D-моделирование;

— прототипирование;

— цифровое производство;

— аддитивные технологии;

— нанотехнологии;

— робототехника;

— технологии умного дома;

— интернет вещей;

— технологии в области механической обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с ЧПУ);

— электротехники и электроники, электроэнергетики, автоматики; строительства;

— транспорта;

— агро- и биотехнологии;

— обработки пищевых продуктов;

— СМИ, рекламы, маркетинга.

На базе основного общего образования педагог должен заботиться о следующем:

− формирование умения учащихся изготавливать объекты, знакомящие с профессиональными компетенциями и практиками;

− ежегодное практическое знакомство учащихся с 3–4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий), более углубленно — с одним видом деятельности;

− приобретение учащимися практических умений и опыта, необходимых им для разумной организации самостоятельной жизни.

В МБОУ «Сургутская технологическая школа» («СТШ») управление проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках технологического среднего общего образования осуществляется с учетом профиля, реализуемого в рамках основной образовательной программы.

Механизм перевода МБОУ «СТШ» на новый путь развития представлен на рисунке 1 [1].

Рис.1. Механизм перевода МБОУ «СТШ» на новый путь развития

Наличие определенных проблем, выявленных в результате анализа образовательной системы «СТШ», требует формулирования задач, решение которых обеспечит повышение эффективности реализации системы технологического образования и воспитания в условиях реализации ФГОС ОО, создания школы технологической направленности.

В связи с необходимостью решения такой проблемы, как устранение низкого уровня показателей качества усвоения технологической образовательной программы, предлагается решение следующих задачи:

− проанализировать реализуемые учебно-методические комплексы и определить их эффективность для учащихся различных образовательных потребностей в условиях реализации ФГОС, создания технологической школы;

− осуществить выбор и применение в образовательной деятельности оптимальных технологий, форм, методов, средств технологического обучения и воспитания учащихся различных образовательных потребностей путем повышения профессионального мастерства педагога технологического образования.

Устранение проблемы создания системы профориентационной работы в направлении технологического образования подразумевает решение следующих задач:

− расширить и совершенствовать систему дополнительного технологического образования с учетом запросов учителей, обучающихся и их родителей;

− обеспечить эффективное функционирование Центра дополнительного образования.

Для оптимальной реализации урочной и внеурочной системы воспитания и обучения очевидна необходимость повышения уровня профессиональной компетентности учителей, реализующих работу с учащимися различных образовательных потребностей, следовательно, необходимо решение следующих задач:

− мотивировать педагогических работников на повышение своего профессионального уровня в области технологического образования и управления проектированием ИУП;

− разработать план повышения квалификации руководящих и педагогических работников по направлению технологического образования с использованием внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих эффективность управления ИУП.

Проблема реализации эффективного сопровождения и поддержки одаренных детей подразумевает решение задач:

− определить направления работы с одаренными учащимися как приоритетного в системе научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей образовательной организации в рамках ИУП;

− совершенствовать условия для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в направлении технологического образования (интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы и соревнования в системе дополнительного образования).

С целью повышения мотивации учащихся к дополнительным занятиям технологической направленности считаем необходимым решение следующих задач:

− разработать систему привлечения обучающихся в деятельность кружков технологической направленности;

− повышение коммуникативных умений педагогов в повышении мотивации у обучающихся к занятиям в кружках технологической направленности;

− продолжить работу с педагогическими работниками по обеспечению технологического образования школьников в соответствии с их возможностями, способностями и интересами, сформированностью жизненно-важных компетенций и заинтересованностью ИУП;

− совершенствовать методическое и профессиональное мастерство учителей-предметников, способных компетентно и эффективно решать вопросы технологического обучения обучающихся с разными образовательными возможностями в рамках ИУП [5].

Повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов в управлении проектированием УИП:

− обеспечение систематичности и непрерывности профессионального образования;

− обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества;

− участие педагогов в экспертной деятельности;

− участие во всероссийских конкурсах.

Одной из проблем образовательной деятельности МБОУ «СТШ» является проблема низкой мотивации педагогических кадров при работе с инновационным оборудованием. Для решения обозначенной проблемы, необходимо решение следующих задач:

− привлечение специалистов из других образовательных организаций для обучения педагогов работе с инновационным оборудованием;

− совершенствование системы повышения квалификации кадров в направлении инновационное технологического образования;

− создание инженерно-технической школы на базе «СТШ», что весьма актуально в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий.

Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны, именно с повышением качества последнего связаны надежды на выход России из социально-экономического кризиса. Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции, и быстрые позитивные изменения в экономике страны.

Таким образом, в рамках поставленных задач актуальным является разработка и реализация проекта «Управление проектированием ИУП по направлению «Технологическое образование» на базе МБОУ «СТШ» (методическое объединение учителей технологий) на дальнейшую перспективу до 2023 года. Это можно обозначить как механизм перевода школы на новый путь развития и получение синергетического эффекта, отвечающего потребностям реализации социального заказа в обеспечении инженерно-технологическими кадрами региона ХМАО-Югра.

Литература:

1. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сургутская технологическая школа» города Сургута на 2019–2023 годы «Современная образовательная среда как средство повышения качества образования в условиях создания технологической школы» / Под ред. Л. М. Мамигуллиной. — Сургут, 2019.

2. Васильева, Н.О., Кротова, И. В. О совместимости понятийного аппарата образования, науки и профессиональной сферы в федеральных государственных образовательных стандартах / Н. О. Васильева, И. В. Кротова // Образование и общество. — М., 2016. — № 1(94). — С. 10–17.

3. Денисова, А.А., Толомеева, И. С. Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — Т.4. — Вып.1. — 2013. — С.97–103.

4. Заруба, Н. А. Управление проектами в образовании. Особенности зарубежного и отечественного опыта / Н. А. Заруба // Professional Edukation in Russia and Abroat. — № 3 (31). — 2018. — С. 15–26.

5. Игнатович, В.К., Бондарев, П.Б., Курочкина, В. Е. Развитие профессиональной готовности учителей к осуществлению субъект-субъективного взаимодействия как условие формирования образовательной самостоятельности старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика. — 2017. — С.85–87.

6. Иванова, О. С. Проектная деятельность в управлении ОО [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-upravlenii-obrazovatelnoy-organizaciey-3495183.html (дата обращения 22.05.2020)

7. Корчажкина, О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О. М. Корчажкина // Педагогика. — М., 2016. — № 2. — С.17–25.

8. Шевченко, А. И. Проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности [Электронный ресурс]. URL: Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2232 (дата обращения 16.04.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, Управление проектированием, образовательная деятельность, процесс организации, учебно-исследовательская деятельность, образовательная организация, общеобразовательная школа, педагогическое проектирование, путь развития, технологическая направленность.


Ключевые слова

образовательная система, технологическое образование, проектирование в образовании, управление проектированием

Похожие статьи

Реализация комплексной программы дополнительного...

Комплексный характер носит организация проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования, в основе которой лежит

- в возможности осуществлять исследовательскую и проектную деятельность в различных направленностях

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей

Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию...

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием...»

Управление проектированием индивидуальных учебных планов по направлению технологическое образование способствует овладению учащимися новыми умениями и навыками, технологиями и наукой. В процессе такого управления формируется не только...

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт

С введением в школе федеральных государственных стандартов общего образования, в которых в

Проектирование образовательного процесса — одно из наиболее трудоёмких и...

Дидактическое проектирование как условие успешной...

Ключевые слова: проектирование, дидактическое проектирование, этапы дидактического проектирования, профессиональная деятельность.

По своему существу педагогическое проектирование является сложным процессом предварительной разработки основных...

Этапы и формы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск...

Об организации занятий по учебному проектированию...

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах...

Педагогическое проектирование как метод управления...

Библиографическое описание: Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в

Новое в организации проектной деятельности нашего ДОУ – разработка её содержание, формы общения детей с педагогом, использование...

Проектная и исследовательская деятельность...

Таким образом, у образовательных организаций встала проблема организации взаимодействия между дошкольными отделениями комплекса, школьными и

Остановимся на таком виде образовательных технологий как проектная и исследовательская деятельность.

Похожие статьи

Реализация комплексной программы дополнительного...

Комплексный характер носит организация проектной деятельности в процессе дополнительного технологического образования, в основе которой лежит

- в возможности осуществлять исследовательскую и проектную деятельность в различных направленностях

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей

Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию...

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием...»

Управление проектированием индивидуальных учебных планов по направлению технологическое образование способствует овладению учащимися новыми умениями и навыками, технологиями и наукой. В процессе такого управления формируется не только...

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт

С введением в школе федеральных государственных стандартов общего образования, в которых в

Проектирование образовательного процесса — одно из наиболее трудоёмких и...

Дидактическое проектирование как условие успешной...

Ключевые слова: проектирование, дидактическое проектирование, этапы дидактического проектирования, профессиональная деятельность.

По своему существу педагогическое проектирование является сложным процессом предварительной разработки основных...

Этапы и формы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск...

Об организации занятий по учебному проектированию...

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах...

Педагогическое проектирование как метод управления...

Библиографическое описание: Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в

Новое в организации проектной деятельности нашего ДОУ – разработка её содержание, формы общения детей с педагогом, использование...

Проектная и исследовательская деятельность...

Таким образом, у образовательных организаций встала проблема организации взаимодействия между дошкольными отделениями комплекса, школьными и

Остановимся на таком виде образовательных технологий как проектная и исследовательская деятельность.

Задать вопрос