Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Сафиуллина, Л. Г. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста / Л. Г. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 711-714. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70560/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Проведенный педагогический эксперимент позволил подтвердить гипотезу о том, что процесс развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте будет более эффективным, если осуществлять его посредством детской художественной литературы.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрально-игровая деятельность, детская художественная литература, дети дошкольного возраста.

Развитие у детей дошкольного возраста театрализованной деятельности в ДОО является одним из самых доступных видов искусства для детей.В качестве одного из эффективных средств при развитии театрализованной деятельности называется детская художественная литература. Художественная литература закладывает основы представления о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Изучение проблемы использования детской художественной литературы при развитии театрализованной деятельности детей дошкольного возраста позволяет отыскать наиболее эффективные механизмы реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие разностороннему развитию личности ребенка в условиях дошкольного учреждения [2].

Целью исследования, проводимого в рамках данной статьи, является опытно-экспериментальное исследование проблемы развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Объектом исследования является процесс развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, предметом — детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что средством развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста может стать детская художественная литература, которая воздействует на чувства и психику ребенка, развивает его чувствительность, эмоциональность. Благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребенок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивает свою речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной деятельности [3, с. 142].

На основе теоретического анализа современной психолого-педагогической литературы нами была сформулирована гипотеза о том, что детская художественная литература развивает театрализованную деятельность детей дошкольного возраста.

Для проверки данного предположения нами опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. В диагностике на констатирующем и контрольном этапах исследования приняли участие 40 детей 5–6 лет (по 20 в экспериментальной и контрольной группе), воспитанники МБДОУ «Ак каен» села Нижний Суык-СУ Тукаевского муниципального района РТ с октября 2019 года по март 2020 года. В работе на формирующем этапе приняли участие только дошкольники из экспериментальной группы (20 человек).

Для проведения диагностики использована методика Т. С. Комаровой. На основе данной методике были выделены следующие показатели сформированности театрализованной деятельности:

1) основы театральной культуры

2) речевая культура

3) эмоционально-образное развитие

4) основы творческой коллективной деятельности

Для определения уровня сформированности у дошкольников перечисленных критериев было использовано наблюдение за детьми и диагностическая беседа по методике Т. С. Комаровой [1, с. 160].

Констатирующий эксперимент показал, что у детей наблюдается низкий уровень сформированности театрализованной деятельности. Дети не проявляют интерес к театрализованной деятельности, им интересен театр только как зрителю. Дети знают, что такое театр, но не знают всех атрибутов театрализованной деятельности. Дети понимают произведение, на основе которого происходит постановка спектакля, могут отличить главного и второстепенного героя, но не могут дать им полноценную словесную характеристику, затрудняются выделить литературные единицы сюжета, пересказывают роль с помощью воспитателя. Дети различают эмоциональные состояния главных и второстепенных героев, но не используют во время постановки спектакля различные средства выразительности. Дети пассивны на всех этапах постановки спектакля, не проявляют творческой активности, инициативы, их согласованность действий с партнером низкая (таблица 1).

Таблица 1

Результаты диагностического исследования вначале эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

ТК

РК

ЭОР

КТД

Общий балл

Уровень

ТК

РК

ЭОР

КТД

Общий балл

Уровень

2

3

2

2

9

С

2

1

1

2

6

Н

3

3

2

3

11

В

1

1

1

1

4

Н

2

3

1

2

8

С

1

3

2

2

8

С

2

1

1

1

5

Н

3

3

3

3

12

В

2

1

1

1

5

Н

2

2

1

1

6

С

2

1

2

1

6

Н

2

2

1

1

6

С

2

2

1

1

6

Н

2

3

2

2

9

С

1

2

2

1

6

Н

3

3

3

3

12

В

1

2

1

1

5

Н

1

1

1

1

4

Н

1

1

1

1

4

Н

2

1

1

1

5

Н

1

2

2

2

7

С

1

2

2

2

7

С

1

2

2

2

7

С

2

2

2

2

8

С

1

1

1

1

4

Н

1

1

1

1

4

Н

2

2

2

2

8

С

1

1

1

1

4

Н

2

2

2

2

8

С

2

1

1

1

5

Н

1

1

1

1

4

Н

2

1

1

1

5

Н

2

2

2

2

8

С

1

1

1

1

4

Н

2

1

2

1

6

Н

1

2

1

2

6

Н

2

1

1

2

6

Н

2

2

2

2

8

С

2

1

1

2

6

Н

2

2

2

2

8

С

На формирующем этапе проведена работа по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы посредством детской художественной литературы. Работа продолжалась в течение четырех месяцев (13 недель), проводилось по два занятия в неделю.

На первом этапе был организован театральный уголок и проведена неделя театра. Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является включение ребенка в активную познавательно-творческую деятельность, воспитание в нем инициативности, самостоятельности, уверенности, коммуникабельности и творчества, и именно на эти качества положительно влияет организация и проведение театрализованной деятельности в детском саду.

На втором этапе был разработан и апробирован комплекс занятий по развитию театрализованной деятельности. За основу была взята программа А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду».

В программе были использованы следующие направления:

– формирование основ театральной культуры,

– формирование речевой культуры,

– ритмопластика,

– театрализованные игры

– постановка спектакля на основе сказки или детского художественного произведения [4, с. 42].

В процессе экспериментальной работы были использованы произведения детской художественной литературы и сказки: сказка «Зайчик и Ежик», сказка Ш. Перро «Красная Шапочка», стихотворение В. Викторова, стихотворение А.Барто «Любитель-рыболов», пьеса С. Я. Маршака «Теремок», стихотворение С.Я Маршака «Веселые чижи», сказка «Кочеток и курочка». Данные произведения читались детям, потом проводилась беседа по произведению.

Повторное наблюдение за особенностями развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы показало, что дети стали больше проявлять интерес к театрализованной деятельности, их знания о том, что такое театр обогатились, знания об атрибутах театрализованной деятельности расширились. Дети стали давать более полную и полноценную словесную характеристику главным и второстепенным героям, дети стали лучше пересказывать роль без помощи воспитателя. Дети стали активнее и выразительнее использовать во время постановки спектакля мимику, жесты, пантомимику, творчески подходят к использованию различных средств выразительности. Дети стали более активнее и инициативнее. Таким образом, можно утверждать об эффективности экспериментальной работы, направленной на развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы (таблица 2).

Таблица 2

Результаты диагностического исследования вконце эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

ТК

РК

ЭОР

КТД

Общий балл

Уровень

ТК

РК

ЭОР

КТД

Общий балл

Уровень

3

3

3

2

11

В

2

1

1

2

6

Н

3

3

3

3

12

В

1

1

1

1

4

Н

3

3

1

2

8

С

1

3

2

2

8

С

1

1

1

1

4

Н

3

3

3

3

12

В

1

1

1

1

4

Н

2

2

1

1

6

С

2

1

2

1

6

Н

2

2

1

1

6

С

2

2

2

2

8

С

2

3

2

2

9

С

2

2

3

1

8

С

3

3

3

3

12

В

2

2

2

1

7

С

1

1

1

1

4

Н

1

1

1

1

4

Н

2

1

1

1

5

Н

3

3

3

2

11

В

1

2

2

2

7

С

2

3

2

2

9

С

2

2

2

2

8

С

1

1

1

1

4

Н

1

1

1

1

4

Н

2

3

2

2

9

С

1

1

1

1

4

Н

3

2

2

2

9

С

2

1

1

1

5

Н

1

1

1

1

4

Н

2

1

1

1

5

Н

3

2

2

2

9

С

1

1

1

1

4

Н

3

2

3

2

9

С

1

2

1

2

6

Н

2

2

2

2

8

С

2

2

2

2

8

С

2

1

1

2

6

Н

2

2

2

2

8

С

Таким образом, проведенная работа может быть оценена как успешная. Исследование позволило подтвердить гипотезу о том, процесс развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста будет более эффективным, при использование детской художественной литературы.

Литература:

1. Комарова, Т. М. Детское художественное творчество: для работы с детьми 2–7 лет: методическое пособие для воспитателей и педагогов.- Мозаика-Синтез. — 2008 г. — 160 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standartdoshkolnogo-obrazovaniya/ (21.01.2020).

3. Шарафутдинова, Г.Г., Лысенко Ю. Р. Роль художественной литературы в формировании знаний детей дошкольного возраста о родной стране // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2018. — № 8. — 142 с.

4. Щеткин, А. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет. Москва: Мозаика-Синтез. — 2010. — 42 с.

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, детская художественная литература, дошкольный возраст, театрализованная деятельность детей, ребенок, ребенок стали, общий балл, экспериментальная группа, контрольная группа, художественная литература.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство развития...

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка,в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад...

Свою деятельность начала с изучения и анализа литературы.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая сказка...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей...

Театральная деятельность как средство...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство развития...

В данной статье приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме развития детского музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка,в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.

ребенок, театрализованная деятельность, игра, детский сад...

Свою деятельность начала с изучения и анализа литературы.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая сказка...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей...

Театральная деятельность как средство...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

Задать вопрос