Значимость математических знаний для медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 3426 раз

Библиографическое описание:

Лободюк, Е. В. Значимость математических знаний для медицинских работников / Е. В. Лободюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70555/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье раскрываются некоторые аспекты важности математических знаний для будущих медицинских работников в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: математика, медицина, математизация, профессиональная компетентность.

The article reveals some aspects of the importance of mathematical knowledge for future medical professionals in their professional activities.

Keywords: mathematics, medicine, mathematization, professional competence.

Ежедневно, даже не подозревая об этом, каждый человек сталкивается с математикой. Уже утром думает над тем, во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть добраться до места работы или учебы вовремя. Например, после работы, зайдя в магазин, подсчитывает, хватит ли средств на те или иные продукты, или сколько именно необходимо купить продуктов для приготовления трех порций ужина, или хватит ли бензина, чтобы добраться до места назначения и многое другое. Как говорил русский и советский математик Крылов А. Н. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Получается, что математика необходима каждому человеку, чем бы он ни занимался в повседневной жизни или в профессиональной деятельности.

Чтобы раскрыть сущность математики, необходимо обратиться к определению данного понятия. Термин «математика» происходит от древне-греческого μᾰθημᾰτικά < μάθημα, что означает «изучение», «наука»). В научно-методической литературе авторами даются различные определения термину «математика». Так, например, еще в древней Греции ученые, такие как Евклид, Галилей, Архимед и другие, полагали, что математика есть целостная наука со своей методологией, которая базируется на законах логики, что математические модели являются ключом к познанию законов природы.

С. К. Смирнов в своей статье «Что такое математика» дает следующее толкование: «Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований» [3].

Советский математик, профессор А. Н. Колмогоров писал так: «Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира» [2].

Согласно толковому словарю Даля «математика — это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике…» [4].

Медицина начала свое существование еще в древности, о чем говорят древние рисунки, найденные археологами, а также произведения древнегреческих и древнеримских мыслителей, в которых содержится много информации о «врачевании». Гиппократ, сыграл важнейшую роль в становлении медицинской науки, современная практическая медицина основывается на его трудах.

Само слово «медицина» происходить от латинского «medicina» — что означает исцеление. Медициина, согласно Большой российской энциклопедии, (лат. medicina, от medicus — врач) — область профессиональной практической и научной деятельности, имеющая своей целью распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности, продление жизни людей [1].

Направленная на укрепление здоровья, изучение и лечение различных патологических состояний человека, медицина играет весомую роль в интеграции совокупности наук о человеке. Медицина концентрирует в себе достижения биологии и химии, психологии и педагогики, информатики, философии, математики и физики.

В современном мире, когда основой образования является ценностная парадигма, когда здоровье человека зависит от его творческих способностей, душевного равновесия, нравственных качеств и еще целого ряда причин, медицина, как никогда, становится близка с фундаментальными науками. Медицина играет важную роль в структуре образовании, определяя вариативность учебных планов на всех ступенях образования будь то дошкольное образование или университет, дополнительное образование или образование для взрослых.

Математика и медицина связаны прочной незримой нитью между собой. Но несведущим в этих областях людям кажется, что эти науки несовместимы. Конечно, при постановке диагноза врач напрямую не использует математику, но даже при сборе анамнестических данных, например, проверить пульс и сравнить его с нормой для данного пациента, нужны математические знания, так как пульс является квадратным корнем из роста пациента. А если говорить о назначениях врача и манипуляциях, которые выполняет медицинская сестра, то здесь связь проявляется, например, в расчете суточной дозировки препарата, или в расчете концентрации препарата при его разведении. Ведь если неверно выполнить расчет дозировки, то пациент может получить осложнения, анафилактический шок, или еще хуже, умереть. Это далеко не все области применения математики в медицине, их спектр гораздо больше. Уже опираясь на вышесказанное, можно сказать о том, что связь математики с медициной есть, и роль и влияние математики на профессиональную деятельность медицинских работников очень велика. Поэтому качественное преподавание математики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях образования — это основная задача.

Конечно, для медицинских образовательных организаций профилирующими являются медицинские и клинические дисциплины, которые формируют основу профессиональной компетентности медицинского работника. Общеобразовательные дисциплины уходят на второй план, однако знания математики тоже способствуют развитию необходимых и значимых для медицинской профессии качеств у обучающихся. Поэтому, такая дисциплина, как «математика» входит в учебные планы всех организации, осуществляющей образовательную деятельность, не зависимо от профессиональной направленности. Так в программах подготовки специалистов среднего звена предусмотрено изучение математики на первом и втором курсах.

Математические методы (моделирование, анализ, прогнозирование и т. д.) применяют для разработки и диагностики систем жизнеобеспечения; описания биологических процессов, начиная от молекул, заканчивая целым организмом и его органами и тканями; при выборе способа лечения заболевания; для описания динамики изучаемых явлений; для обработки статистических данных; для моделирования химических, биологических и физических процессов; при изучении циклических процессов, происходящих в организме человека; при расчете дозы лекарственных средств в различных формах; при расчете процентной концентрации растворов; при расчете прибавки роста и массы тела у детей; при расчете индекса массы тела и много другого. Такие области медицины, как генетика, таксономия, теория эпидемии, даже организация медицинской службы, так же сложно представить без знаний математики. Значимость математики для медицинских профессий очевидна, но, к сожалению, не осознана ни студентами, ни преподавателями. Не учитывается тот факт, что современный мир входит в эпоху математизации, в том числе и системы здравоохранения, вводятся новейшие методики и технологии, которые базируются на достижениях математики в области медицины.

Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что математическая компетентность будущего медицинского работника складывается не столько из математической подготовки, а сколько из математических знаний, которые он будет использовать в профессиональной деятельности при решении задач.

Литература:

  1. Бородулин, В. И. Медицина / В. И. Бородулин, Глянцев С. П., Т. С. Сорокина, Ю. А. Шилинис. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/medicine/text/5388472 (дата обращения: 17.05.2020).
  2. Колмогоров, А. Н. Математика — наука и профессия / А. Н. Колмогоров. М.: Наука, 1988г., 288 с. — Текст: непосредственный.
  3. Смирнов, С. К. Что такое математика / С. К. Смирнов, И. В. Ященко. — Текст: электронный // IT ШКОЛА: [сайт]. — URL: https://informat.name/articale/math_01.html (дата обращения: 18.05.2020).
  4. Толковый словарь Даля. — Текст: электронный // GUFO.ME: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 (дата обращения: 16.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): математик, профессиональная деятельность, медицина, знание математики, область медицины, образовательная деятельность, профессиональная компетентность, решение задач, советский математик, современный мир.


Похожие статьи

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

задача, ситуационная задача, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, студент, решение

школьная математика, будущий учитель математики, школьный курс математики, знание, эффективная подготовка, курс, математик, высшее...

Профессиональная направленность обучения математике

Данные разделы математики закладывают базу для решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.

В курсе математики дается масса сведений, производится множество тренировок для выработки навыков решения задач.

О роли профессионально ориентированных задач в обучении...

- решение задач должно способствовать прочному усвоению математических знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности бакалавра — строителя; - задачи должны обеспечить усвоение взаимосвязи математики с общетехническими и...

профессиональная деятельность , компетенция , задача...

информатик, пакет, задача, решение задач, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность выпускников, профессиональная деятельность, образовательная программа, информационная среда...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как...

Ключевые слова: профессионально ориентированные задачи, профессиональная направленность обучения математике, индивидуальные

Решение обозначенных проблем, а, следовательно, реализация профессиональной направленности обучения математике...

Профессионально ориентированные задачи как средство...

Ключевые слова: профессионально ориентированные задачи, профессиональная направленность обучения математике, профессиональная компетентность, математическая модель, математическое моделирование экономических процессов.

Профессионально-математическая компетентность студента...

знание, профессиональная деятельность, умение, прикладная информатика, область, задача, математическая компетентность, профессиональная математическая компетентность, математическая деятельность.

Деловая игра как метод формирования математической...

задача, задание, знание, умение, решение задачи, будущий учитель математики, раздел математики, профессиональная компетентность

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод...

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Обе учебные задачи выступают в учебном процессе в единстве. Ожидаемыми результатами решения первой учебной задачи являются

Предлагается комплекс заданий по методике преподавания математики, ориентирующих магистрантов на применение знаний психологии...

Похожие статьи

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

задача, ситуационная задача, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, студент, решение

школьная математика, будущий учитель математики, школьный курс математики, знание, эффективная подготовка, курс, математик, высшее...

Профессиональная направленность обучения математике

Данные разделы математики закладывают базу для решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.

В курсе математики дается масса сведений, производится множество тренировок для выработки навыков решения задач.

О роли профессионально ориентированных задач в обучении...

- решение задач должно способствовать прочному усвоению математических знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности бакалавра — строителя; - задачи должны обеспечить усвоение взаимосвязи математики с общетехническими и...

профессиональная деятельность , компетенция , задача...

информатик, пакет, задача, решение задач, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность выпускников, профессиональная деятельность, образовательная программа, информационная среда...

Задачи с профессионально-ориентированной составляющей как...

Ключевые слова: профессионально ориентированные задачи, профессиональная направленность обучения математике, индивидуальные

Решение обозначенных проблем, а, следовательно, реализация профессиональной направленности обучения математике...

Профессионально ориентированные задачи как средство...

Ключевые слова: профессионально ориентированные задачи, профессиональная направленность обучения математике, профессиональная компетентность, математическая модель, математическое моделирование экономических процессов.

Профессионально-математическая компетентность студента...

знание, профессиональная деятельность, умение, прикладная информатика, область, задача, математическая компетентность, профессиональная математическая компетентность, математическая деятельность.

Деловая игра как метод формирования математической...

задача, задание, знание, умение, решение задачи, будущий учитель математики, раздел математики, профессиональная компетентность

деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод...

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении...

Обе учебные задачи выступают в учебном процессе в единстве. Ожидаемыми результатами решения первой учебной задачи являются

Предлагается комплекс заданий по методике преподавания математики, ориентирующих магистрантов на применение знаний психологии...

Задать вопрос