Динамика в дирижировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Оксененко, Ю. В. Динамика в дирижировании / Ю. В. Оксененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 632-635. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70489/ (дата обращения: 06.05.2024).



Динамика в музыкознании — понятие многозначное. Вот как она определяется в музыкальном энциклопедическом словаре под редакцией Г. Келдыша: «Динамика (в переводе с греческого — сила) — одна из сторон организации музыки как процесса, тесно связанная с ее временной природой и характеризующаяся изменениями в громкости, плотности звучания и темпе. В более широком смысле — любые изменения в музыкальном развитии, а также их отражение в восприятии.

Динамика определяется действием различных свойств музыкального звука (высота, громкость, длительность, тембр) как по отдельности, так и в комплексе, плавностью или скачкообразностью, интенсивностью и частотой смен тех или иных параметров. Она проявляется в мелодии, гармонии (аккордовых связях и тональном развитии), в ритмике, темпе, фактуре и т. п. на разных уровнях становления музыкального целого (например, в отдельно взятом звуке, в мотиве, фразе, части, цикле). Изучение динамики близко соприкасается с вопросами музыкальной интонации, образного содержания музыки, теорией музыкального стиля: следует, однако, отличать некоторые аспекты динамики от музыкальной драматургии, которая включает динамику, но проявляется непосредственно в сфере образного содержания» [1, с. 174].

Наиболее часто в исполнительской практике термин «динамика» употребляется в связи с громкостью звучания. В данной работе динамика будет рассматриваться именно в этом понимании.

«Динамика имеет непосредственное отношение к интерпретации, причём динамические указания, данные композитором, хотя и обязательны для исполнителя, но являются скорее ориентиром и допускают в широких пределах индивидуальную трактовку» [1, с. 174].

«Динамика является важнейшим средством выразительного исполнения, одним из факторов в раскрытии эмоционального содержания произведения. Раскрытие содержания произведения невозможно без динамических оттенков; лишенное их, оно становится анемичным, безжизненным». [2, с. 71]

Динамика играет исключительно важную роль в формообразовании.

Динамические оттенки отражают фразировочные намерения как исполнителя, так и композитора. Сопоставляя знаки динамики crescendo- diminuendo в нотном тексте, можно обнаружить, что в большинстве случаев профиль фразировки весьма точно следует за динамикой. Следовательно, фразировочный замысел может определять и динамику исполнения.

Стремление к кульминации фразы, как правило, сопровождается crescendo, и наоборот, после кульминации наступает динамический спад.

Исполнение динамики требует от музыкантов различных физических усилий. Для Forte нужно сильнее ударить по клавишам рояля, струнам гитары, нажать на смычок скрипки, сжать мех аккордеона и т. п., Piano наоборот требует меньших усилий. Так же и дирижер, может изобразив напряжение руками и мимикой передать оркестрантам свое указание играть Forte. Важно при этом именно изображать напряжение, а не испытывать его. Исполнение Forte зачастую требует большой амплитуды движений (чтобы громко сыграть на балалайке, или литаврах нужно хорошо замахнуться), что также справедливо относительно дирижирования, однако не всегда возможно (например, в быстрых темпах).

Таким образом: динамика выражается напряжением, передаваемым жестом, и его амплитудой.

караян

Рис. 1. Герберт фон Караян

Crescendo. Показ усиления громкости звучания можно осуществлять несколькими способами как по отдельности каждым, так и в различных комбинациях:

  1. Увеличивая амплитуду жеста. Этот способ неприменим в быстрых темпах, так как увеличивая расстояние, которое нужно «пройти» руке, следует увеличивать и скорость её движения во избежание замедления темпа и при этом легко достигнуть предела физических возможностей.
  2. Повышая уровень (позицию) тактирования. Данный способ, в отличие от предыдущего, удобно применять в быстрых темпах.
  3. С помощью левой руки. Выполняя движение от себя вверх с обращенной вверх ладонью. Для усиления эффекта можно с помощью пальцев изобразить требование или даже угрозу:

караян1

Рис. 2. Герберт фон Караян

Показывая длительное Crescendо можно использовать все три способа последовательно начиная со второго, а также разделить движение левой руки на несколько этапов: влево вверх, вправо вверх и так далее постепенно увеличивая ширину и высоту движений:

Рис. 3. Движения левой руки при показе продолжительного Crescendо

Diminuendo.

Уменьшение громкости звучания производится обратными способами:

  1. Уменьшая амплитуду жеста.
  2. Понижая уровень (позицию) тактирования.
  3. С помощью левой руки. Выполняя движение к себе сверху вниз с обращенной вниз ладонью.

Безымянный

Рис. 4. Е. Светланов

Показывая изменения динамики важно добиться постепенности, во избежание слишком раннего выхода на конечную громкость.

Subito forte. Для показа внезапного усиления громкости звучания ауфтакт выполняется резким стремительным движением обычно увеличенной амплитуды. Может быть применен задержанный ауфтакт. Для усиления эффекта следует применить выразительный жест левой руки (см. иллюстрации выше).

Subito piano. Внезапный переход от forte к piano осуществляется за счет резкого уменьшения амплитуды ауфтакта. При этом левая рука может показывать запрещающий жест (расправленная ладонь резко направляется в сторону оркестра).

Рис. 5. Движения правой руки при показе Subito piano.

Акцент. Усиление отдельного звука может выполняться так же, как и Subito forte с той лишь разницей, что следующий звук нужно показать в прежней динамике, то есть происходит сочетание приемов Subito forte и Subito piano. Наиболее подходящим приемом является задержанный ауфтакт, так как позволяет избежать возникновения crescendo перед акцентом. Следует учитывать, что акцент зависит от динамического контекста: акцент при общей динамике piano будет отличаться от акцента при forte или mezzo forte. Поэтому для показа акцента в pianissimo может оказаться достаточно движения одной только кисти или даже пальца.

Sforzando. Является наиболее сильной разновидностью акцента. Поэтому все написанное относительно акцента справедливо и для sforzando.

Важно помнить различиях исполнения одного и того же динамического оттенка в зависимости от выполняемой им функции:

forte в мелодии и forte в coпpoвождающей ее гармонии различны;

forte, которым обозначен эпизод связующего характера, должен отличаются от forte в эпизоде кульминационном или заключительном, и т. п.

При выполнении динамических оттенков необходимо учитывать стилистику исполняемого произведения.

Баланс. Соотношение громкостей звучания инструментов оркестра, а также оркестра и солистов называют балансом. К регулировке баланса прибегают, чтобы выделить какой-нибудь конкретный голос, подчеркнуть тему или другую оркестровую функцию, либо наоборот спрятать излишне выделяющийся элемент музыкальной ткани.

Управлять изменением баланса (за исключением общего баланса оркестра, выстраиваемого за счет количества инструментов в группах) дирижер может теми же средствами, которыми он управляет динамикой. Пользуясь в основном возможностями левой руки. Например, вытянув левую руку с ладонью, обращенной в сторону конкретного исполнителя или же целой группы, не изменяя при этом характера движений правой руки, можно выразить требование уменьшить громкость звучания конкретного инструмента или группы.

Литература:

  1. Музыкальный энциклопедический словарь, главный редактор Келдыш Г. М., 1991.
  2. М. Канерштейн Вопросы дирижирования. М., 1972.
Основные термины (генерируются автоматически): левая рука, динамик, акцент, амплитуда жеста, громкость звучания, движение, правая рука, темп, усиление эффекта.


Похожие статьи

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое...

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыкального...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Поднятые руки опускаются в ту же сторону. Делать акцент на движении вниз.

– Немного наклоняя корпус вперед вниз, вытянуть правую руку наподобие маятника (левая рука

Дети показывают умение быстро реагировать на смену темпа музыки и переходить с шага на бег и...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти

1. Применение КВГ оказывало существенное влияние на такие ОП, как «удержание звука» и «ровность звучания»...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Ритм регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент (это усиление звука) и т. д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация.

Развитие тактильных ощущений в руках в процессе обучения игре...

Такое ощущение силы движений правой и левой рук будет способствовать лучшей

Это важно для будущей работы над произведениями в подвижных и быстрых темпах, так как в

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, движение, левая рука, клавиш...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

По 1 баллу. Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот.

Влияние помещения на звук | Статья в журнале «Молодой ученый»

Динамик излучает звук на низкой частоте, он, отражаясь от поверхности препятствия, взаимодействует с сигналом, который отразился от других препятствий, к примеру, от стен или пола. Отраженные волны сталкиваются со звуковыми волнами, исходящими из динамиков.

Язык руки как символический код общения...

Основные термины (генерируются автоматически): рука, жест, левая рука, правая рука, палец, речь, указательный палец, Ближний Восток, нечистая сила, словесный язык.

Жест – социально отработанное движение (руками, пальцами, кулаком), передающее психические состояния.

Некоторые вопросы изложения ритмо-синтаксических...

...желая достигнуть определенного художественного эффекта выделяют акцентом не главное

Она всегда связана с временной остановкой звучания, вызываемыми разными причинами

Как уже было отмечено выше, паузы соотносятся с темпом. Темп-это временная категория.

Похожие статьи

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое...

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыкального...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку.»

Поднятые руки опускаются в ту же сторону. Делать акцент на движении вниз.

– Немного наклоняя корпус вперед вниз, вытянуть правую руку наподобие маятника (левая рука

Дети показывают умение быстро реагировать на смену темпа музыки и переходить с шага на бег и...

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

При этом исходное положение ног сохраняется, правая или левая рука синхронно из положения руки вдоль туловища волнообразными движениями от себя вперед, кисти

1. Применение КВГ оказывало существенное влияние на такие ОП, как «удержание звука» и «ровность звучания»...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Ритм регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент (это усиление звука) и т. д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация.

Развитие тактильных ощущений в руках в процессе обучения игре...

Такое ощущение силы движений правой и левой рук будет способствовать лучшей

Это важно для будущей работы над произведениями в подвижных и быстрых темпах, так как в

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, движение, левая рука, клавиш...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

По 1 баллу. Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот.

Влияние помещения на звук | Статья в журнале «Молодой ученый»

Динамик излучает звук на низкой частоте, он, отражаясь от поверхности препятствия, взаимодействует с сигналом, который отразился от других препятствий, к примеру, от стен или пола. Отраженные волны сталкиваются со звуковыми волнами, исходящими из динамиков.

Язык руки как символический код общения...

Основные термины (генерируются автоматически): рука, жест, левая рука, правая рука, палец, речь, указательный палец, Ближний Восток, нечистая сила, словесный язык.

Жест – социально отработанное движение (руками, пальцами, кулаком), передающее психические состояния.

Некоторые вопросы изложения ритмо-синтаксических...

...желая достигнуть определенного художественного эффекта выделяют акцентом не главное

Она всегда связана с временной остановкой звучания, вызываемыми разными причинами

Как уже было отмечено выше, паузы соотносятся с темпом. Темп-это временная категория.

Задать вопрос