Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 22.05.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Никешин, Н. С. Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов» / Н. С. Никешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 685-688. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70452/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Ключевые слова: технологическое образование, управление, педагоги.

В последние два десятилетия российское образование вышло на новый путь развития.В 2014 году были внедрены новые Федеральные государственные образовательные стандарты, основной целью которых является воспитание образованной, гармонично развитой личности, способной вести научные исследования в профессиональной деятельности. Условия образования современных детей отличаются от предыдущих поколений внедрением в образовательный процесс достижений науки и техники, новых информационных технологий, инновационных программ в системе взаимодействия «педагог — ученик». В условиях инновационного подхода к образованию на первый план выступает технологическое образование на основе управления проектированием индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся. Особую важность приобретает индивидуальный подход к учащимся старших классов, которые стоят на пороге выбора будущей профессии и перехода во взрослую, самостоятельную жизнь.

Исследователь В. П. Тигров представляет технологическое образование как педагогическую систему, которое в процессе допрофессиональной социализации обеспечивает допрофессиональную технологическую компетентность выпускника школы. В России, как в большинстве стран мира, технологическому образованию в общеобразовательной школе предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание. В настоящее время технологическая подготовка в процессе профессиональной социализации, по мнению автора, формирует профессиональную технологическую компетентность учащегося [3].

Следует отметить, что образовательные организации только выходят на уровень качественного управления технологическим образованием. Большинство школ слабо владеют менеджментом или используют его поверхностно, что снижает качество технологического образования в целом.

Управление проектированием индивидуальных учебных планов по направлению технологическое образование способствует овладению учащимися новыми умениями и навыками, технологиями и наукой. В процессе такого управления формируется не только высокий уровень знаний, но и такие психические новообразования, как воображение, логическое мышление, способность быстро находить нестандартные решения в условиях меняющегося окружающего пространства и другое. А также формируется профессиональное самоопределение учащихся, что соответствует реализации социального заказа в обеспечении экономики регионов кадрами информационно-технологической направленности.

В таких условиях учителю необходимо владеть методами управления, направленными на повышение уровня технологических знаний, иметь полное представление о содержании и особенностях внедрения методов управления в образовательный процесс [2].

Именно педагог, прежде всего, должен быть готов к передаче необходимых знаний учащимся в рамках технологического образования. Помимо этого он должен обладать умением заинтересовать учеников, побудить у них живой интерес к данному виду образования. По окончанию учебного года адекватно оценить знания учащихся на уроках технологии, разработать план их улучшения. В этой связи возникла необходимость разработки программы повышения уровня управленческого мастерства учителей, отвечающих за технологическое образование, и подбора наиболее эффективные методы управления процессом проектирования ИУП в области технологического образования [4].

В качестве противоречия можно выделить противоречие между потребностью управления проектированием индивидуальных учебных планов учащихся по направлению технологическое образование и оценкой уровня профессиональных качеств, умений и навыков педагогов, необходимых им для управления проектированием ИУП в рамках выполнения социального заказа в обеспечении инженерно-технологическими кадрами региона ХМАО-Югра на долгосрочную перспективу.

Предполагалось, что разработка и реализация проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов учащихся на базе МБОУ «Сургутская технологическая школа»» будет способствовать устранению затруднений педагогов при управлении проектированием ИУП, своевременно вносить коррективы в процесс формирования профессиональных качеств, умений и навыков педагогов, необходимых им для управления проектированием ИУП в рамках выполнения социального заказа в обеспечении инженерно-технологическими кадрами региона ХМАО-Югра на долгосрочную перспективу.

Цель проекта: предложить методы управления процессом проектирования ИУП в области технологического образования.

Объект педагогического проектирования: педагогическая деятельность учителей предмета «Технология» по управлению ИУП.

Предмет проектирования: методы управления индивидуальными учебными планами по направлению «Технологическое образование».

Субъект педагогического проектирования: педагоги-проектировщики с творческим мышлением и способностью к изобретательству; правильными ценностными ориентациями; профессионализмом и высокой работоспособностью; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в управлении проектом.

Процесс педагогического проектирования предполагает использование специфических средств, которые можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация по проекту, компьютерные и всевозможные технические средства и т. д.

Ко вторым — общие средства научных исследований, социальный заказ, ключевые теоретические положения направления «Технологическое образование». Социальный заказ представлен подготовке инженерно-технологических кадров в рамках социального заказа региона ХМАО-Югра.

Готовность участников образовательных отношений к внедрению проекта в рамках реализации представлена на иллюстрации 1.

Рис. 1. Индикаторы результативности готовности участников образовательных отношений к внедрению проекта, % [1]

Поставленный план на 2019 год в достижении индикатора в 70 %, был достигнут. К 2022 году (на конец реализации проекта) он должен достичь 100 %-го показателя. На начало реализации проекта он составлял 60 %.

Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в рамках реализации проекта, представлено на иллюстрации 2.

Рис. 2. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в рамках реализации проекта, % [1]

Базовый индикатор на начало реализации проекта составил 60 %. В 2019 году курсы повышения квалификации прошли 70 % педагогов, обеспечивающих технологическое образование обучающихся. Индикатор результативности на конец реализации проекта должен достичь 100 %., т. е. все педагоги без исключения должны проходить курсы, обеспечивающие приобретение новых знаний в области технологии и методов обучения учащихся.

Повышение профессиональной квалификации педагогов осуществлялось в следующих формах:

1) Школа молодого педагога для начинающих учителей.

2) Участие в методических семинарах, в заседаниях методических объединений и инструктивно-методических совещаниях.

3) Обмен опытом работы по формированию отдельных компетенций на уроках высокопрофессиональных учителей, мастеров-технологов во внеурочной деятельности.

4) Обмен опытом на методических совещаниях по управлению ИУП.

5) Формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков, необходимых для управления ИУП учащихся старших классов.

6) Утверждение новой модели выпускника на основе проектирования ИУП.

7) Обмен опытом на заседаниях методических объединений:

− презентация опыта работы по ИМТ преподавателей;

− практикоориентированное обучение на уроках технологии как важное условие формирования компетенций учащихся.

− обмен опытом по использованию ИКТ для развития компетенций учащихся.

8) Формирование у педагогов навыков самоанализа и самоконтроля как основного пути развития ответственности педагога по управлению ИУП.

9) Формирование и развитие коммуникативных умений педагога, необходимых для эффективного управления ИУП.

10) Составление портфолио, их регулярное наполнение и обновление в течение учебного года. Представление портфолио на окружном конкурсе «Лучший мастер производственного обучения ХМАО-Югра 2020».

11) Разработка и заполнение технологических карт профессиональной компетентности педагогов МБОУ «СТШ» и их методической занятости.

12) Создание творческой группы педагогов-технологов в целях участия в образовательных форумах, педагогических чтениях.

13) Психологический блок в виде решения ситуационных задач, касающихся управления ИУП учащихся.

14) Участие педагогов в окружном конкурсе плакатов и стенгазет, освещающих управление ИУП в МБОУ «СТШ».

15) Участие педагогов в окружном конкурсе докладов на тему «Актуальные проблемы управлением ИУП инновационно-технологического образования» и «Преемственность преподавания, технологическая подготовка с целью профессионального самоопределения в ИУП».

16) Организация и проведение предметных декад, каждая из которых насыщена разнообразными познавательными конкурсами, викторинами, олимпиадами и другими формами внеклассной деятельности. Активное применение ИКТ во время проведения предметных декад. Вовлечение профессиональных методических объединений в проведение предметных декад.

17) Усиление мотивации педагогов на освоение компетентностно-ориентированного управления ИУП учащихся.

18) Осуществление индивидуальной методической работы. Построение плана самообразования (ИМТ), предусматривающего следующее:

− изучение инструктивных материалов по вопросам ИУП;

− изучение методической и специальной литературы по управлению ИУП;

− подборка материалов для выступления на педсоветах, семинарах, конференциях по управлению проектированием ИУП;

− своевременное прохождение курсов повышения педагогической квалификации;

− заполнение технологической карты личностного профессионального роста;

− дальнейшая организация работы по самообобщению опыта управления проектами ИУП педагогами в форме электронного портфолио.

Таким образом, были разработаны шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов», реализация которых была намечена на 2019–2020 учебный год и на долгосрочную перспективу.

Литература:

1. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сургутская технологическая школа» города Сургута на 2019–2023 годы «Современная образовательная среда как средство повышения качества образования в условиях создания технологической школы» / Под ред. Л. М. Мамигуллиной. — Сургут, 2019.

2. Сиденко Е. А., Сиденко А. С. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС / Е. А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. — 2013. — № 1. — С. 40–47.

3. Тигров В. П. Технологическое образование как педагогическая система / В. П. Тигров // Вестник Тамбовского университета. — 2017. — № 4. — С. 12–17.

4. Хуторской А. В. Концепция Научной школы человекосообразного образования. — М.: Эйдос, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, Управление проектированием, социальный заказ, обмен опытом, реализация проекта, ХМАО-Югра, долгосрочная перспектива, метод управления, педагог, педагогическое проектирование.


Похожие статьи

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает

С какой целью преподаватель создает проект?

Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования.

Педагогическое проектирование как метод управления...

Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование. Целью педагогического проектирования мы видим: создание модели по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов».

Реализация комплексной программы дополнительного...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт. Реализация комплексной программы дополнительного... Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды...

Реализация модели организации профессионального роста...

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства...

Социально-педагогическое проектирование как технология...

Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в

Социально-педагогическое проектирование является уникальным средством обеспечения

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые — педагоги Т...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Социальнопедагогические школьные проекты «Проектирование образовательной среды ГБОУ Школа № 648», «Образовательный ТЕХНОПАРК»

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство педагогического управления...

Педагогическое проектирование как средство формирования...

Интерес педагогов-дошкольников к педагогическому проектированию не случаен.

В настоящее время описан опыт работы по реализации детьми исследовательских (Савенков А. И

В настоящий момент категория «педагогическое проектирование» отражено в различных...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе...

Педагогическое проектирование как метод управления... проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательно-образовательный процесс, детская деятельность...

Похожие статьи

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает

С какой целью преподаватель создает проект?

Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования.

Педагогическое проектирование как метод управления...

Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование. Целью педагогического проектирования мы видим: создание модели по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов».

Реализация комплексной программы дополнительного...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт. Реализация комплексной программы дополнительного... Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды...

Реализация модели организации профессионального роста...

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства...

Социально-педагогическое проектирование как технология...

Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в

Социально-педагогическое проектирование является уникальным средством обеспечения

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые — педагоги Т...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Педагогическое проектирование — ведущая технология...

Социальнопедагогические школьные проекты «Проектирование образовательной среды ГБОУ Школа № 648», «Образовательный ТЕХНОПАРК»

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство педагогического управления...

Педагогическое проектирование как средство формирования...

Интерес педагогов-дошкольников к педагогическому проектированию не случаен.

В настоящее время описан опыт работы по реализации детьми исследовательских (Савенков А. И

В настоящий момент категория «педагогическое проектирование» отражено в различных...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе...

Педагогическое проектирование как метод управления... проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательно-образовательный процесс, детская деятельность...

Задать вопрос