Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Урзова, А. А. Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН / А. А. Урзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70306/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор предпринимает попытку проанализировать направленности виртуальных имиджей вузов с «лингвистическим» ядром и провести сравнительный социологический анализ, получив некие сущностные выводы.

Ключевые слова: студенческая молодежь, студенческая молодежь Москвы, имидж, имидж вуза, дискурс, интернет-дискурс.

Имидж существует у всего: у человека, к компании, у каждого вуза. Он является неотъемлемой составляющей, которая может сделать своего носителя популярным и успешным или же уничтожить его вовсе, навлекая неудачи и провалы. Это та самая оболочка, по которой встречают и составляющими которой являются как материальные (например, одежда), так и нематериальные компоненты (например, чувство уверенности в себе).

Огромная аудитория пользователей различных возрастов и с различными мотивами, создающих имидж вуза/влияющих на него, активна в сети Интернет. Благодаря их коммуникации рождается такой интернет-дискурс, который не только является средой для формирования виртуального имиджа вуза как такового, но и отражает его некие особенности и тенденции.

Блог групп компаний Sаrmоnt опубликовал исследование от 16.02.2018 [4], из которого очевидно следует, что интернетизация молодёжи достигла своего максимума. Результаты представлены на инфографике ниже (см. Рисунок 1). Это говорит о том, что игнорировать интернет-сферу не просто нельзя, а очень опасно для имиджа вуза.

Рис. 1. Визуализация результатов исследования «Молодёжь и интернет»

Одной из причин ухода в виртуальное пространство в процессе получения необходимых данных можно назвать недоверие официальным источникам (дни открытых дверей) и стремление увидеть реальное положение вещей.

Сайты-отзовики не только связывают потребителя информации и того, кто может и хочет ею поделиться, но и, сортируя сообщения по различным тематикам, дают возможность ускорить поиск, а также в какой-то степени ответить на вопрос: «Почему данный вуз оказался на высокой/низкой строчке рейтинга?».

Данная проблема ранее была рассмотрена и исследована многими Дагаева Е. А. [1], которая резюмирует тем, что цель управления имиджем вуза заключается в трансформации его в конкурентное преимущество. Однако было бы большим заблуждением полагать, что проблема управления имиджем актуальна только для малоизвестных вузов, находящихся в начале своего становления. Она касается и уже сложившихся брендов в связи с обострением конкуренции на современном рынке образовательных услуг; Карпов Е. Б. [2], который акцентирует внимание на проблеме поиска оснований для формирования позитивного имиджа образовательной организации.), однако полученные данные и аналитические выводы не дают возможность в полной мере раскрыть все аспекты данной темы.

«Имидж» в социологии — (от лат. imаgо — образ, вид) — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания [5]. То есть имидж — это то, что навязывается нам искусственно, извне, а образ — то внешнее отражение, которое создается само, нашим собственным воображением. С лингвистической точки зрения эти понятия часто подменяю друг друга, но в психологическом и социологическом подходах понятие образ шире понятия имидж.

Таким образом, имидж — это образ, но социально значимый, созданный при использовании метода ассоциаций и базирующийся на реальных свойствах того или иного товара или какой-либо услуги.

Второе ключевое понятие в данной теме — это дискурс. Значительную роль в разработке социально-коммуникативного подхода к анализу дискурса принадлежит Юргену Хабермасу. Он в отдельное понятие выделяет так называемое дискурсное общение. Данный тип общения рассматривался как идеальная коммуникативная модель. По Хабермасу, дискурс представляет собой диалог, в процессе которого происходит согласование спорных притязаний на значимость с целью достижения согласия. В его трактовке в дискурсной коммуникации господствует лишь специфическое «ненасильственное принуждение» наилучшего аргумента. Аргументация трактуется как главный путь продолжения поиска согласия. Хабермас является основателем своеобразной этической теории дискурса. Моральный принцип, по Хабермасу, заложен в самой диалогической интенции дискурса, ибо диалог всегда ориентирован на процедуру вовлечения и включения другого в обсуждение [3].

Таким образом, понимаем дискурс как конструкцию некоего коммуникативного пространства, будь то интернет-сфера или же простая речь, которое создается людьми сознательно/бессознательно, предполагает рациональное обсуждение значимых проблем, критическое осмысление социальной реальности и доминирующих мнений.

Эмпирическое исследование было проведено с использованием контент-анализа. Единицами анализа выступили сообщения-отзывы от студентов на форуме uсhеbа-оtziv.ru. В ходе исследования были выделены 8 компонентов, из которых складывается имидж вуза на форуме. Это качество обучения (сложность, легкость, сессии), учебные условия (наличие ремонта, деканат, столовая), студенческая жизнь и атмосфера в вузе, преподаватели (профессионализм, возраст, мотивация), качество и места практики и дальнейшее трудоустройство, расположение корпусов, преподавание иностранного языка, наличие свободного времени и возможность подработки.

Также были получены содержательные выводы из сравнительного анализа.

По МГЛУ:

  1. Преобладание использования в сообщениях бывшего названия МГЛУ ― бренда МГПИИЯ им. Мориса Тореза (59,8 % от всех упоминаний на форуме).
  2. Тезаурус интернет-дискурса МГЛУ носит ярко выраженный негативный оттенок, преобладают пейоративные отрицательные прилагательные (Топ-3: «гнилой» (90 упоминаний), «агрессивный» (53 упоминания), «отвратительный» (29 упоминаний).
  3. Меньше трети студентов (24 %) доверяет официальному сайту МГЛУ и информации, которую он содержит. Это говорит о недостаточном насыщении сайта нужным контентом.

По МГИМО:

  1. Тезаурус интернет-дискурса МГИМО носит противоречивый характер, элитарность сочетается с обвинениями в коррупции (Топ-3: «брендовый» (104 упоминания), «качественный» (78 упоминаний), «коррумпированный» (46 упоминаний).
  2. Авторы отзывов доверяют сайту вуза (52 %).
  3. Отмечен очень высокий уровень условий обучения (72 % написали об этом в отзывах), судя по оценкам вузов по выделенным 8 компонентам.

По РУДН

  1. Тезаурус интернет-дискурса носит нейтральный характер, особенность вуза подчеркнута («многонациональный» — 15 упоминаний, «толерантный» — 14 упоминаний).
  2. Лейтмотив студенческих сообщений на форуме — возможность и легкость получения стажировок.
  3. Частое упоминание нового рекламного ролика (примерно в каждом третьем отзыве) R U DОNЕ, вызвавший положительную реакцию.

В целом, проведенное исследование показало, что выбранные вузы со схожей многопрофильностью и ярко выраженным лингвистическим компонентом в интернет-дискурсе могут иметь противоречивые имиджи.

Литература:

  1. Дагаева Е. А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. — 2005. — № 3. — С. 26–28.
  2. Карпов Е. Б. Имидж в образовании // РR в образовании. — 2003. — № 6. — С.40–50.
  3. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — Спб.: Наука, 2001. — 418 с.
  4. Молодежь и интернет: инфографика по результатам исследования [Электронный ресурс]// Режим доступа: httрs://sаrmоnt.bу/blоg/mоlоdеzh-i-intеrnеt-infоgrаfikа-ро-rе/(дата обращения: 14.03.2019)
  5. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е издание, дополненное. – М. : ТЕМП, 2007. – 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж вуза, упоминание, вуз, дискурс, имидж, образ, тезаурус интернет-дискурса.


Ключевые слова

дискурс, имидж, студенческая молодёжь, студенческая молодежь Москвы, имидж вуза, интернет-дискурс

Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

Формируя имидж вуза, строится имидж образования, тем самым формируется имидж образованного российского человека. Система «прививания» подобного мироощущения возможна благодаря специальным мероприятиям, объединяющим людей в едином...

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Ключевые слова: имидж, организация, цифровая среда, информация, сайт, public relations, Интернет. Имидж какой-либо компании — это, в первую очередь, итог взаимодействия достаточно большого числа факторов.

Имидж вуза и особенности его коммерческого использования

Понятие «имидж вуза» в России появилось в середине 90-х годов XX века, в связи с тем, что образование стало услугой, которая должна удовлетворять потребности общества наряду со многими другими.

Репутация в интернет-дискурсе | Статья в журнале...

Яцык, И. В. Репутация в интернет-дискурсе / И. В. Яцык, Е. А. Яцык.

А вот их коллеги, пусть и равные по значимости по квалификации, но не сумевшие поставить личный имидж должным образом, зарабатывали на уровне ремесленников, с трудом обеспечивая себя.

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости. В настоящее время профессия преподавателя утратила былой интерес со стороны молодого поколения...

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению явления Интернет-дискурса как концепта, его статусу во Всемирной паутине и влиянию на повседневную речь, мы считаем необходимым дать определение составляющих данного термина, для того...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Таким образом, составляющие имиджа компании должны основываться на проблемных точках и пути для их устранения.

Имидж какой-либо организации — это её образ, который сформировался в сознании людей. Таким образом, стоит отметить, что у любой организации...

Методики изучения профессиональной языковой личности

– Психолингвистический подход позволяет выявить процесс формирования имиджа

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс

2. Нагорняк А. А. Значение профессионально-речевой культуры преподавателя технического вуза.

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза...

Границы дискурса устанавливаются, таким образом, относительно некоторого периода времени, сферы человеческой практики, области знаний, типологии текста и некоторых других параметров. Сам дискурс как совокупность тематически общих текстов характеризуется не их...

Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

Формируя имидж вуза, строится имидж образования, тем самым формируется имидж образованного российского человека. Система «прививания» подобного мироощущения возможна благодаря специальным мероприятиям, объединяющим людей в едином...

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Ключевые слова: имидж, организация, цифровая среда, информация, сайт, public relations, Интернет. Имидж какой-либо компании — это, в первую очередь, итог взаимодействия достаточно большого числа факторов.

Имидж вуза и особенности его коммерческого использования

Понятие «имидж вуза» в России появилось в середине 90-х годов XX века, в связи с тем, что образование стало услугой, которая должна удовлетворять потребности общества наряду со многими другими.

Репутация в интернет-дискурсе | Статья в журнале...

Яцык, И. В. Репутация в интернет-дискурсе / И. В. Яцык, Е. А. Яцык.

А вот их коллеги, пусть и равные по значимости по квалификации, но не сумевшие поставить личный имидж должным образом, зарабатывали на уровне ремесленников, с трудом обеспечивая себя.

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости. В настоящее время профессия преподавателя утратила былой интерес со стороны молодого поколения...

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению явления Интернет-дискурса как концепта, его статусу во Всемирной паутине и влиянию на повседневную речь, мы считаем необходимым дать определение составляющих данного термина, для того...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Таким образом, составляющие имиджа компании должны основываться на проблемных точках и пути для их устранения.

Имидж какой-либо организации — это её образ, который сформировался в сознании людей. Таким образом, стоит отметить, что у любой организации...

Методики изучения профессиональной языковой личности

– Психолингвистический подход позволяет выявить процесс формирования имиджа

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс

2. Нагорняк А. А. Значение профессионально-речевой культуры преподавателя технического вуза.

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза...

Границы дискурса устанавливаются, таким образом, относительно некоторого периода времени, сферы человеческой практики, области знаний, типологии текста и некоторых других параметров. Сам дискурс как совокупность тематически общих текстов характеризуется не их...

Задать вопрос