Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Самсонова, А. А. Портфолио как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента / А. А. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70292/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматриваются возможности использования портфолио в профессиональном образовании. Излагаются теоретические подходы ученых к определению «Портфолио». Подчеркивается, что портфолио не только является средством оценивания и самооценивания учебно-профессиональных достижений, но и может быть задействовано для проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента.

Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, индивидуальная образовательная деятельность, студент.

На современном этапе развития системы образования для достижения необходимых компетентностей на первое место выходит понимание того, что главным субъектом образования выступает студент. В соответствии с этим, должны быть сформированы задачи обучения и их решение. В качестве одного из способов и средств решения этих задач может выступать портфолио.

Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения, которое необходимо для развития навыков рефлексивной деятельности, формирования умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разных видах деятельности, и дополняет традиционные формы контроля обучения.

Изучением роли портфолио в образовательном процессе занимались такие зарубежные авторы, как Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд и др. В российской педагогической практике разработка проблемы портфолио представлена в работах К. Э. Безукладникова, Н. П. Дутко, М. А. Пинской, Е. С. Полат, Н. Н. Сметанниковой, О. Г. Смоляниновой, Т. А. Стефановской, И. В. Шалыгиной и др.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет определить портфолио как совокупность (коллекцию) работ обучающегося или педагога, которая представляет собой презентацию его деятельности за определенный промежуток времени. Сегодня портфолио также включает разделы, связанные с самооценкой обучающихся своих достижений и планированием дальнейших ступеней и форм обучения, например, выбор профильных классов, проектирование индивидуальной образовательной траектории и т. п.

В правительственном документе Министерства образования и науки РФ сказано: «Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося».

Исследователи И. А. Кныш и И. П. Пастухова описывают портфолио как «средство самоорганизации, самосовершенствования и самопрезентации студента, позволяющее формировать навыки рефлексии собственной деятельности, конструктивное отношение к внешней оценке» [7].

Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская, изучая вопрос использования портфолио будущим педагогом, в качестве одной из важнейших задач портфолио выделяют развитие умения самопроектирования профессионального будущего, исходя из объективного оценивания своих преимуществ и недостатков [5].

Е. Ю. Кудрявцева приписывает портфолио роль инструмента самообразовательной деятельности студента, подчеркивает возможности портфолио в становлении способности действовать в ситуации неопределенности с учетом реальных условий [8].

Э. Ф. Зеер отмечает еще один важный аспект использования портфолио — как средство прогнозировании профессионального будущего студентов [3, 4].

Концепция непрерывного образования, которая реализуется посредством индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов, предполагает выбор альтернативных способов приобретения профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, для реализации такого образования необходимы средства поддержки студента в образовательном процессе вуза. Портфолио может выступать в качестве наглядного представления индивидуальных учебно-профессиональных достижений, в котором при помощи определенной структуры демонстрируется степень продвижения студента к результату деятельности (продукту обучения). Другими словами, с помощью портфолио студент может оценить свои достижения, понять, на каком этапе он сейчас находится, спроектировать свои дальнейшие цели и задачи [2].

Е. В. Игонина наряду с такими функциями портфолио, как оценка и саморазвитие, выделяет функции управления, отражающие характер сотрудничества студента и преподавателя [6]. К задачам управления, которые решаются при помощи портфолио, можно отнести:

– выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития благодаря соотнесению персональных достижений с требованиями образовательного стандарта (Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская);

– развитие навыков самопроектирования профессионального будущего (Н. В. Зеленко, А. Г. А. Г. Могилевская);

– помощь в личностно-профессиональном самоопределении студентов и развитие у них компетенции проектирования жизни и профессиональной карьеры (И. А. Кныш и И. П. Пастухова);

– активизацию рефлексивных механизмов в обучении взрослых, способствование планированию профессиональной карьеры, побуждение к личностным и образовательным успехам (О. Г. Смолянинова).

Г. Б. Голуб и О. В. Чуракова вводят и разрабатывают понятие модельной функции портфолио, которая заключается в развитии способности каждого студента выстраивать собственную модель образовательной деятельности [1].

Таким образом, проанализировав отечественные и зарубежные подходы к определению и понимаю понятия «портфолио», мы может сделать вывод, что, с одной стороны, портфолио — это средство управления образовательным процессом, с помощью которого задаются, корректируются и контролируются не только индивидуальные образовательные траектории студентов, но и отслеживаются этапы и направления деятельности всего педагогического коллектива, представляются наработки образовательного учреждения, анализируются и прогнозируются результаты учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, портфолио — это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения студентов, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения.

Литература:

  1. Голуб Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155–181.
  2. Зеер Э. Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9–28.
  3. Зеер Э. Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93.
  4. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи / Э. Ф. Зеер // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
  5. Зеленко Н. В. Портфолио будущего педагога / Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61–63.
  6. Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза / Е. В. Игонина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции: в 2частях. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 2.
  7. Кныш И. А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И. А. Кныш, И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69–73.
  8. Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся / Е. Ю. Кудрявцева // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8–12.
  9. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней [Электронный ресурс]: письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 г. № 31–17/12–2929. Режим доступа: http://ipkps. bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc.
Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, образовательный процесс, достижение, индивидуальная образовательная деятельность, образовательное учреждение, помощь портфолио, профессиональная карьера, студент.


Похожие статьи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Итак, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя, контролем со стороны обучающегося.

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства.

Проектирование индивидуальной образовательной...

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, профессиональная подготовка, будущие педагоги, студенты.

Князькова Л. Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических...

Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника...

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [1]. Портфолио может быть в бумажном или электронном...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления.

Творческое портфолио как средство оценивания...

Учебно-профессиональные достижения как личностный образовательный результат

Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой

Итоговая рефлексия деятельности. Портфолио — отчёт по процессу деятельности...

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ

Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и

- стимулирование и учет разнообразной деятельности студентов, в том числе в системе дополнительного образования.

Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебной...

Портфолио - метод формирования навыков самоорганизации...

Данное сопровождение в ходе формирования портфолио будет отражать основные жизненные и профессиональные замыслы ребенка и предполагает главные пути его реализации.

В ходе заполнения портфолио планируется проводить и организовывать:  Индивидуальные беседы

Похожие статьи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Итак, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя, контролем со стороны обучающегося.

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства.

Проектирование индивидуальной образовательной...

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, профессиональная подготовка, будущие педагоги, студенты.

Князькова Л. Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических...

Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника...

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [1]. Портфолио может быть в бумажном или электронном...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления.

Творческое портфолио как средство оценивания...

Учебно-профессиональные достижения как личностный образовательный результат

Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой

Итоговая рефлексия деятельности. Портфолио — отчёт по процессу деятельности...

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ

Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и

- стимулирование и учет разнообразной деятельности студентов, в том числе в системе дополнительного образования.

Портфель индивидуальных достижений обучающихся: раздел...

Портфель индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности (учебной...

Портфолио - метод формирования навыков самоорганизации...

Данное сопровождение в ходе формирования портфолио будет отражать основные жизненные и профессиональные замыслы ребенка и предполагает главные пути его реализации.

В ходе заполнения портфолио планируется проводить и организовывать:  Индивидуальные беседы

Задать вопрос