Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 14.05.2020

Статья просмотрена: 1642 раза

Библиографическое описание:

Боярский, П. В. Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России / П. В. Боярский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 247-253. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70005/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор рассматривает правовое положение мигрантов в сфере школьного образования и предлагает интеграционные механизмы.

Ключевые слова: миграция, мигранты, школы, школьное образование, права мигрантов.

Нормативно-правовое обеспечение в сфере миграционной политики в России включает в себя [48]:

− федеральное и региональное законодательство;

− подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации;

− указы Президента Российской Федерации;

− международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции.

Внутреннее законодательство государства, реализуя миграционную политику, должно неукоснительно соблюдать нормы общепризнанного международного права. К ним Россия присоединилось официально, взяв на себя обязательства по их выполнению.

Как свидетельствует практика, если вопросы определения правового положения иностранных граждан находятся в компетенции государства, тогда интеграционные вопросы, вопросы адаптации и оказания мигрантам первой помощи решается во многом при самом активном участии неправительственных организаций. Государственная власть в рамках диалога власти и гражданского общества представлена институтами, которые уполномочены осуществлять управление в сфере национальной политики государства и миграционной политики, среди которых федеральные органы исполнительной власти, в частности, Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство внутренних дед и другие ведомства и министерства.

В Москве дети мигрантов обычно учатся в непрестижных школах. Это зависит от материальных возможностей родителей. Другие причины — это уровень образованности и подготовленности детей на момент поступления в школу. Дети москвичей учатся в престижных гимназиях и лицеях. Поэтому ряд школ, где больше всего детей приезжих, теперь называют «школами мигрантов».

Есть и другие причины, которые становятся препятствием для получения детьми мигрантов полноценного образования в России. Это барьеры при сборе документов, необходимых в Москве для поступления ребенку в школу. Родители должны встать в электронную очередь на сайте Министерства образования РФ, предоставить и некоторые дополнительные документы, например, справку о постановке на миграционный учет. С этими проблемами сталкиваются и внутренние мигранты, россияне.

Отмечается, что правовая база РФ предоставляет прав на образование иностранным гражданам. В частности, законодательство в России предоставляет равные права для всех. «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе» [6].

Другой аспект касается того, что Концепция государственной миграционной политики до 2025 года определила главные и приоритетные задачи деятельности органов государственной власти по адаптации и интеграции иностранных мигрантов в РФ. Ключевые элементы государственной миграционной политики выступают создание соответствующих условий «для реализации адаптации и интеграции мигрантов, реализация защиты прав мигрантов и их свобод, а также обеспечение их социальной защищенности» [48].

В соответствии с п.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России» [4]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «принципы государственной политики заключаются в «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [6].

В 2015 году в городе Москва запись в образовательные учреждения ведется через интернет, а именно через Портал государственных онлайн услуг города Москвы, стала единственным способом подачи заявления для поступления ребенка в школу. Форма заявления устроена так, что родители ребенка не могут подать его без указания адреса регистрации. Более того, в подразделе «Запись в 1-й класс» в пункте «Кто может обратиться за услугой» значится, что это «родители (законные представители), дети которых: зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории города Москвы», а также «зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории города Москвы».

Так, на данный момент и сегодня иностранный гражданин без регистрации не может устроить своего ребенка в школы города Москвы. «Это касается:

а) лиц, ищущих убежища,

б) людей, получивших статус беженца или временное убежище в России, но не имеющих возможность оформить себе регистрацию,

в) иностранных граждан, которые обжалуют отказ в предоставлении убежища,

г) а также всех недокументированных мигрантов» [6].

В некоторых случаях директора при устройстве ребенка в школы требуют у родителей годовую регистрацию, не соглашаясь принимать трехмесячную, которую делают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом режиме. Так, родители детей, являющихся иностранными гражданами, записывая ребенка в школу, обязаны иметь документ, «подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации». Это правило не позволяет мигрантам на территории России устроить ребенка в школу. Также это касается иностранных граждан, ищущих убежище на территории России, но еще не получивших его или находящиеся на стадии обжалования отказа. Процесс обжалования нередко занимает ни один год. И тогда дети мигрантов не посещают школу.

Отдельную проблему представляет использование образовательных учреждений в целях выявления недокументированных мигрантов. Эта проблема особо остро стоит в Москве и Санкт-Петербурге, проявляется и в других регионах. Так, например, Комитет «Гражданское содействие» с 2014 года ведет работу с общиной беженцев из Сирии в городе Ногинск Московской области. Руководитель управления образования этого города Наталья Сергеевна Асоскова заняла предельно жесткую позицию по вопросу доступа иностранных детей в школы подведомственной ей территории. И такие пробелы пока еще полностью не устранены, процесс их решения затянулся. Тесное сотрудничество между органами образования и контролирующими миграцию ведомствами часто не скрывается.

Миграционные процессы отмечены новыми тенденциями. Теперь в Россию едут семьи. Новое явление семейной миграции побуждает к решению новых проблем на уровне законодательства. Например, это правовые условия пребывания приезжих семей в стране и их детей.

«Права детей неотъемлемый и безусловный атрибут, и положение временных пребывающих в стране детей иностранцев требует законодательного закрепления» [49].

Несмотря на, казалось бы, законодательные нормы относительно получения образования в РФ детьми мигрантов, можно сказать о том, что в области проблем при приёме в школу есть некие противоречия.

В частности, речь идет о том, что при наличии установки на всеобщее обучение всех детей имеют место частые случаи, когда родителям отказывают в приеме детей в школу, как правило, разрешается преимущественным для директоров школ профессиональным устремлением охватить обучением всех детей, проживающих в районе местонахождения школы.

Прежде всего, стоит отметить, что для того, чтобы вовремя выяснить, какие у детей проблемы, нужно исследовать систематически эту область. Проводя данный контроль, можно диагностировать проблемы по мере их поступления, а также свести до минимума негативные последствия [49].

Далее стоит отметить, что необходимо осуществлять контроль с целью получения информации относительно передвижения детей иностранцев по стране. Для этого нужно сформировать единую базу данных по этим детям. Это поможет обеспечить и реализовать их права для того, чтобы они могли получить достойное школьное образование.

В российских школах, как отмечается, присутствие детей мигрантов влияет позитивно на других детей и уровень учебной деятельности. Такая среда помогает укреплять отношения между представителями разных национальностей и устранять противоречия. Приехавшие граждане из других государств очень долго ждут получения гражданства, но бюрократическая система настолько сильна, что дети не ходят в школу и в детские сады.

Права и проблемы, касающиеся детей иностранцев, — это истечение 90-дневного срока временной регистрации. «Для детей законодательно не закреплена возможность продления срока пребывания. Права детей ущемлены. Противоречия в законодательстве лишают детей иностранцев, не имеющих легального статуса в Российской Федерации, прав на образование, здравоохранение и социальную поддержку» [49].

Закон гарантирует право на образование, «независимо от каких-либо условий, и объявляет школьное обучение обязательным. Однако, хотя отсутствие регистрации по месту жительства формально не является условием приема детей в школу, по факту это часто именно так» [50].

Законодательно мигранты, у которых нет разрешения на проживание, если отсутствует вид на жительство, должны покинуть страну в течение трех месяцев, именно по этой причине они просто вынуждены покидать страну и снова возвращаться, а это не может не сказываться на учебной деятельности их детей. Если ребенок не зарегистрированный, то у него статус нелегального, и брать на обучение ребенка спешат не все руководители школ, поскольку есть страх административной ответственности. Другим барьером для ребенка попасть в школу или в детский сад является отсутствие медицинской страховки, стоимость которой составляет более тридцати тысяч рублей, что для мигрантов в основном сложно осилить, поэтому многие не слишком активно стараются устроить ребенка в образовательное учреждение.

Школьное образование в стране обязательное, а дошкольное нет, поэтому родители ждут годами своей очереди в детский сад, но, как правило, в соответствии со статусом и происходит распределение мест, мигранты обслуживаются последними и не всегда получают место для ребенка. В нашей стране есть привилегированные семьи, и те, кто должен получать льготы, в общей сложности это различные категории.

«Каждый ребенок имеет право на образование, но если подходить со стороны закона, то установлено, что правами наделяются граждане, которые находятся на территории Российской Федерации легально. Получается, что права и ответственность за поступки взрослых перекладываются на детей. Такое положение не соответствует конвенции о правах ребенка, согласно которой государство обязуется обеспечить всем детям, не зависимо от их статуса или статуса их родителей, права на образование, здравоохранение и защиту от дискриминации. Международный договор, согласно Конституции Российской Федерации, имеет приоритет над федеральным законодательством» [50].

Нельзя ребенка лишать возможности учиться. Школа — это то место, где дети не только учатся, они получают воспитание и опыт, школа помогает адаптироваться и интегрироваться в обществе, это относится к детям мигрантов. И так как школа — это институт социального назначения, то ей больше всего доверяют мигранты.

Относительно числа детей мигрантов в стране нет абсолютно точных данных, это относится и к вопросу о количестве семей, у которых нет гражданства, и сколько детей остается без обучения. Эти дети растут в обстановке отсутствия внимания, нет общения с друзьями, круг общения ограничен. А государство не делает того, что необходимо для этих детей, они не включены в образовательную среду. Система образования имеет очень много недостатков, бюрократические препоны, ксенофобия — это еще не все факторы, которые влияют на то, что не всех детей записывают в школы.

Согласно статистике Росстата, в 2018 году в Россию из-за рубежа въехали 61,3 тыс. детей в возрасте до 15 лет, или 10,8 % прибывших.

«Чистый миграционный прирост детей составил 21,9 тыс. человек, или 17,5 % суммарного прироста, т. е. это дети из семей, остающихся на долгие сроки или навсегда» [51].

Кроме того, количество граждан, которые прибыли в Россию, это несовершеннолетние дети, по статусу они нелегалы, но и данные о том, сколько их, неполные. Точная информация не публикуется ни в каких источниках.

Не менее 10 % иностранцев, приезжающих в Россию на заработки, берут с собой детей. Если учесть, что на 1 августа 2019 года в стране находилось около 11 млн временных мигрантов, теоретически в России может быть около миллиона несовершеннолетних иностранцев [51].

Мигранты-семьи — это явление позитивное и говорит о том, что страна, куда приезжают иностранцы, экономически комфортная среда для них. Кроме того, дети мигрантов могут стать тем источником, который поможет повысить в стране рождаемость, а показатели высокой смертности могут быть снижены.

Данные о том, сколько детей мигрантов учатся в российских школах, обрывочны. По сведениям «Комсомольской правды», в 2018–2019 учебном году в московских школах учились около 60 тыс. детей мигрантов (или 6,1 % от общего числа школьников в столице). Схожие цифры озвучили и эксперты Высшей школы экономики, с уточнением, что цифра включает внутренних мигрантов [52].

Несколько лет назад газета «Московский комсомолец» опубликовала материал о том, что «в некоторых московских школах доля учеников-иностранцев доходит до 60 %. Кандидат на пост губернатора Петербурга Владимир Бортко заявил во время теледебатов в 2019 году: «В школе в спальном районе 70 % — дети мигрантов, которые по-русски не говорят, но их обязаны принять» [53].

Между тем в качестве причин парижских событий 2005 года назывались именно хроническая социальная изоляция и дискриминация меньшинств, и отсутствие у них возможностей для получения достойного образования и последующего успешного трудоустройства. То есть, судя по опыту Франции, у России больше шансов «Париж получить» в случае, если ситуация с адаптацией мигрантов и обеспечением получения ими образования не будет решена.

В 2014 году депутаты Госдумы предлагали обязать Федеральную миграционную службу собирать статистику о детях мигрантов, чтобы обеспечить их образование. Однако законопроект отклонили. Хотя средняя продолжительность рабочей недели мигрантов достигает 59 часов при норме 40 часов, как правило, их дети, за редким исключением, не ходят в детский сад, у 44 % мигрантов дети не ходят в детсад, у 14,9 % — не ходят в школу, говорится в результатах опроса Центра миграционных исследований, проведенного в Москве в 2017 году [54].

Многие дети в столице поступают в школу, но выясняется, что они не ходили в школу два и три года, у них очень плохое поведение, русский язык они не знают в должной степени, их знания отличаются от знаний московских детей, это обусловлено тем, что дети учились по разным программам.

Для того чтобы составить более полную и достоверную картину относительно проблем положения детей — мигрантов в российских школах, а также отношения к ним детей не мигрантов, был проведен опрос среди респондентов двух групп — детей мигрантов и не мигрантов.

Опрос проводился в школах г. Москвы и Московской области.

Средняя продолжительность проживания респондентов (детей из семей иммигрантов) в г. Москва составила 4,23 года, а на территории РФ — 5,27 года. При этом строку «в России» следует трактовать преимущественно как время проживания на территории РФ, но еще не в Москве. Соответственно, средняя продолжительность проживания на территории города Москва составляет 19,28 лет (при этом доля «родившихся здесь» растет, в настоящее время она составляет, как правило, около 1/4 от общего объема выборка, это молодые люди в возрасте от 18 лет и старше — опрашиваются обычно совершеннолетние респонденты).

«Отрицательность» моно-иноязычности также очевидна: затруднительность коммуникации, ограниченность освоения культуры титульной нации, адекватного вхождения в жизнедеятельностные процессы территории в полном объеме (прием на работу, продвижение по службе, смешанные браки и т. п.).

В этом смысле хорошо освоенное двуязычие потенциально обеспечивает некоторый инструментальный приоритет его обладателям перед «моноязычниками» — подобно тому, как в современном цивилизованном мире практически обязательным условием успешности является свободное владение минимум двумя языками или более (английский разговорный плюс национальный, плюс другие европейские, японский и т. д.). Если принять во внимание длительность проживания в г. Москва (и РФ), а также средний возраст опрошенных детей (11,34 года, в диапазоне от 6 до 17 лет), можно сказать, что сохранение национального языка является весьма устойчивым, прочным, полноценная адаптация — процесс небыстрый, требующий, возможно, смены поколений.

Проведенный нами опрос позволил нам вывить следующие проблемы в школе у детей — мигрантов:

− Недостаточное знание русского языка.

− Результаты в обучении невысокие, что вызвано слабой подготовкой детей.

− По некоторым отдельным предметам либо слабое знание материала, либо их отсутствие.

− Для того чтобы подтянуть детей — мигрантов, нужны дополнительные занятия.

− По причине плохого знания русского языка есть проблемы с родителями.

− Родители не участвуют в образовательном процессе.

− Дети мигрантов не знают местных обычаев и общепринятых норм поведения.

− Плохое поведение на уроках.

− Пропуски занятий.

− Конфликты с другими детьми в классе.

− Проблемы правового статуса.

Также в освоении русского языка должны помогать сами родители. Он должен стать вторым родным языком. Для этого матери и отцу необходимо на нем разговаривать и дома. Важно слушать русские песни, смотреть русские фильмы, передачи, читать русские газеты, журналы, книги. Так процесс обучения пойдет лучше. А у взрослых появится уникальная возможность и самим отточить свои знания.

Можно сказать, что данные проблемы ведут к недопониманию или полному непониманию между детьми в процессе коммуникации, соответственно, дети мигрантов испытывают на себе проявления дискриминации, одноклассники дразнят их за плохое знание русского языка, неумение общаться. Поэтому дети-инофоны должны при поступлении в школу проходить обязательное для всех тестирование. Так как языковые проблемы есть, то их можно успешно решить с помощью индивидуального подхода и бесплатных дополнительных занятий. Такие ребята должны находиться на контроле у администрации. В итоге получается, что адаптация школьников-инофонов по большей части ложится на плечи преподавателей, которые, безусловно, ближе к детям и стараются облегчить учебный процесс. Однако возникает другая проблема — большинство учителей не умеют преподавать родной язык как иностранный, ведь они получали стандартное филологическое образование, которое предусматривало преподавание русского языка как родного. Решить вопрос компетентности педагогов в работе с детьми-инофонами поможет их качественная переподготовка. Так, руководители учебных заведений должны отправлять учителей на курсы повышения квалификации, кроме того, существующие разработки недостаточно информативны. Необходимо изменить систему подготовки в вузах, где они получают педагогическое образование. Ведь даже если количество детей-инофонов сократится, совсем исчезнуть из школ они не могут.

Чтобы проблемы были сведены к минимуму, вполне разумно было бы для устранения недопонимания между детьми в общении, есть приемлемы способы.

А именно, оптимизация таких направлений политики адаптации и интеграции, как создание «Кодекса Добрососедства».

Иными словами, это поможет подготовить условия для детей к получению российского гражданства.

Во — вторых, нужно обратить внимание на формирование неконфликтного поведения и «мягкого растворения» в российской культурной среде детей-мигрантов. Использование опыта других стран поможет сделать более доступным образование, что повысит мотивацию к обучению. Это можно осуществить, если ввести процедуру получения гражданства упрощенно. Это относится к детям, прежде всего, если они прожили более трех лет в России и получили образование в российских школах.

Нельзя отрицать и того, что есть и среди педагогов ксенофобия. С этим явлением надо, безусловно, бороться, потому что недопустимо оскорбление по национальному признаку. Нужно усилить ответственность за ксенофобию, повысить значение общественного правосознания.

Так, можно создать регламент поведения педагогов в школе и в обществе, и его следует соблюдать. Такого рода регламенты, конечно, неофициальные, но они нужны, и в профессиональных кругах их должны все соблюдать. Такие регламенты нашли широкое распространение в ряде западных стран, например, в Финляндии, в среде журналистов.

И так, правовая база РФ предоставляет прав на образование иностранным гражданам, это равные права для всех. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Иностранные граждане и лица без гражданства наделены в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России. Закон гарантирует право на образование, независимо от каких-либо условий, и объявляет школьное обучение обязательным. В соответствии с действующим законодательством непрерывно учиться в школе могут те дети-иностранцы, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а также дети высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. 1989, № 1.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // СЗ РФ. 1998г. № 20. Ст. 2143.;СЗ РФ, № 2, Ст.163.
  3. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных: федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005.№ 52, ч. 1, ст. 5573.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  5. Федеральный закон от 31.12.2017 N 493-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 77
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)«Об образовании в Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  7. Указ Президента РФ от 14. 11. 2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (ред. от 04. 08. 2016)// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4571
  8. Указ Президента РФ от 01.12.2003 N 1417 (ред. от 25.07.2006) «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области миграционной политики»//«Собрание законодательства РФ», 08.12.2003, N 49, ст. 4755.
  9. Указ Президента РФ от 05.06.2012 N 776 (ред. от 01.01.2018) «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям»//«Собрание законодательства РФ», 11.06.2012, N 24, ст. 3135.
  10. Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 10. 08.2016)//Справочная система «Гарант»
  11. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 N 724 (ред. от 10.08.2016) «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»// «Собрание законодательства РФ», 23.06.1997, N 25, ст. 2943
  12. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 10.08.2016) «О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малоимущим лицам из числа указанных граждан»//«Собрание законодательства РФ», 13.12.2004, N 50, ст. 5063
  13. Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1057 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Положения о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 19.01.2009, N 3, ст. 382.
  14. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 07.04.2018)«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»// «Собрание законодательства РФ», 09.01.2017, N 2 (Часть I), ст. 361
  15. Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»//«Собрание законодательства РФ», 01.01.2018, N 1 (Часть II), ст. 395
  16. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1592 «О подготовке предложений по определению на очередной год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683"// «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8166
  17. Распоряжение Правительства РФ от 21.11.2007 N 1661-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года»// «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007, N 48 (ч. II), ст. 6029
  18. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»(по состоянию на 26.08.2016)//(подготовлен ФАДН России)
  19. Абрамов Р. А. Направления совершенствования организационно-правовой деятельности государственных и муниципальных органов власти в сфере профилактики экстремизма и ксенофобии в условиях формирующейся личности // Менеджмент в России и за рубежом, № 1. — М: Финпресс, 2015.
  20. Абрамов Р. А. Особенности управления в рамках ЕС // Успехи современного естествознания. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. № 12–5.
  21. Авакьян С. А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 40–47.
  22. Аврамова Е. М., Логинов Д. М. (2016) Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 163–185. doi: 10.17323/1814–9545–2016–4–163–185.
  23. Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. (2012) Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 176–199. doi: 10.17323/1814–9545–2012–1–176–199.
  24. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. (2015) Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С.173–195. doi: 10.17323/1814–9545–2015–2–173–195
  25. Биктимирова Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения, Екатеринбург, 2015.
  26. Баразгова Е. С., Вандышев М. Н., Лихачева Л. С. Противоречия в формировании социокультурной идентичности детей трансграничных мигрантов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. Т. 72. № 1. С. 229–240.
  27. Бочарова З. С. Правовое положение русских беженцев во Франции в 1920–1930-е годы // Россия и современный мир. 2017. № 2. С. 161–176.
  28. Вандышев М. Н. Территориальный принцип размещения трудовых мигрантов в большом городе // А. И. Татаркин, А. И. Кузьмин (ред.) Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2. Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН. 2017. С. 331–337.
  29. 32.Вандышев М. Н., Веселкова Н. В., Петрова Л. Е., Прямикова Л. Е. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования // К. В. Кузьмин, Л. Е. Петрова (ред.) Взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества в условиях крупного российского города: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд во Уральского государственного педагогического университета. 2017.
  30. Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н. Второе поколение мигрантов в России в возрасте 18–30 лет: характеристики структурной интеграции // Социальная политика и социология.2017. Т.16. № 5. С. 63–72.
  31. Воробьёва О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации/Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ, 2003. № 9 (202).
  32. Ворожцов Е. В. Молодежные волнения во Франции: проблемы иммиграции и образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2016. № 2. C. 23–29.
  33. Герасимова И. В. Адаптация и интеграция — важнейшие элементы государственной миграционной политики Российской Федерации // Вестник университета (ГУУ). 2016 № 6.
  34. Ефимов А. Г., Кацан В. Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России. — Курск: КГТУ — 2016.
  35. Ивахнюк И. В. Трудовые мигранты и политика интеграции // Служба занятости. — 2015. — № 3.
  36. Ивахнюк И. В. Управление трудовой миграцией: в поисках новых подходов // Международная Рунова Т. Г. Демография: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2013.
  37. Ивахнюк И. Миграционная политика: вклад в модернизацию России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2015. — № 2.
  38. Колосницына М.Г Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования// Колосницына М.Г, Суворова И. К. //Лекционные и методические материалы -Экономический журнал ВШЭ. — 2013. № 4.
  39. Лукьянова М. Н. Проблемы стратегического управления муниципальными образованиями / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. — М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013.
  40. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. М.: Юстицинформ, 2017.
  41. Остапенко Ю. М. Экономика труда, учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное, Москва, «ИНФРА-М», 2015.
  42. Парфенцева О. А., Иванова Н. П. Определение потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Вестник БФУ им. И. Канта. — Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011.- № 3.
  43. Сандугей А. Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. 2017. N 1. С. 8–14.
  44. Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Е. Д. Халевинская. — М.: Магистр: Инфра-М, 2013.
  45. Халбаева А. М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции, риски: дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. — М., 2015.
  46. Фельдман П. Я. Российская модель функционального представительства интересов: национальные политические традиции и современное состояние // Вестник Российской нации. 2014. № 4.
  47. Югов А. А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 5–8.
  48. Институт миграции и межнациональных отношений. Официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.migimo.ru/razdel/55/
  49. Российская Академия Наук. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx
  50. Профсоюз «Учитель» Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://pedagog-prof.org/
  51. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gks.ru/
  52. Комсомольская правда. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/26926.4/3973119/
  53. Московский Комсомолец. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2015/12/14/chislo-detey-migrantov-v-stolichnykh-shkolakh-dokhodit-do-60.html
  54. Центр миграционных исследований. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spbredcross.org/images/pr_grant/Sbornik-materialov.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, Россия, школа, ребенок мигрантов, москва, мигрант, гражданин, русский язык, образование.


Ключевые слова

миграция, школы, мигранты, школьное образование, права мигрантов

Похожие статьи

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами...

Детям-инофонам сложнее обучаться на русском языке, так как, они, зачастую, ошибаются там, где

Для большинства детей-инофонов школа представляет собой коммуникативное

Ушакова Н. Я. Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного общего...

Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов...

В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам.

Библиографическое описание: Карапетян, М. К. Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах / М. К. Карапетян.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная...

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан, украинский, гражданин, гражданин Украины, Государственная программа, страна СНГ, временное убежище. Международное регулирование трудовой миграции. – ужесточение контроля над пребыванием иностранных...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ

В рамках современной системы образования классической общеобразовательной школы

Синеева О. В. Формы и методы обучения русскому языку детей мигрантов в московской...

Некоторые проблемы института гражданства в РФ | Молодой ученый

Верховный суд России защитил детей граждан нашей страны от судьбы человека «без рода без племени».

Кроме того, проверка наличия гражданства РФ может потребоваться мигрантам

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, русский язык...

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ, но почти все школы были расформированы. Во-первых, сыграло роль удаленность таких школ от места жительства детей-мигрантов. Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

Адаптация мигрантов в Российской Федерации

русский язык, Россия, мигрант, Сахалинская область, трудовая деятельность, социальная

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан... Вопросы адаптации, интеграции и защиты

Дети из семей мигрантов являются одной из наиболее сложных, проблемных групп...

Специфика гражданской идентичности учащихся-мигрантов

Симаева И. Н. Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан... Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан...

Похожие статьи

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами...

Детям-инофонам сложнее обучаться на русском языке, так как, они, зачастую, ошибаются там, где

Для большинства детей-инофонов школа представляет собой коммуникативное

Ушакова Н. Я. Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного общего...

Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов...

В статье рассматриваются условия адаптации детей мигрантов к общеобразовательным русскоязычным школам.

Библиографическое описание: Карапетян, М. К. Адаптивная образовательная среда для детей мигрантов в русскоязычных школах / М. К. Карапетян.

Российская Федерация, иностранный гражданин, нелегальная...

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан, украинский, гражданин, гражданин Украины, Государственная программа, страна СНГ, временное убежище. Международное регулирование трудовой миграции. – ужесточение контроля над пребыванием иностранных...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ

В рамках современной системы образования классической общеобразовательной школы

Синеева О. В. Формы и методы обучения русскому языку детей мигрантов в московской...

Некоторые проблемы института гражданства в РФ | Молодой ученый

Верховный суд России защитил детей граждан нашей страны от судьбы человека «без рода без племени».

Кроме того, проверка наличия гражданства РФ может потребоваться мигрантам

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, русский язык...

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым...

В школах русского языка (ШРЯ) в Москве дети обучались по методике преподавания РКИ, но почти все школы были расформированы. Во-первых, сыграло роль удаленность таких школ от места жительства детей-мигрантов. Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

Адаптация мигрантов в Российской Федерации

русский язык, Россия, мигрант, Сахалинская область, трудовая деятельность, социальная

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан... Вопросы адаптации, интеграции и защиты

Дети из семей мигрантов являются одной из наиболее сложных, проблемных групп...

Специфика гражданской идентичности учащихся-мигрантов

Симаева И. Н. Дети-мигранты в системе образования России: новый тренд научных

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан... Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан...

Задать вопрос