Медиация как самостоятельный институт в Республике Казахстан: истоки, проблемы и перспективы развития во втором десятилетии XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Копбасарова, Г. К. Медиация как самостоятельный институт в Республике Казахстан: истоки, проблемы и перспективы развития во втором десятилетии XXI века / Г. К. Копбасарова, С. Б. Лазаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69906/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития медиации как самостоятельного института в Республике Казахстан.

Ключевые слова: медиация, урегулирование, спор, РК.

Медиация — это способ урегулирования спора путём привлечения третьей нейтральной стороны, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждой стороне конфликта в самостоятельном разрешении спора, к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе.

До 2011 года в РК не было нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношении в сфере медиации. Закон «О медиации», который регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, определяет ее принципы, процедуру проведения и статус медиатора, был принят 28 января 2011 года. Принятию этого закона предшествовало выполнение огромного пласта работ по изучению проблем международной практики примирительных процедур в целях поиска наиболее эффективных форм урегулирования различных споров. [1]

Медиация — это «процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с привлечением нейтрального лица — медиатора — с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Одним из первых институт медиации был образован в странах англо-саксонской правовой системы, таких как США, Великобритания, Австралия. Позже такой способ разрешения споров проник в страны континентальной Европы, где распространена в преимущественном романо-германская правовая система. В настоящее же время институт медиации проник и активно развивается в странах прогрессивной Азии- Японии, Китае, Корее, а также и во многих других странах.

Известно, что в казахском обществе процедура медиации существовала еще с давних времён. С начала образования казахского ханства существовала традиция разрешать все конфликтные ситуации с помощью аксакалов и биев. Стоит заметить, что в данное время в РК существуют как профессиональные медиаторы, так и непрофессиональные медиаторы.

Сейчас в Казахстане действует Единый Реестр Медиаторов, где указаны имена, адреса и специализация медиаторов. Все медиаторы для осуществления медиативных услуг обязаны пройти специальные курсы, после чего им выдают лицензию профессионального либо непрофессионального медиатора. [2] Медиаторы помогают людям прийти к приемлемому для всех сторон решению по спорным правовым вопросам. Идею медиации активно продвигали многие видные государственные деятели. Особенная роль в принятии закона «О медиации» принадлежит первому Президенту Республики Казахстан Лидеру Нации «Елбасы» Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

На сегодняшний день об институте медиации становится известным все более широкому кругу лиц, а также широко распространяется как метод конфликтного посредничества не только среди юридических лиц, но так и среди физических лиц. Медиация — это метод разрешения споров, входящий в группу альтернативных методов разрешения споров. Но стоит упомянуть что, медиация принципиально отличается от всех иных методов разрешения споров — как традиционных, так и альтернативных. При проведении медиации третья сторона — посредник — не имеет права принимать решения по спору и, кроме того, воздерживается от предложения своих вариантов разрешения конфликта.

Впервые медиация (посредничество) как метод конструктивного разрешения конфликтов была применена в Соединенных Штатах в начале второй половины 20 века. Первопричиной возникновения медиации стало большое количество судебных разбирательств, охвативших страну в это самое время. Огромная нагрузка судебной системы привела к развитию способов, использование которых позволило разрешить большое количество споров, в которых не осталось ущемленной стороны. Как свидетельствует обширная международная практика, использование посредничества в судебных разбирательствах способствовало тому, что в 85 % случаев конфликты приводили к соглашению между сторонами конфликта. Способ медиации, разработанный в рамках юридической практики, получил распространение в различных сферах деятельности человека: в школах, бизнесе, управлении, международной дипломатии и т. д. Привлечение третьей стороны к спору для достижения разрешения спора не является чем-то новым. Многие из нас, из-за наших функций или наших профессиональных навыков, периодически вынуждены брать на себя функции разрешения конфликтов между другими людьми. Однако, как правило, для этого выбирается арбитражная модель. В этом случае посредник выступает в качестве арбитра: он выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, затем признает правоту одной из сторон, либо принимает третье решение. [3] Такая стратегия редко бывает успешной по следующим причинам:

– каждая из сторон в конфликте, убеждена в том что она является правой, в следствие чего решение не может быть принято без ущерба для отношений посредника хотя бы с одной из сторон;

– многие посредники не могут избавиться от чувства вины, если их решение оказывается (или кажется сейчас) неправильным;

– aрбитраж усиливает негативный опыт взаимодействия сторон в конфликте: они сами не сталкивались с проблемой и были вынуждены обратиться за помощью к третьей стороне, которая решила их проблему.

Использование медиативных процедур для разрешения конфликтных ситуаций позволяет нам преодолеть эти «арбитражные» пробелы.

Медиатор выступает посредником в разрешении конфликтов. Посредник (ведущий согласительную встречу), который не является ни судьей, ни адвокатом, ни следователем, ни прокурором, ни репетитором, ни советником. Посредник является нейтральным посредником, помогая установить конструктивный диалог между сторонами относительно возможного разрешения конфликта, а также поддерживает их в этом отношении. Посредник не несет ответственности за примирение сторон или разработку их решения, поскольку это является обязанностью сторон. Посредник отвечает за то, чтобы люди понимали метод восстановления, который они предлагают, чтобы выбраться из ситуации и сделать осознанный выбор — используют ли они его или нет. Посредник также несет ответственность за обеспечение того, чтобы встреча создавала максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

Посредник конфликта — посредник готовит стороны к посредничеству в соответствии со следующими принципами посредничества:

– Добровольное участие сторон.

– осведомленность сторон.

– Нейтралитет посредника.

– Конфиденциальность процесса посредничества.

– Ответственность сторон и посредника.

Как уже отмечалось, одним из основных требований посредника является поддержание нейтралитета и беспристрастности в отношении обсуждаемого вопроса, его участников и результатов посредничества. Их уважение сигнализирует сторонам конфликта об интересе посредника, поскольку участники разрабатывают собственное решение проблемы. Нейтралитет проявляется во всем: посредник равноудален от сторон в конфликте, предоставляет им равное время для выступлений во время посредничества, уделяет одинаковое внимание их пожеланиям относительно организации процесса посредничества и т. Д. Беспристрастность предполагает одинаково позитивный эмоциональный отклик на сигналы, мнения, суждения, предложения сторон в конфликте. Именно проявление нейтралитета и беспристрастности является наиболее важным и зачастую самым трудным для человека, выполняющего промежуточные функции. [4]

В выступлении Президента Республики Казахстан, Лидера Нации Н. А. Назарбаева «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс для процветающего государства» были определены ключевые приоритеты развития, в том числе развитие институтов для внесудебного разрешения споров. Выявление проблем в применении медиации и разработка решений для их устранения будет способствовать эффективности этой процедуры.

В целом основной проблемой в развитии медиации является отсутствие комплексного и системного подхода, как в законодательном регулировании этой процедуры, так и в практической деятельности государственных органов и гражданского общества. Мы надеемся, что в ближайшем будущем посредничество будет восприниматься обществом как полезное и достаточно знакомое средство разрешения споров, возникающих из правовых отношений.

По нашему мнению, для дальнейшего развития медиации в нашем обществе необходимо продвигать медиацию в СМИ (телевидение, газеты, социальные сети).

Следует отметить, что все требует времени. Мы верим, что будущее подтвердит это, и что очень скоро посредничество будет воспринято обществом как полезный и знакомый атрибут цивилизации, демократии и верховенства закона.

Развитие альтернативных способов разрешения споров в нашей стране, включая медиацию, будет признано международным сообществом как серьезный шаг к тому, чтобы стать одной из самых конкурентоспособных стран в мире.

Литература:

  1. Закон РК «О Медиации» от 28 января 2011 г.
  2. http://www.mediation.kz
  3. Профессия миротворец. avestnik.kz
  4. Романовская С. «За медиацией — будущее!» //BR — “Безупречный обзор»-2014 — № 12С. 58
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, медиация, посредник, институт медиации, сторона, сторона конфликта, конфликт, Лидер Нации, медиатор, метод разрешения споров.


Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные

Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется практически во всех сферах нашей жизни...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о медиации (Федеральный закон Российской Федерации от...

Статус посредника в процедуре медиации | Статья в сборнике...

Цель медиации — предложить сторонам удобный, быстрый способ разрешения конфликта, что позволит сторонам удовлетворить их

Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в...

Медиация как ключ к решению проблем | Статья в журнале...

Несмотря на девятилетний период законодательного существования медиации в РФ, такой метод урегулирования споров остаётся мало востребованным.

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора , институт альтернативного разрешения.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

процедура медиации, Россия, альтернативная процедура урегулирования споров, участие посредника, медиация, Российская Федерация, медиатор, сторона, ответственность медиатора, развитие медиации. Применение института медиации в области семейного права.

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

Процесс развития медиации в нашей стране как полноценный правовой институт, способствующий урегулированию конфликтов в досудебном порядке, находится в начале своего развития и становления, поэтому целесообразно проанализировать исторический и...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

На этом фоне медиация становится одним из наиболее востребованных и динамично выстраивающихся в общественные отношения внесудебных способов разрешения конфликтов [1]. Медиация относится к системе альтернативных способов разрешения споров.

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора. Как полагает Х. Бесемер...

К вопросу определения медиации | Статья в журнале...

Проведением медиации занимается медиатор, выступающий как третья нейтральная сторона при разрешении спора.

Второй подход заключается в том, что он раскрывает медиацию через ее применение. Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой...

Похожие статьи

Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных...

Медиация (от лат. «mediare» – посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные

Как способ разрешения конфликтов медиация может успешно применяться и применяется практически во всех сферах нашей жизни...

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Медиатор — это независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтов для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о медиации (Федеральный закон Российской Федерации от...

Статус посредника в процедуре медиации | Статья в сборнике...

Цель медиации — предложить сторонам удобный, быстрый способ разрешения конфликта, что позволит сторонам удовлетворить их

Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в...

Медиация как ключ к решению проблем | Статья в журнале...

Несмотря на девятилетний период законодательного существования медиации в РФ, такой метод урегулирования споров остаётся мало востребованным.

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора , институт альтернативного разрешения.

Зарубежный опыт правого регулирования процедуры медиации...

процедура медиации, Россия, альтернативная процедура урегулирования споров, участие посредника, медиация, Российская Федерация, медиатор, сторона, ответственность медиатора, развитие медиации. Применение института медиации в области семейного права.

Медиация как альтернативный способ разрешения споров

Процесс развития медиации в нашей стране как полноценный правовой институт, способствующий урегулированию конфликтов в досудебном порядке, находится в начале своего развития и становления, поэтому целесообразно проанализировать исторический и...

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

На этом фоне медиация становится одним из наиболее востребованных и динамично выстраивающихся в общественные отношения внесудебных способов разрешения конфликтов [1]. Медиация относится к системе альтернативных способов разрешения споров.

Медиация как способ досудебного урегулирования споров...

Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора, институт альтернативного разрешения конфликта между сторонами при участии третьего беспристрастного, не заинтересованного в данном конфликте лица — медиатора. Как полагает Х. Бесемер...

К вопросу определения медиации | Статья в журнале...

Проведением медиации занимается медиатор, выступающий как третья нейтральная сторона при разрешении спора.

Второй подход заключается в том, что он раскрывает медиацию через ее применение. Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой...

Задать вопрос