Анализ технологии проведения дискуссии в японских языковых вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Лысикова, А. А. Анализ технологии проведения дискуссии в японских языковых вузах / А. А. Лысикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69858/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье анализируется технология проведения дискуссионных форм занятий в японских языковых ВУЗах, где особое внимание уделяется инструментам, способствующим повышению эффективности ведения дискуссий на языке, а также улучшению речевых навыков обучающихся.

Ключевые слова: учебная дискуссия, иностранный язык, японский язык

В японских языковых ВУЗах уже достаточно давно используется такой метод ведения занятий, как учебная дискуссия. Данная форма помогает студентам не только в усвоении теоретического материала, но и в преодолении речевого барьера. Проанализировав ряд исследований [1; 2; 4; 5; 6; 7] был выделены инструменты, которые способствуют дисциплине во время обсуждения и формированию навыков ведения учебной дискуссии на иностранном языке.

Согласно всеобщей классификации CEFR («Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»), где на каждом уровне владения языком дается конкретное описание умений обучающегося, таких как: умение рассказать коротко о себе и так далее, обучающийся должен быть способен высказываться о поставленной проблеме, начиная со среднего уровня владения языком. В 2010 г. Японский фонд (Japan Foundation) выпустил подобную классификацию для японского языка (JFスタンダードの木 JF sutanda:to-no ki), которая представлена в форме дерева (рис. 1). Она включает в себя языковую коммуникацию, языковую компетенцию и языковую активность. Каждая его веточка пронумерована и обозначает либо общее название компетенций, либо деятельность, способствующую их развитию. Помимо дерева, в JF Стандарте также есть список «Can-do» в виде лесенки (А1 — С2), где при помощи ключевого слова «умею» выражается овладение пунктами, которые классифицируются по этому дереву [3].

C:\Users\Hana Yori\Desktop\статья 2\статья 2 - публ\09b4aead4fa16848b462a296cfcb064e_2_3_photo.jpg

Рис. 1. Дерево стандартов JF [3]

Коммуникативная языковая деятельность включает в себя: говорение, написание сочинений, формулировку своей точки зрения, выступление перед публикой (речь, презентации) и т. д. В японских языковых ВУЗах во время проведения дискуссионных форм занятий, преподаватели делают упор сразу на все вышеперечисленные виды детальности. Проявляется это в использовании таких инструментов, как определение ролей, лист самоанализа, комментарии на доске, ряд правил.

Перед началом дискуссии принято делить обучающихся на две и более группы. Преподаватель же выступает в роли или ведущего, или наблюдателя. Однако в японских исследованиях [1; 2; 4; 5], помимо основных ролей, выделяется также роль модератора, который фиксирует на доске основную суть высказанных обучающимися аргументов. Как правило, им может быть преподаватель или третье лицо.

Правила. В начале занятия обучающимся дается минут 10 для обсуждения правил, которым они будут следовать до конца дискуссии. Такие меры помогают не превратить обсуждение в пустой спор. Правила, в свою очередь, помогают развить самоконтроль и преодолеть внутренний барьер, а также определить индивидуальные цели для каждого участника в отдельности. Правила обсуждаются всеми участниками дискуссии, при этом на следующем занятии они могут терпеть изменения с целью улучшения самодисциплины студентов. Таким примером можно привести следующий ряд правил: «не использовать родной язык»; «выслушать выступление до конца»; «говорить только по теме».

Комментарии на доске. Как говорилось ранее, записи ведутся преподавателем или третьем лицом, наблюдающим за ходом дискуссии. Во время обсуждения студенты могут высказывать свою точку зрения достаточно долго и расплывчато. По этой причине оппонент может потерять суть. Чтобы исключить такую возможность, модератор выписывает на доске лаконичные выражения, отражающие смысл предоставляемого аргумента. Такие записи фиксируют поток дискуссии и спорные моменты.

Лист самоанализа (ふりかえりシート, furikaeri shi:to) [5, 10]. Форма опроса, которая проводится по завершению обсуждения для анализа проделанной работы. Состоит из ряда вопросов, например: «Сколько раз вы смогли высказать свое мнение?», «Как вы думаете, что было важным во время проведения дискуссии?». Обучающийся делится своими впечатлениями и одновременно еще раз самостоятельно анализирует все произошедшее.

В другом исследовании [2, 18] упоминается схожая форма контроля (自己評価シート, jikohyo:ka shi:to, дословно «лист самооценивания»), но он имеет более расширенные функции. Перед началом каждой дискуссии, студенту необходимо поставить для себя личную учебную задачу, например: больше говорить; понять общий смысл дискуссии, и т д. Если первый лист самоанализа, о котором мы говорили выше, заполняется только в конце занятия и имеет форму вопрос-ответ, то jikohyo:ka shi:to позволяет обучающемуся оценить свое участие в дискуссии по трехбалльной шкале, а также в свободной форме расписать свои личные впечатления, мысли, наблюдения. В одном из японских исследований выделяется важность аргументации своих записей, для более глубокого самоанализа [6, 74]. На заполнение отводится не более 10 минут. После того, как преподаватель собирает эти листы, он оставляет свой комментарий в нем, касательно работы студента во время обсуждения. Таким образом, мы видим пример обратной связи и объективную оценку касательно работы обучающегося. Комментарии и самоанализ помогают студенту определить свои сильные и слабые стороны [7].

Преимуществом такой работы можно выделить тот факт, что обучающиеся самостоятельно корректируют себя в изучении языка, чем повышают эффективность своего обучения.

Литература:

  1. General flow on the day of the group discussion // GD practical course handouts / URL: http://miyagi-coc.jp/main/wp-content/uploads/2017/03/GD %E5 %AE %9F %E8 %B7 %B5 %E8 %AC %9B %E5 %BA %A7 %E9 %85 %8D %E5 %B8 %83 %E8 %B3 %87 %E6 %96 %99.pdf
  2. Ito F. Self-assessments for discussions in intermediate Japanese language class // Japanese language education methods. — 2014. — № 2. — с. 1–19
  3. JF стандарт преподавания японского языка (JF стандарт) // Japan Foundation отдел японской культуры в ВГБИЛ / URL: https://jpfmw.ru/ru/yaponskij-yazyik/marugoto/jf-standart.html
  4. Kudo K., Otsu T. Comparison of interactions among Japanese language learners in different discussion tasks // Japanese Language and Japanese Studies. — 2018. — № 8. — с. 51–65
  5. Nishino A., Ishii Y. Activity design for discussion practice that emphasizes learner collaboration and teacher involvement // International exchange fund Japanese language education minutes. — 2009. — № 5. — с. 1–16
  6. Ohsaki A., Fuwa Y. The case study of visualized discussions by CSCL for team work in project/problem based learning of monozukuri // Japanese society for information and systems education. — 2015. — № 1. — с. 71–83
  7. Yamaguchi M., Otsuka H., Kitamura M. Proposal of methods of discussion trainig using discussion observation support system “FishWatchr„ // Proceedings of the 8th Corpus Japanese Studies Workshop. — 2015. — с. 237–242
Основные термины (генерируются автоматически): время обсуждения, иностранный язык, лист самоанализа, учебная дискуссия, CEFR, дискуссионная форма занятий, обучающийся, преподаватель, ряд правил, уровень владения, японский язык.


Похожие статьи

Особенности применения метода учебной дискуссии на...

Дискуссия на занятиях иностранного языка как элемент учебного курса отличается от

Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

‒ Использование уровня языка во время обсуждения должно быть на один уровень ниже, чем уровень

Целью использования метода дискуссии на уроках английского языка является

Кроме того, было бы целесообразно выстраивать учебные циклы поэтапно в соответствии с...

Дискуссия как метод обучения иностранному языку...

Библиографическое описание: Лашина, Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями

Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по...

Отработать ведение дискуссии на занятии по иностранному языку возможно только при проведении большой подготовительной работы. Преподаватель как руководитель дискуссии должен не только определить проблему для обсуждения, и обучить определенной лексике, но...

Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе...

Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку осуществляются при

Занятие - диспут (дебаты). Такое занятие характеризуется активным обсуждением спорных вопросов.

Преподавание иностранного языка в школе требует от педагога высокого уровня...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой...

Занятия в форме встреч дискуссионного клуба проводятся в рамках дисциплины по выбору «Деловой иностранный язык» на втором и третьем году обучения. К этому этапу студенты располагают знаниями по специальности, полученными в процессе изучения следующих...

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе...

Помимо дескрипторов, описывающих уровни владения иностранным языком по вертикали, в компетенциях содержатся дескрипторы устного и письменного порождения речи, стратегии порождения речи, устного и письменного восприятия речи, интеракции.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Еще одним примером использования активных методов обучения на занятиях иностранным языком со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена являются занятия, проводимые в форме встреч дискуссионного клуба.

К вопросу о повышении эффективности преподавания...

Большая часть студентов остается на уровне пассивного владения вторым иностранным языком.

Причины несоответствия цели и результата обучения иностранному языку видятся в том

– наблюдать за участниками в отношении дискуссионных способностей участников...

Основные аспекты обучения иностранному языку

В процессе обучения иностранному языку студенты должны научиться свободно овладевать

Обычно студенты находятся на той стадии владения языком, когда главное значение

При анализе текста преподаватель обычно идет от формы к содержанию, причем анализ формы...

Похожие статьи

Особенности применения метода учебной дискуссии на...

Дискуссия на занятиях иностранного языка как элемент учебного курса отличается от

Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения...

‒ Использование уровня языка во время обсуждения должно быть на один уровень ниже, чем уровень

Целью использования метода дискуссии на уроках английского языка является

Кроме того, было бы целесообразно выстраивать учебные циклы поэтапно в соответствии с...

Дискуссия как метод обучения иностранному языку...

Библиографическое описание: Лашина, Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному

Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями

Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует...

Оптимизация академической дискуссии на занятиях по...

Отработать ведение дискуссии на занятии по иностранному языку возможно только при проведении большой подготовительной работы. Преподаватель как руководитель дискуссии должен не только определить проблему для обсуждения, и обучить определенной лексике, но...

Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей школе...

Нетрадиционные формы занятий по иностранному языку осуществляются при

Занятие - диспут (дебаты). Такое занятие характеризуется активным обсуждением спорных вопросов.

Преподавание иностранного языка в школе требует от педагога высокого уровня...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой...

Занятия в форме встреч дискуссионного клуба проводятся в рамках дисциплины по выбору «Деловой иностранный язык» на втором и третьем году обучения. К этому этапу студенты располагают знаниями по специальности, полученными в процессе изучения следующих...

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе...

Помимо дескрипторов, описывающих уровни владения иностранным языком по вертикали, в компетенциях содержатся дескрипторы устного и письменного порождения речи, стратегии порождения речи, устного и письменного восприятия речи, интеракции.

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Еще одним примером использования активных методов обучения на занятиях иностранным языком со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена являются занятия, проводимые в форме встреч дискуссионного клуба.

К вопросу о повышении эффективности преподавания...

Большая часть студентов остается на уровне пассивного владения вторым иностранным языком.

Причины несоответствия цели и результата обучения иностранному языку видятся в том

– наблюдать за участниками в отношении дискуссионных способностей участников...

Основные аспекты обучения иностранному языку

В процессе обучения иностранному языку студенты должны научиться свободно овладевать

Обычно студенты находятся на той стадии владения языком, когда главное значение

При анализе текста преподаватель обычно идет от формы к содержанию, причем анализ формы...

Задать вопрос