Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 2124 раза

Библиографическое описание:

Козлов, В. А. Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации / В. А. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 308-311. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69798/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового регулирования защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в РФ, поскольку механизм конкуренции является важнейшим показателем функционирования рыночной экономики и он должен находиться под защитой государства.

Ключевые слова: конкуренция, монополистическая деятельность, предпринимательская деятельность недобросовестная конкуренция.

This article discusses issues related to the legal regulation of the protection of competition in business in the Russian Federation, since the competition mechanism is an important indicator of the functioning of a market economy and should be protected by the state.

Keywords: competition, monopolistic activity, entrepreneurial activity unfair competition.

Проблемы конкуренции в настоящее время остро стоят перед многими государствами, в том числе и перед Россией, ведь деятельность государства по содействию конкуренции оказывает прямое воздействие на важнейшие показатели социально-экономического развития государства, такие, как объем производства продукции, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировом рынке, объемы капиталовложений, прибыль компаний и их налоговые отчисления, на цены, на производительность труда и др.

Учитывая, что создание государственного контроля по обеспечению добросовестной конкуренции и процесс его развития в нашей стране фактически начались совсем недавно и с нуля (поскольку господствовавшая ранее командно-административная система управления экономикой исключала функционирование свободной конкуренции в хозяйственной деятельности страны), рассматриваемая проблематика еще не имеет полного освещения в научной литературе, доказательством чего служит и наличие пробелов в законодательной базе, требующей рассмотрения и совершенствования. Потому исследуемая тема, безусловно, является актуальной в настоящее время — в эпоху процесса глобализации мировой экономики, где ведущие позиции занимают крупнейшие транснациональные корпорации, определяющие основные пропорции мирового производства и сбыта [1, с. 415].

Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в Российской Федерации занимались такие ученые, как: Борисевич М. М., Зеленски Н., Ларионова А. А., Храмогина Д. Н., Тагирова А. В., Шишкин М. В., Смирнов А. В., Заварин И. О. и др.

С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими. Люди склонны противостоять друг другу. [2, с. 415]

Вопросам развития конкуренции, влияния особенностей рыночных структур на поведение субъектов как на международном уровне, так и на уровне национальной экономики и ее отдельных секторов посвятили свои труды многочисленные ученые-экономисты, но стоит заметить, что наиболее существенный вклад в развитие теории конкуренции, возникновения и функционирования механизма, стратегий конкуренции, трактовка основных категорий и понятий, методов ведения конкурентной борьбы, методик оценки уровня конкурентоспособности предприятий, продукции и т. п., осуществили такие ведущие ученые, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, В. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Д. Нортон, Портер и другие исследователи.

Конкуренция является сложной экономической и правой категорией. Как уже отмечалось, главная ее составляющая — это состязательность, соревнование между хозяйствующими субъектами на рынке с целью максимального получения прибыли. Достижение такой цели возможно как законными, так и незаконными методами. В этой связи законодательство оперирует понятием «недобросовестная конкуренция»; противоположностью ей является «добросовестная конкуренция».

Легальное определение конкуренции содержится в п.765 ст. 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ним, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той же статье определяется и недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя именно на достижение состояния рынка добросовестной конкуренции и направлено правовое регулирование, именно она является одной из основ экономического строя Российской Федерации, закрепленной в Конституции РФ. Поскольку понятие недобросовестная конкуренция охватывает неправомерные действия хозяйствующих субъектов, очевидно, что добросовестная конкуренция — явление правомерное.

Если говорить о видах конкуренции, условно ее можно разделить на:

  1. Индивидуальную. В этом случае одни участник рынка получает лучшие условия существования за счет купли-продажи товаров и услуг;
  2. Местную. В этом случае на одной территории ютится сразу несколько (и больше) предпринимателей;
  3. Отраслевую. В этом случае фирмы одной отрасли конкурируют за сверхприбыль;
  4. Межотраслевую. В этом случае разворачивается борьба за каждого клиента.

Существует конкуренция совершенная и несовершенная.

Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции:

– распространение неточных, ложных сведений о товаре или производителе, которые могут причинить убытки или нанести вред деловой репутации;

– распространение информации, вводящей потребителей в заблуждение, некорректного сравнения аналогичных товаров;

– незаконное использование объектов интеллектуальной собственности;

– введение в заблуждение по поводу качеств товара, способа производства, производителей;

– демпинг (незаконные действия по занижению цены);

– незаконное распространение служебной информации, коммерческой тайны, которые могут дестабилизировать производство и т. д.

Рассмотрим теперь понятие монополии. [8, с.157]

Монополия — это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям [9, с. 85].

Самой главной мерой защиты конкуренции является законодательно установленный запрет на недобросовестную конкуренцию и определение конкретных действий, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренцию. За нарушение данного запрета предусматривается административная ответственность.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики — свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ [1] на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

– Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами-участниками СНГ 12 марта 1993 г.;

– Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения 25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ80 «О защите конкуренции». Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего, Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ80 «О естественных монополиях».

Также некоторые положения антимонопольного регулирования приведены в Кодексе об административных правонарушениях. Отдельные положения, защищающие субъектов хозяйственной деятельности от недобросовестной конкуренции, содержатся в Гражданском кодексе РФ (например, в ст.138 «Интеллектуальная собственность», ст.139 «Служебная и коммерческая тайна»), в Законе «О защите прав потребителей», «О рекламе» и других законодательных актах. Уголовно-правовое регулирование недобросовестной конкуренции располагается в разделе Уголовного кодекса [1], посвящённом преступлениям против экономической деятельности, поскольку непосредственным объектом преступления выступает свобода отношений в сфере предпринимательской деятельности.

В настоящее время российская экономика переживает перемены глобального характера. Действие санкций, введенных западными странами еще в 2014 году в стране из-за Крыма, которые периодически пополняются США, заставили представителей власти РФ иначе взглянуть на ситуацию. [42, с. 124].

Рассмотрим основные проблемы развития конкуренции на примере города федерального значения Севастополь. В 2015 г. Губернатором города Севастополя было принято решение о внедрении в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Данное решение закреплено в распоряжении Правительства Севастополя от 23.10.2015 No 837-РП «Об организации работы по внедрению в городе Севастополе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с16 распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.201512 No 1738-р «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»

В 2019 г., в сравнении с 2018 г., наблюдается небольшой рост количества хозяйствующих субъектов, что говорит о росте конкуренции на рынках товаров работ и услуг города Севастополя. Положительная динамика связана с благоприятными условиями, создаваемыми Правительством Севастополя на рынках товаров, работ и услуг города Севастополя. Таким образом, прирост организаций в 2019 г. в сравнении с 2018 г. был незначительным и составил 1,85 %, в то же время количество индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию, увеличилось на 4,32 %.

Приведем результаты опросов хозяйствующих субъектов и потребителей г. Севастополь за 2019 г. Проведенные исследования состояния конкурентной среды, а также наличия (отсутствия) административных барьеров в городе Севастополе обозначили следующие тенденции. Согласно опросам хозяйствующих субъектов, наиболее серьезными административными барьерами 2019 г. стали получение доступа к аренде государственного имущества, получение доступа к земельным участкам, сложность (затянутость) поставки участков и зданий на кадастровый учет, сложность (затянутость) регистрации прав собственности на земельные участки и здания. Необходимо обратить внимание, что административные барьеры, связанные с доступом к земельным участкам, государственному имуществу и решением вопросов кадастрового учета, и регистрации прав собственности, остаются самыми значимыми для севастопольского предпринимателя.

Только 6,5 % респондентов отметили отсутствие административных барьеров в принципе. 18 % опрошенных сказали о наличии непреодолимых административных барьеров при ведении текущей деятельности или открытия нового бизнеса, в 2018 году этот показатель составлял 8,1 %. Большинство опрошенных — 74 % отметили, что административные барьеры есть, но их можно преодолеть.

Таким образом, респонденты стали четко идентифицировать возникающие административные барьеры и соответственно их обозначать при анкетировании. Также это связано с тем, что бизнес-сообщество города Севастополя уже полностью адаптировалось в правовом поле Российской Федерации. Процент опрошенных предпринимателей в 2018 г., считающих, что преодоление административных барьеров возможно без существенных затрат составил 29 %, что на 3 % больше чем в 2019 г. Оценивая мониторинговые данные оценки преодолимости административных барьеров, можно сделать вывод, что барьеры на рынках города Севастополя есть, но они преодолимые.

В 2019 г. (48 %) по сравнению с 2017 годом (33 %) и 2018 годом (24 %) увеличилось число тех, кто считает, что административные барьеры преодолеваются при значительных затратах. Данная тенденция закрепилась на три мониторинговых периода (с 2017 по 2019 годы). Оценивая, как изменились административные барьеры в течение последних двух лет, надо сказать, что половина опрошенных предпринимателей отметили, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, нежели ранее.

Что касается приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции, 34 % опрошенных отметили важность того, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке другим участникам, также более востребованным является обеспечение увеличения количества субъектов малого и среднего бизнеса (23 %), за 2018 г. этот показатель составил 3 %. Следует отметить актуальность данного вопроса, так как согласно статистическим данным, количество субъектов предпринимательской деятельности в регионе увеличивается за последние три года.

Сокращение государственных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий и помощь начинающим предпринимателям важны для 14 % опрошенных. В 2018 г. на первом месте среди приоритетных направлений деятельности по развитию конкуренции было обеспечение добросовестной конкуренции (32,3 %) и помощь начинающим предпринимателям (24 %). Что касается обращений за защитой своих прав в надзорные органы, то подавляющее число опрошенных предпринимателей (63 %) сказали, что не обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы. 37 % ответивших обращались за защитой своих прав как предприниматели в надзорные органы.

Тенденция анализа мониторинговых данных по обращениям за защитой своих прав в надзорные органы свидетельствует об увеличении обращений в три раза за анализируемые периоды. Лишь 2 % опрошенных заявили об очень высокой конкуренции на рынках, в 2018 году этот показатель был незначительно ниже — 1 %. 16 % отметили, что ведут свой бизнес в условиях высокой конкуренции, 4 % сказали, что ведут свой бизнес в условиях умеренной конкуренции. О том, что их бизнес работает в условиях слабой конкуренции ответили треть опрошенных (36 %). Об отсутствии конкурентов заявили 31 % опрошенных.

Оценивая мониторинговые данные оценки условий ведения бизнеса, оказалось, что количество респондентов, работающих в условиях высокой конкуренции снизилось и повысилось количество тех, кто работает в условиях слабой конкурентной среды. В 2019 г., как и в 2018 г., все ответившие предприниматели высказали свою оценочную позицию касательно условий ведения своего бизнеса.

Указанные данные свидетельствуют об усилении рыночных позиций севастопольского бизнеса, освоении новых ниш, повышении качества товаров и услуг, а также уровне менеджмента, позволяющего обеспечить конкурентное предложение в сравнении с материковыми компаниями.

Литература:

  1. Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности [Текст] / И. И. Артемьева. — Москва: Юнити, 2016. — 415с.
  2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2016. — 208 с
  3. Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о его нарушении // Молодой ученый. — 2018. — № 30. — С. 293–295.
  4. Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев. — Москва, 2016. — 206с.
  5. Кислинских Ю. В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / сост. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2018. — 120с.
  6. Калинина Ю. Д., Аверин Е. Р. Законодательное регулирование конкуренции в России [Текст] / Ю. Д. Калинина, Е. Р. Аверин // Экономист. — 2016. — No9. — С.21–28.
  7. Ларионов А. В. Проблемы конкуренции в современной России // научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36) (дата обращения: 17.11.2019)
  8. Остапенко А. В. Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования // Молодой ученый. — 2018. — № 20. — С. 322–324.
  9. Рябов М. Л. Проблемы развития конкуренции России в мире [Текст] / М. Л. Рябов. — Москва, 2017. — 167с.
  10. Тимофеев Е. Е. Савицкая О. Л. Экономика России: проблемы и способы их решения [Текст] / Е. Е. Тимофеев, О. Л. Савицкая // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — No1. — С.14–23.
  11. Шишкин М. В., Смирнов А. В. Антимонопольное регулирование. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.:Издательство Юрайт, 2018. — С. 143.
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, Российская Федерация, предпринимательская деятельность, субъект, барьер, добросовестная конкуренция, антимонопольное регулирование, высокая конкуренция, монополистическая деятельность, Севастополь.


Ключевые слова

конкуренция, монополистическая деятельность, предпринимательская деятельность недобросовестная конкуренция

Похожие статьи

Недобросовестная конкуренции в России: история правового...

Сам термин «недобросовестная конкуренция» появился в российском законодательстве в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или...

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это такое правонарушение, которое совершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» был принят в 1991 году.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» опирался на содержание и опыт применения...

Необходимость установления запрета на различные проявления...

антимонопольное законодательство, Российская Федерация, защита конкуренции, административная ответственность, монополистическая деятельность, высокая

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности...

Проблемы недобросовестной конкуренции на рынке правовых...

Библиографическое описание: Юдин, В. В. Проблемы недобросовестной конкуренции на

субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция является нарушением пункта 2 статьи 34, Конституции РФ...

Контроль рекламной деятельности и пресечение...

В статье рассматриваются вопросы рекламой деятельности в пресечении недобросовестной конкуренции Российской Федерации.

Недобросовестная конкуренция — это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ. Несмотря на реальные убытки, создаваемые недобросовестными фирмами-монополистами...

Некоторые проблемы правового регулирования института...

В статье 8 Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые гарантии конкуренции, Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции...

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке...

Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где существует монополистическая конкуренция, олигополия, естественная монополия, добросовестная конкуренция. Исследования показали то, как компании ведут себя на рынках...

Похожие статьи

Недобросовестная конкуренции в России: история правового...

Сам термин «недобросовестная конкуренция» появился в российском законодательстве в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или...

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это такое правонарушение, которое совершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Развитие антимонопольного законодательства в Российской...

Первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» был принят в 1991 году.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» опирался на содержание и опыт применения...

Необходимость установления запрета на различные проявления...

антимонопольное законодательство, Российская Федерация, защита конкуренции, административная ответственность, монополистическая деятельность, высокая

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности...

Проблемы недобросовестной конкуренции на рынке правовых...

Библиографическое описание: Юдин, В. В. Проблемы недобросовестной конкуренции на

субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция является нарушением пункта 2 статьи 34, Конституции РФ...

Контроль рекламной деятельности и пресечение...

В статье рассматриваются вопросы рекламой деятельности в пресечении недобросовестной конкуренции Российской Федерации.

Недобросовестная конкуренция — это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов...

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ. Несмотря на реальные убытки, создаваемые недобросовестными фирмами-монополистами...

Некоторые проблемы правового регулирования института...

В статье 8 Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые гарантии конкуренции, Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции...

Оптимизация затрат хозяйствующих субъектов на рынке...

Исходя из теории рынков — конкуренция и монополия являются разными институтами, где существует монополистическая конкуренция, олигополия, естественная монополия, добросовестная конкуренция. Исследования показали то, как компании ведут себя на рынках...

Задать вопрос