Налог на дополнительный доход как следующий этап эволюции налоговой политики в нефтегазовом секторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Козлов, Г. Т. Налог на дополнительный доход как следующий этап эволюции налоговой политики в нефтегазовом секторе / Г. Т. Козлов, О. Е. Рощина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69614/ (дата обращения: 02.05.2024).



Рассмотрена эволюция рентного налогообложения в Российской Федерации, проанализирована и дана оценка текущему состоянию налоговой политики в нефтегазовом секторе

Ключевые слова: налогообложение, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход, нефтегазовая отрасль, законодательный проект, нефтегазовая рента

В последние годы Правительство Российской Федерации активно ищет новые механизмы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, который зависел бы от экономического результата, а не от валовых показателей добычи углеводородов. Чтобы рассмотреть дальнейшее развитие налоговой политики в нефтегазовом секторе для начала в статье рассмотрим эволюцию развития рентного налогообложения в нашей стране.

В России период 1992–2001 годов можно считать этапом создания системы платного недропользования.

С 1992 года в нефтегазовом секторе России началось формирование и развитие системы специального налогообложения. Действовавшая система налогообложения в нефтегазовом секторе в 1992–2001 годах основывалась на трех платежах, предназначенных для изъятия природной ренты:

− плата за пользование недрами (роялти);

− отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ);

− акциз на нефть, природный газ и газовый конденсат.

В то время, когда взимались платежи за пользование недрами (роялти), были установлены дифференциальные ставки налога для нефти, природного газа и газового конденсата в диапазоне от 6 % до 16 %. Размер ставки определялся от стоимости реализованной нефти с учетом количества и качества запасов углеводородов. В среднем величина этой платы в нефтяном секторе в 2000 году составляла 8,2 %. Порядок и условия взимания платежей, критерии определения ставок устанавливались Правительством Российский Федерации по каждому месторождению в отдельности [1].

Объектом налогообложения при исчислении акциза на нефть и газовый конденсат являлись операции по реализации добытого минерального сырья. Так, акциз взимался со всей добытой нефти независимо от того, где она будет реализовываться — на внутреннем или внешнем рынке, по фиксированной ставке — 55 руб./тонну (2000-ый год). В 2001 году акциз распространялся только на нефть, поставляемую внутри страны по ставке 66 руб./тонну.

Ставка акциза на природный газ впервые была установлена в июле 1993 года в размере 15 % стоимости реализованного газа. С марта 1995 года ставка акциза была установлена в размере 25 %, а с сентября 1995 года — в размере 30 %. С 1 января 2001 года ставка акциза на природный газ была установлена в размере 15 % от стоимости реализованного природного газа при его реализации на территории Российской Федерации и в страны СНГ и 30 % стоимости реализованного газа при его поставках за пределы СНГ.

С 1 января 2001 года со вступлением в силу главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации ставки, порядок исчисления и уплаты акцизов на углеводородное сырье стали регулироваться НК РФ.

В период с 2001 года в Российской Федерации началась налоговая реформа, основными целями которой были:

− снижение налогового бремени путем отмены неэффективных налогов;

− выравнивание условий налогообложения, отмена многочисленных налоговых льгот, изменение правил определения налоговой базы по некоторым налогам;

− упрощение налоговой системы путем ограничения перечня налогов и сборов, унификации налогооблагаемых баз и правил их исчисления, а также порядка их уплаты.

Налоговая реформа, проводимая в стране, затронула и нефтегазовый сектор и 1 января 2002 года в России начался этап кардинального реформирования системы специального налогообложения нефтегазового комплекса, был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) посредством включения в Налоговый Кодекс РФ главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». НДПИ был введен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ. Привязка российской налоговой системы к валовым показателям отвечала общеотраслевым трендам своего времени.

Таким образом, в начале 2000-х годов в целях унификации налогового режима нефтяной отрасли три налога (плата за пользование недрами, акциз на нефть и отчисления на ВМСБ) были заменены на НДПИ. Он был немедленно подвергнут критике за уравниловку и отсутствие стимулов к разработке труднодоступных и дорогостоящих месторождений. Критика оказалась справедливой, и за ней последовало развитие дифференциации налоговых условий недропользования. Она осуществлялась в несколько основных этапов:

− первый этап (с 2007 года) — введение налоговых каникул по НДПИ по региональному принципу;

− второй этап (с 2009 года) — расширение сферы действия налоговых каникул по НДПИ;

− третий этап (с 2014 года) — введение режима новых морских месторождений (НММ);

− четвертый этап (с 2018 года) — принятие закона о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и пакета законов о завершении налогового маневра, в результате чего были изменены ставки основных налогов — НДПИ и экспортной пошлины.

Если в 2000-х годах добыча нефти и газа в России росла за счет восстановления после периода недоинвестирования в 90-х годах прошлого века, а в 2010-х годах рост производился благодаря геологической базе, разведанной еще в Советском Союзе, за счет гринфилдов, которые были уже открыты, то сейчас все крупные активы уже распределены. Кроме того, большая часть из них уже либо разрабатываются, либо находятся на стадии введения в разработку. В ближайшие два года у нас не останется крупных новых месторождений, которые смогли бы поддерживать уровень добычи. При этом уровень естественного снижения добычи 2,5–3,5 % в Западной Сибири никто не отменял. Добыча падает. Если же посмотреть на гринфилды, которые запускались в последнее время, и вообще на новые нефтегазовые провинции, поддерживающие уровень добычи — Восточная Сибирь, шельф, Ямал, то все они появились благодаря системе льгот. Поскольку слишком большая разница существует между месторождениями Западной Сибири и этими новыми нефтегазовыми провинциями. В Западной Сибири вся инфраструктура, человеческий капитал, сервисная база уже имеется и хорошо отлажена, а в новых регионах ничего этого нет. Льготы позволяли компаниям компенсировать повышенные затраты на их освоение. Но сейчас этот потенциал близок к исчерпанию, и теперь нужно смотреть, как не упасть с того уровня добычи, на котором находится наша страна.

Необходимо отметить, что отличительной чертой современной налоговой системы нефтегазовой отрасли России является разнообразие налоговых условий, применяемых к различным участкам недр. Базовый налоговый режим, основанный на НДПИ и экспортной пошлине, сочетается с более поздними «постройками» в виде различных региональных налоговых льгот, модифицированных в ходе налогового маневра, режимом понижающих коэффициентов для трудноизвлекаемых запасов. Наконец, присутствует «точечная застройка» в виде налога на дополнительный доход, который встраивается в регионы вкраплениями отдельных участков недр. К этому нужно добавить три действующих СРП, и отдельный анклав — режим новых морских месторождений.

Нужно признать, что в нефтегазодобывающей отрасли, в отличие от многих других отраслей народного хозяйства, поддержка государства может осуществляться исключительно только путем фискального стимулирования. Государство только таким образом может поделиться рисками с нефтедобывающими компаниями, чтобы те начинали разработку ТРИЗ, нетрадиционных и сложных запасов. Причем уже к сегодняшнему дню многое сделано. Это налоговый маневр. Это закон о морских месторождениях — здесь, правда, вмешались санкции и не позволили реализовать весь потенциал этого налогового режима. И наконец, НДД — несомненно, большой прорыв в налоговой реформе. У Минэнерго есть набор дополнительных инструментов стимулирования добычи, которые можно внедрить в ближайшее время. Это и повышающий коэффициент при геологоразведочных работах, и расширение периметра НДД, и многое другое. Нужно оценивать, насколько эти меры эффективны с тем, чтобы это не привело к выпадающим доходам бюджета.

Таким образом, налоговая политика в нашей стране должна быть более системной, давать инвесторам четкие, заслуживающие доверия инвестиционные сигналы. С момента вступления в силу в 2001 году части второй Налогового Кодекса Российской Федерации было принято более 400 законов, вносящих в нее поправки, причем, по данным компании «Shell», свыше 200 поправок касались НДПИ на углеводороды. Поэтому в последние годы государство ищет иные механизмы изъятия доходов, генерируемых нефтегазовой отраслью. Так, например, в нашей стране с 1 января 2019 года для пилотных проектов был введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Также стоит отметить, что с момента введения НДПИ проблемы связанные с низкорентабельными, трудноизвлекаемыми со сложными климатическими и географическими условиями решались путем, так называемого, ручного регулирования, а именно предоставление налоговых льгот привязанных к различным технико-экономическим показателям. Такая налоговая политика привела к тому, что в настоящее время около 30 % от общей добычи в стране регулируется подобным образом. Для нашей страны следующем этапом развития налоговой политики должно стать системное налоговое регулирование к таким месторождениям. Мое мнение, что введении НДД в нефтегазовый сектор поможет исправить текущее положение.

Литература:

  1. Казначеев П. Природная рента и экономический рост. Экономическое и институциональное развитие в странах с высокой долей доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Анализ и рекомендации на основе международного опыта: науч. докл. М.: РАНХиГС, 2013. 100 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-Ф3 (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая политика, нефтегазовый сектор, Российская Федерация, дополнительный доход, природный газ, газовый конденсат, Западная Сибирь, месторождение, налог, налоговая реформа, налоговый маневр, нефтегазовая отрасль, пользование недрами, Россия, ставок акциза, уровень добычи.


Похожие статьи

Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции...

От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей

Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД)

Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации...

Особенности налогообложения коммерческих организаций...

нефтегазовая отрасль, налог, нефтегазовый комплекс, налоговая нагрузка, налоговое стимулирование, налоговая политика, нефтедобывающая отрасль, предприятие, прибыль организаций, Российская...

Развитие налогового законодательства по стимулированию...

Разработанная система налогового стимулирования добычи ТРИЗ включает в себя множество различных видов преференций в виде нулевого значения

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, участок недр, углеводородное сырье, налоговая ставка, добыча нефти...

Вклад нефтегазового комплекса в развитие экономики...

Нефтегазовый комплекс России в течение длительного времени имеет превалирующую долю в структуре доходов федерального и иных бюджетов, оказывая в конечном итоге влияние на экономический потенциал страны и социальное развитие регионов.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней...

Анализ развития нефтяной отрасли России | Статья в сборнике...

Россия, проект, общероссийская добыча нефти, нефтяная отрасль, налоговый маневр

нефтяное сырье, Восточная Сибирь, нефтегазовый комплекс, Россия, ежегодный прирост

нефтяная отрасль, экспорт нефти, Россия, Российская Федерация, нефтяная отрасль РФ...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Федеральные налоги как основа налоговой системы... Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц. консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог...

Государственная поддержка нефтяной отрасли | Статья в журнале...

нефтяное сырье, Восточная Сибирь, нефтегазовый комплекс, Россия, ежегодный прирост нефтедобычи, Европейская часть России, Дальний Восток

Рассматривая экспорт нефти и газа российской Федерации следует отметить что российская экономика зависит от этой отрасли...

Применение трансфертного ценообразования в целях...

НДПИ занимает ведущее место в структуре налоговых поступлений в бюджете Российской Федерации, причем большую часть зачисленного налога составляет НДПИ по углеводородному сырью. Динамика поступления НДПИ в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 1.

Похожие статьи

Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции...

От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей

Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД)

Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации...

Особенности налогообложения коммерческих организаций...

нефтегазовая отрасль, налог, нефтегазовый комплекс, налоговая нагрузка, налоговое стимулирование, налоговая политика, нефтедобывающая отрасль, предприятие, прибыль организаций, Российская...

Развитие налогового законодательства по стимулированию...

Разработанная система налогового стимулирования добычи ТРИЗ включает в себя множество различных видов преференций в виде нулевого значения

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, участок недр, углеводородное сырье, налоговая ставка, добыча нефти...

Вклад нефтегазового комплекса в развитие экономики...

Нефтегазовый комплекс России в течение длительного времени имеет превалирующую долю в структуре доходов федерального и иных бюджетов, оказывая в конечном итоге влияние на экономический потенциал страны и социальное развитие регионов.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Одна из наиболее острых проблем бюджетной политики в условиях России — высокая чувствительность доходов к колебаниям внешней...

Анализ развития нефтяной отрасли России | Статья в сборнике...

Россия, проект, общероссийская добыча нефти, нефтяная отрасль, налоговый маневр

нефтяное сырье, Восточная Сибирь, нефтегазовый комплекс, Россия, ежегодный прирост

нефтяная отрасль, экспорт нефти, Россия, Российская Федерация, нефтяная отрасль РФ...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Федеральные налоги как основа налоговой системы... Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц. консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог...

Государственная поддержка нефтяной отрасли | Статья в журнале...

нефтяное сырье, Восточная Сибирь, нефтегазовый комплекс, Россия, ежегодный прирост нефтедобычи, Европейская часть России, Дальний Восток

Рассматривая экспорт нефти и газа российской Федерации следует отметить что российская экономика зависит от этой отрасли...

Применение трансфертного ценообразования в целях...

НДПИ занимает ведущее место в структуре налоговых поступлений в бюджете Российской Федерации, причем большую часть зачисленного налога составляет НДПИ по углеводородному сырью. Динамика поступления НДПИ в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 1.

Задать вопрос