Психология управления детским музыкальным коллективом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 03.05.2020

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Архипова, Л. В. Психология управления детским музыкальным коллективом / Л. В. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69576/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор акцентирует внимание на изучении педагогом психологии управления и делает вывод, что сочетание разных педагогических подходов позволит лучше разобраться в механизмах, протекающих в коллективе и инструментах воздействия на него.

Ключевые слова: детский музыкальный коллектив, психология управления.

Психология управления является отраслью прикладной психологии, в настоящий момент она достаточно быстро развивается, что обуславливает новый интерес абсолютно различных сфер жизни. Психология управления — это отрасль науки, решающая такие задачи, как грамотная организация деятельности, управление, контроль, поддержание благоприятной атмосферы управляемой системы, решение педагогических и психологических проблем.

Уметь правильно управлять коллективом или подчиненными важно, т. к. от грамотно построенной управленческой модели зависит динамика и деятельность всего коллектива. Без представлений о том, какими механизмами реализуется управление невозможно быть уверенным в эффективности и релевантности своей деятельности.

Сейчас знания об этих механизмах легкодоступны, чем и пользуются все управленцы и педагоги. Необходимость в данных знаниях существует не только в рабочих коллективах, но и в детских образовательных сферах. Каждая сфера образования имеет свою специфику и особенности, что делает данную статью актуальной. В статье речь пойдет об одной такой сфере образования как музыкальное образование. В управлении детским музыкальным коллективом есть своя специфика, которую важно освещать.

Музыкальное воспитание — сложная педагогическая система, которая требует конкретных моделей управления, особенных мероприятий, поддержание должного психологического уровня комфорта и безопасности, постоянный контроль психологического состояния детей. Потому данная статья имеет особую значимость для музыкальных педагогов и управленцев музыкальными коллективами.

Развитие музыкальной культуры, воспитание особенного эмоционального отношения к музыке, научение созерцать и создавать творческие продукты — это процесс передачи культурного и исторического опыта молодому поколению. Это, в первую очередь, эстетическое воспитание и развитие способностей у детей, которые способствуют формированию картины мира, художественных взглядов, точку зрения на искусство, а также воспитание ценностей, нравственных качеств, идей.

По данным исследований таких психологов как А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов было выявлено, что интерес личности к музыке зависит от различных множественных факторов. Среди них культурные, социальные, демографические, географические, личностные качества индивида и т. д. [1, с. 11–21], [4].

Пение, игра на музыкальных инструментах, создание мелодии влияют на высшие психические функции и сознание ребенка. Влияние музыки может оказывать огромные изменения в психике и личности. Поэтому целесообразно учитывать все особенности каждого отдельного индивида и коллектива в целом для грамотного управления.

Л. Н. Толстой как-то сказал: «Для того, чтобы преподавание музыки оставило следы и воспринималось охотно, необходимо учить с самого начала искусству, а не умению петь и играть» [5, с. 62].

Итак, чтобы управлять музыкальным коллективом, необходимо изучить особенности коллектива и механизмы управления.

Музыкальный коллектив имеет ряд, отличительных от любого другого коллектива, черт. Одна из таких черт — необходимость в нравственно-этическом развитии личности детей. Музыкальная сфера образования ставит перед собой те же цели, что и любая сфера, затрагивающая искусство. Невозможно создать или оценить красоту продукта творчества без имения нравственных качеств. Поэтому, в процессе управления важно контролировать и способствовать развитию данных качеств. Еще одной отличительной чертой является «шатающийся» вопрос дисциплины. В каждом коллективе есть свой, установленный управляющим, уровень дисциплины, который дает возможность детям обучаться в системе, которую управляющий создает. Есть ряд мнений, которые строятся на классических и советских теориях педагогики о том, что в любом коллективе должна быть строгая дисциплина, иначе организация деятельности будет недостаточно эффективной. Как известно, творческие люди, занимающиеся музыкой, художественным изобразительным искусством и т. д. испытывают большую необходимость в свободе выбора и мышления, чем люди без творческих способностей [2]. Это обуславливается тонкой организацией личности, психологическими качествами личности, определенными особенностями развития личности. Жесткая дисциплина может не только не способствовать, но и разрушать мотивацию к обучению и способности чувствовать, что так значимо в любом творчестве. Потому, есть ряд мнений, которые выступают за предоставление большей свободы детскому коллективу в процессе обучения.

Существует такая педагогическая система — система Монтессори. Эта система была разработана в первой половине XX века Марией Монтессори. Мария была итальянским врачом и педагогом. Суть педагогики Монтессори заключается в идеях о свободном воспитании, особенное место в данной системе уделяется развитию органов чувств, с помощью специально созданной для этого среды [3].

Детей помещают в такую среду, в которой они могут развивать свои способности так, как могут сами путем поиска, проб и ошибок. В данной системе обучения внимание уделяется каждому ребенку отдельно от группы, учитываются психологические различия и способности каждого. Это способствует поддержанию высокого уровня мотивации и желанию.

При управлении детским музыкальным коллективом нужно использовать методы системы Монтессори с классическими методами педагогики совместно. Для организации процесса обучения необходима система и дисциплина, для развития творческих способностей нужен индивидуальный подход и среда для свободной реализации способностей детей. Поэтому так важно уметь грамотно совмещать педагогические методы, использовать их комплексно.

Методы управления, которые необходимо использовать для эффективной работы в детском музыкальном коллективе следует выбирать, основываясь на особенностях коллектива. Следует учитывать все индивидуальные различия детей, возраст, психологические черты личности, способность к усвоению материала, навыки. Три кита, на которых держится эффективное управление это планирование, организация и контроль.

Планирование последовательных действий, разработка системы управления, подготовка необходимых ресурсов и предоставление точной и понятной информации коллективу — это основа будущей результативности. Организация включает в себя трудоемкий, непрерывный процесс взаимодействия с коллективом напрямую, использование ресурсов и управленческих навыков для создания оптимальной для обучения среды. Контроль является постоянным этапом и включает в себя проверку и выявление ошибок, неточностей в организации обучения, также контроль помогает в предоставлении актуальной информации на протяжении всего обучения, т. к. коллектив — постоянно изменяющийся, динамичный феномен.

При грамотном распределении сил, времени и подготовке, процесс обучения будет эффективен.

Также важно уметь выявлять органы самоуправления в детском коллективе, чтобы дети сами начали организовывать свою деятельность, что обязательно сыграет роль для достижения результата.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что управление детским музыкальным коллективом является комплексным подходом разных педагогических моделей, нацеленных на результативность и эффективность деятельности детей. Важно понимать, что системы образования, созданные на данный момент, не могут полностью включить в себя все нужные аспекты для успешного обучения, учитывая все особенности разных сфер и обучающихся.

Для этого и целесообразно изучать прикладную психологию, а именно психологию управления. Сочетание разных подходов позволит лучше разобраться в механизмах, протекающих в коллективе и инструментах воздействия на него.

Любая успешная деятельность — результат огромных усилий и наличие требуемых знаний. Так как музыкальная сфера образования является очень актуальной на данный момент, вопрос о грамотном управлении выходит на первую линию.

Литература:

  1. Леонтьев, Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии — М.: 1989. — № 3. — 11–21 с.
  2. Мясищев, В. Н. Проблемы способностей / В. Н. Мясищев — М.: 2002.
  3. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика / М. Г. Сорокова — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов — М.: 2004.
  5. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. Том 08. Педагогические статьи 1860–1863 / Л. Н. Толстой — М.: 1936. — 62 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский музыкальный коллектив, психология управления, коллектив, грамотное управление, детский коллектив, инструмент воздействия, музыкальная сфера образования, музыкальный коллектив, особенность коллектива, прикладная психология.


Ключевые слова

детский музыкальный коллектив, психология управления

Похожие статьи

Любительский музыкальный коллектив в системе образования...

Чтобы определить особенности деятельности любительского коллектива в современных

Художественная самодеятельность становится мощным инструментом в руках советской

Коллектив — организация формальная и каждый вступает в нее на добровольной основе.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

В настоящее время музыкальное образование детей побуждает к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Для успешной деятельности детского творческого коллектива имеет значение взаимодействие руководителя коллектива с семьёй, с родителями учащихся. В основе сотрудничества с семьёй лежат действия и мероприятия, направленные на повышение авторитета родителей.

Модели социального взаимодействия при управлении...

Музыкальный менеджмент условно можно разделить на российский и зарубежный. Рассмотрим несколько моделей (структур) взаимодействия акторов при управлении творческими коллективами, которые были выявлены на основе данных глубинных интервью с творческими...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

Музыкальная подготовка участников коллектива определяет в целом его профессиональный

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... освоение навыков чтения с листа

− обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении детей...

Исходя из того, что музыкальное образование в детском коллективе ведется на основе исполняемых художественных произведений, в процессе занятий возникает необходимость обучения в первую очередь игре на скрипке. Внимание при этом уделяется также овладению...

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

Современная концепция дополнительного образования рассматривает детский коллектив как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи.

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Проблематика детского вокально-хорового воспитания в условиях дополнительного музыкального образования всегда служила

Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам. И упускается главная задача музыкальной деятельности: творить.

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.

Развитие коллектива и процесс развития личности связаны.

Благодаря наблюдениям, Шацкий сделал вывод о том, что детский коллектив — это прежде всего воспитательный инструмент...

Похожие статьи

Любительский музыкальный коллектив в системе образования...

Чтобы определить особенности деятельности любительского коллектива в современных

Художественная самодеятельность становится мощным инструментом в руках советской

Коллектив — организация формальная и каждый вступает в нее на добровольной основе.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

В настоящее время музыкальное образование детей побуждает к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие...

Для успешной деятельности детского творческого коллектива имеет значение взаимодействие руководителя коллектива с семьёй, с родителями учащихся. В основе сотрудничества с семьёй лежат действия и мероприятия, направленные на повышение авторитета родителей.

Модели социального взаимодействия при управлении...

Музыкальный менеджмент условно можно разделить на российский и зарубежный. Рассмотрим несколько моделей (структур) взаимодействия акторов при управлении творческими коллективами, которые были выявлены на основе данных глубинных интервью с творческими...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

Музыкальная подготовка участников коллектива определяет в целом его профессиональный

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... освоение навыков чтения с листа

− обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах...

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении детей...

Исходя из того, что музыкальное образование в детском коллективе ведется на основе исполняемых художественных произведений, в процессе занятий возникает необходимость обучения в первую очередь игре на скрипке. Внимание при этом уделяется также овладению...

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

Современная концепция дополнительного образования рассматривает детский коллектив как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи.

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания...

Проблематика детского вокально-хорового воспитания в условиях дополнительного музыкального образования всегда служила

Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам. И упускается главная задача музыкальной деятельности: творить.

Теоретические аспекты формирования коллектива младших...

Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.

Развитие коллектива и процесс развития личности связаны.

Благодаря наблюдениям, Шацкий сделал вывод о том, что детский коллектив — это прежде всего воспитательный инструмент...

Задать вопрос