Особенности физического Я личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 1679 раз

Библиографическое описание:

Фомина, О. С. Особенности физического Я личности / О. С. Фомина, И. С. Лучинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69315/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Термин «физическое Я» не получил однозначного понимания в психологической литературе. Одни исследователи практически не уделяют внимания физическому самосознанию, другие, наоборот, подчеркивают его важность. Этот термин используется в теории личности У.Джемса (2000), в иерархической структуре Я-концепции Р. Бернса (1986), в концепции К. Роджерса (1994), в современных исследованиях А. Г. Черкашиной (2008), В. А. Лабунской (2009), В. А. Каминской, Н.А., Айламазян А. М. (2016), Панферова В.Н (2000), Е. В. Буренковой (2009) и др.

В. Шонфельд, в рамках психоаналитического направления, отмечает следующие компоненты образа физического «Я»:

1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

2) интериоризированные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида так же, как и искажения концепции тела, проявляются в соматических иллюзиях;

3) социальные факторы, связанные с тем, как родители и общество оценивают его тело;

4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей.

Р. Бернс рассматривает физическое Я как один из аспектов установки личности на саму себя. Телесное Я является объединенной составляющей каждого из 3 элементов установки — образа Я, самооценки и поведенческих реакций — и может быть представлено в различных модальностях.

Выделяя социально-психологический аспект проблемы изучения физического образа Я, важно, во-первых, обозначить значимость для его формирования и развития такого фактора, как социальное взаимодействие, и, во-вторых, подчеркнуть глубокую связь физического Я с другими переменными и аспектами Я-концепции (самоотношением, социальным Я и др.) [2, 10].

В литературе близкими по значению встречаются такие понятия, как «Схема тела», «Образ тела», «Телесное Я» и «Физическое Я» и др. Первоначально для объяснения нарушения пространственных репрезентаций у больных с повреждением теменной доли Г. Хэд и Г. Холмс ввели понятие «постуральная схема», образованное от слова «pоsture».

Однако позже закрепился термин «схема тела», который, по определению, представляет собой постуральную модель, активно организующую и модифицирующую «впечатления, производимые входящими сенсорными сигналами/стимулами отсюда следует, что конечное переживание положения тела или его локализации входит в сознание, связываясь с тем, что происходило раньше».

Также имеется мнение, что понятие «Схема тела» было предложено Боньером в 1893 г. для определения пластичной модели собственного тела, который каждый строит, исходя из соматических ощущений. Понятие психологической «Схемы тела» было введено психоаналитиком П. Шильдером для описания системы принципов человека о физической стороне собственного «Я», о своём теле — своеобразной телеснопсихологической «карты». Согласно Шильдеру, «Схема тела» субъективна и динамична.

М. О. Мдивани в исследованиях структуры образа физического Я различает три структурных компонента:

− Я-физическое функциональное — это образ, который складывается на основе функционирования тела как физического объекта и основывается, как правило, на биологических обратных связях;

− Я-физическое социальное — образ, который складывается на основе оценок социального окружения и является представлением субъекта о том, каким он выглядит в глазах других людей;

− Я-физическое идеальное — образ, который складывается на основе усвоения культурных стереотипов и групповых норм и является представлением субъекта о том, каким нужно быть [8].

В. Н. Куницына тщательно анализировала особенности формирования образа тела у подростков. Автор считает, что знания человека, полученные вследствие образования, жизненного опыта, оценки физических качеств его внешности другими людьми в основном способствуют формированию образа тела. Особое значение приобретает правильно сформированное представление о себе в подростковом и юношеском возрасте. В образе человека любого возраста главными являются физические особенности, элементы облика, затем одежда, прическа и выразительное поведение. В подростковом возрасте развитие знаний о своём организме и чертах собственной внешности непрерывно связан с формированием таких важных качеств личности, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм.

С возрастом повышается объём и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий; понижается категоричность суждений, и появляется большая гибкость и разносторонность. В физическом облике другого человека, его одежде, прическе не раз отмечаются признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость. Убеждение воспринимать определённым образом может быть ограниченна влиянием индивидуальных особенностей, группового мнения, а также стереотипов [6].

Е. Т. Соколова подчеркнула три главных подхода к исследованию образа физического «Я».

В первом — образ тела рассматривается как результат работы отдельных нейронных систем. Согласно В. М. Бехтереву, чтобы понять образ тела, необходимо изучить определённые структуры мозга, ответственные за его появление. В этом подходе термин «образ тела» часто употребляется как синоним термина «схема тела». В. М. Бехтерев обнаружил, что схема тела в работах Р. Боньера и Х. Хэда представляет собой гибкую систему, которую каждый координирует на основе собственных ощущений. Выделены функции «схемы тела»: регулирование и контроль положения тела в пространстве, коррекция и контроль движений [3].

В представлениях В. П. Зинченко, схема тела — это сложный синтетический образ собственного тела и его частей, образующийся в мозге человека на основе восприятия, ощущения кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других стимулов в сопоставлении со следами прошлого сенсорного опыта. Схема тела имеет смысл в становлении позы и движений, регулируемых как сознательными, так и бессознательными рефлекторными механизмами, обеспечивает границы локализации стимулов на поверхности тела, взаимодействия частей тела друг с другом [5].

В трудах И. М. Сеченова главная роль в формировании представлений о себе и своем теле отводится рефлекторной деятельности мозга посредством мышечных ощущений [9].

Второй — определяет образ физического «Я» как продукт отражения, как индивидуальную, субъективную картину своего тела. Внутри этого подхода Дж. Чаплин выделяет понятие «концепция тела», а Д. Беннета разъясняет, что концепция тела представляет собой один из аспектов образа тела. Другим будет «восприятие тела» — продукт познавательного процесса восприятия, то «концепция тела» есть набор признаков, указываемых человеком, когда он описывает свое собственное тело.

В третьем — образ тела является единством восприятия, установок, оценок, представлений, принадлежащих к функциям тела и внешности. Данный подход в настоящее время считается самым современным и распространёнными, его разработчики: И. М. Быховская, А. Н. Васина, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, В. А. Ядов, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, Р. Шонц и др. По мнению Д. А. Леонтьева, физическое «Я» — это переживание своего тела как воплощения «Я», физических дефектов, сознание здоровья или болезни [7].

Р. Шонц описывает восприятие и образ тела на следующих четырех уровнях:

Первый — схема тела — есть вся кинестетическая осведомленность, которая поступает в самосознание человека. Так же ее можно назвать базисной надстройкой «Я» — концепции, которая встраивается в нее как самочувствие, ощущения. С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев считали, что телесное существование человека отражено в ощущениях организма, в самочувствии и тонусе, то есть в состоянии здоровья.

Второй — образ тела. Образ тела — это результат психического отражения тела, действий когнитивной системы, представленный в виде картины физического «Я». В нем присутствует самооценка своего тела, а также комплекс оценок окружающих и близких людей. Под действием этих оценок формируется принятие или непринятие физического «Я».

Третий — «телесное представление» — это есть фантазии, сны, символы, метафоры, непривычные знаки и ассоциации по поводу тела, которые не имеют строгой логики.

Четвертый уровень, по Е. Т. Соколовой — «концепция тела». Д. Беннет под «концепцией тела» подразумевает знание о теле через описание наборов признаков своего тела, когда человек пишет или отвечает на вопросы о своём теле или рисует фигуру человека [11].

Таким образом в современных исследованиях осуществляется попытка установить связь между проприоцептивными, тактильными и зрительными компонентами схемы тела и образа тела.

На данный момент большинство зарубежных работ по проблемам образа тела носят узконаправленный, прикладной характер, а в отечественной психологии взгляд на образ физического «Я» представлен как комплексное единство восприятий, установок, оценок.

Отсюда следует, что образ физического «Я» формируется поэтапно до тех пор, пока идет развитие индивидуальности и личности человека. Особенно резко интерес к своей внешности повышается в подростковом возрасте: это связанно с формированием нового образа физического «Я».

Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия — СПб.: Речь, 2000. — c.238.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Инфра — М, 2006. — 440 с.
  3. Бехтерев, В. М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексию/- М.: Наука, 1998. — 392с.
  4. Дука А. Я. Воспитание интереса к физической культуре и развитие самосознания в подростковом возрасте // Формирование образа я и проблемы физического воспитания: сб. науч. ст. / под ред. П. А. Жорова. М.: Высшая школа, 1990. С. 63–65.
  5. Зинченко, В. П. Психология телесности между душой и телом / Сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005. — 222с.
  6. Куницына, В. Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка/В. Н. Куницына // Вопросы психологии. — 1968, № 1. — С. 90–99.
  7. Леонтьев, Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии. — 2011. — № 1. — С. 3–27.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  9. Сеченов, И. М. Собрание сочинений. Том 1 / М.: Просвещение, 1956. — 278с.
  10. Соколова Е. Т. Расщепление образа телесного Я в структуре пограничной личности у лиц с пищевыми аддикциями // Клиническая психология. — Хрестоматия по психологии. — СПБ, Питер Санкт-Петербург, 2000. — С. 61–83.
  11. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ М.: МГУ, 1989. — 2016 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ тела, собственное тело, схема тела, тело, образ, ощущение, подростковый возраст, представление субъекта.


Похожие статьи

Особенности самопринятия подростками своего тела

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела (Д. Н

C цeлью выявлeния уpoвня сформированности позитивного образа тела у подростков, нaми былa пpoвeдeнa oпытнo-экcпepимeнтaльнaя...

Изучение удовлетворенности подростков своим телом

Интерес к образу тела с точки зрения психологии берет свое начало в трудах австрийского психиатра Поль Фердинанда Шильдера. Именно он впервые ввел понятие «образ тела», истолковав его как «субъективное переживание человеком своего тела», т. е. как психический...

Образ собственного тела — комплексный феномен...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст, психокоррекция. В настоящее время все чаще наблюдается недовольство людьми своим телом и внешностью, что воспринимается в обыденной жизни как проявление отношения к себе.

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

В статье дается понятие образа тела как психологической категории, раскрывается его связь с самоотношением у современных девушек. Описывается оригинальное исследование на базе теоретических и практических методов получения данных...

Соматический аспект содержания процесса образования

Основные термины (генерируются автоматически): собственное тело, образ, ощущение, ребенок, ощущение образа, движение, дошкольный возраст, основной вид движений

Похожие статьи. Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

Образ собственного тела — комплексный феномен...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст. Так же в отечественной психологии изучением телесности и ее влияния на личность занимался Л. С. Образ собственного тела — комплексный феномен, объединивший в себе социальный и...

Проблема неприятия собственного тела как распространенное...

Неприятие собственного тела в большей степени формируется под воздействием современных социокультурных стереотипов.

Изучение вопросов уровня неудовлетворенности собственным телом потребовало исследования мнения молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет.

Тело и психика в психотерапии: от дифференциации к интеграции

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела (Д.

Телесный образ «я» можно понять, как визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле.

Исследование представлений о схеме собственного тела...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»...

Похожие статьи

Особенности самопринятия подростками своего тела

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела (Д. Н

C цeлью выявлeния уpoвня сформированности позитивного образа тела у подростков, нaми былa пpoвeдeнa oпытнo-экcпepимeнтaльнaя...

Изучение удовлетворенности подростков своим телом

Интерес к образу тела с точки зрения психологии берет свое начало в трудах австрийского психиатра Поль Фердинанда Шильдера. Именно он впервые ввел понятие «образ тела», истолковав его как «субъективное переживание человеком своего тела», т. е. как психический...

Образ собственного тела — комплексный феномен...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст, психокоррекция. В настоящее время все чаще наблюдается недовольство людьми своим телом и внешностью, что воспринимается в обыденной жизни как проявление отношения к себе.

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

В статье дается понятие образа тела как психологической категории, раскрывается его связь с самоотношением у современных девушек. Описывается оригинальное исследование на базе теоретических и практических методов получения данных...

Соматический аспект содержания процесса образования

Основные термины (генерируются автоматически): собственное тело, образ, ощущение, ребенок, ощущение образа, движение, дошкольный возраст, основной вид движений

Похожие статьи. Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

Образ собственного тела — комплексный феномен...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст. Так же в отечественной психологии изучением телесности и ее влияния на личность занимался Л. С. Образ собственного тела — комплексный феномен, объединивший в себе социальный и...

Проблема неприятия собственного тела как распространенное...

Неприятие собственного тела в большей степени формируется под воздействием современных социокультурных стереотипов.

Изучение вопросов уровня неудовлетворенности собственным телом потребовало исследования мнения молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет.

Тело и психика в психотерапии: от дифференциации к интеграции

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела (Д.

Телесный образ «я» можно понять, как визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле.

Исследование представлений о схеме собственного тела...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»...

Задать вопрос