Правильное дыхание — основа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 2357 раз

Библиографическое описание:

Астахов, Н. Э. Правильное дыхание — основа жизни / Н. Э. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 294-295. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69210/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье показаны основные функциональные показатели активной деятельности и дыхательной системы человека, подходы и методы тренировки правильного дыхания, комплекс упражнений для выработки правильного дыхания и значение активной деятельности и правильного дыхания для человеческого организма.

Ключевые слова: упражнение, правильное дыхание, вдох, выдох, грудная клетка.

Физическая активность, мышечные нагрузки, здоровье –данные понятия уже давно сблизились и проходят в едином контексте. Значение мускульной работы для человека очень образно и в тоже время наглядно описал И. М. Сеченов, знаменитый русский физиолог в своей книге «Рефлексы головного мозга». Он подчеркнул, что абсолютно не важно, какие эмоции испытывает человек: смеется, улыбается, дрожит, плачет. Конечным моментом всегда является мышечное движение. [5, 5]

Научно-технический прогресс позволил человечеству ликвидировать многие заболевания, улучшить условия труда, сократить время на бытовые работы. Однако сам ритм жизни человека сопряжен с высоким эмоциональным напряжением и гипокинезией –снижением двигательной активности. А мышечный голод становится таким же опасным компонентом человеческой жизни, как недостаток кислорода или витаминов.

Особое мышечное движение в организме человека занимает сердце, с которым в системе работают кровеносная система, дыхание и нервно-гормональная регуляция. У тренированного человека сердце работает ритмично и экономно, восстановление сердечных ресурсов проходят быстрее и благоприятнее. Большую роль в работе сердца играют так называемые «внесердечные» факторы: движение и дыхание. [1, 97]

Под влиянием мышечной активности открывается большое количество капилляров, увеличивается их сечение, ускоряется кровоток. Ритмичные сокращения и расслабления мышц усиливают венозную циркуляцию и создают более благоприятные условия оттока крови к сердцу. Движение диафрагмы также способствует усилению венозного кровообращения, влияя на крупные вены брюшной полости и печень. [2, 34]

Глубокое, полное дыхание обогащает организм кислородом, влияет на тонус сосудов, тренирует диафрагму. Поэтому важным акцентом является как мы дышим. Именно дыхание осуществляет доставку кислорода, так необходимого для функционирования всего человеческого организма.

Все люди дышат. Но если присмотреться к окружающим: дышат все по-разному. Кто-то дышит часто и поверхностно, кто-то носом, кто-то приоткрывает рот, кто-то вдыхает воздух полной грудью. Тип дыхания зависит от деятельности дыхательной системы, которая в свою очередь зависит от работы скелетных мышц. В покое легочная вентиляция у человека составляет 5–6 литров в минуту. При физических нагрузках легочная вентиляция увеличивается во много раз, соответственно увеличивая объемы доставки кислорода в организм. Как правило, люди, ведущие малоподвижный образ жизни дышат поверхностно. А такое дыхание не способно полностью обеспечить организм нужным количеством кислорода. [4, 201]

В мире существует множество подходов и методик к тренировке дыхания. Но все они сводятся к главной и первичной особенности: должно происходить обязательное чередование статических и динамических упражнений.

Статические дыхательные упражнения выполняются в покое: лежа, сидя, стоя. Эти упражнения направлены на выработку рационального типа дыхания. Динамические дыхательные упражнения выполняются с помощью опорно-двигательного аппарата. Данные упражнения позволяют выработать навык правильного дыхания во время движения. На дыхание также оказывает влияние центральная нервная система, которая регулирует дыхание, например, при разговоре, пении, движении. Эмоциональные состояния человека: смех, плач, радость, горе, возбуждение, также отражаются на деятельности дыхательного центра. [5, 5]

Один из подходов к тренировке дыхания делит дыхательные упражнения на несколько групп в зависимости от принципов их выполнения и влияния на организм человека.

  1. Упражнения с углубленным вдохом и рациональным сочетанием грудного и брюшного дыхания. Такие упражнения помогают усвоить навык правильного, глубокого носового дыхания.
  2. Упражнения в ритмичном дыхании с паузами, ускоренное дыхание. Ритмичное дыхание помогает снять нервное возбуждение после напряженной деятельности.
  3. Упражнения с интенсивным толчкообразным выходом. Например, «рубка дров». Выход выполняется за счет интенсивного сокращения мышц брюшного пресса. В конце выдоха произносится «Ха!» — это делает упражнение более эффективным.
  4. Упражнение в дыхании через одну ноздрю. Они укрепляют эпителиальную ткань носовых ходов, которая очищает и согревает поступающий в организм воздух.
  5. Задержка дыхания на короткое время позволяет в конце глубокого вдоха повышает вентиляцию легких, улучшает газообмен.

Еще одним важным фактором является правильное сочетание фаз дыхания с движениями.

Выдох делается при наклоне вперед, в сторону, приседая, при опускании рук или ног. Вдох при выпрямлении, при поднятии рук перед собой вверх, разводе рук в стороны, при поднятии и отведении ног из положения лежа.

Каждое упражнение делается 3–4 раза с постепенным увеличением в течение 2–3 недель. [3, 12]

Нижеописанный комплекс дыхательных упражнений позволяет научиться правильно дышать.

  1. Полное дыхание. В положении лежа или стоя выдохнуть. Сделать продолжительный вдох. Во время вдоха сначала выпятить живот, а затем расширить грудную клетку. При выдохе вначале уменьшить объем груди, а затем втянуть живот.
  2. «Грудное» дыхание. В положении лежа, сидя или стоя выдохнуть. Далее сделать продолжительный вдох, одновременно расширяя грудную клетку и втягивая живот. При выдохе уменьшить объем грудной клетки и втянуть живот.
  3. «Брюшное» дыхание. В положении лежа, сидя или стоя выдохнуть. Далее сделать продолжительный вдох, одновременно выпячивая живот. При выдохе живот втянуть.
  4. «Боковое» дыхание. В положении стоя ладонь левой руки положить сбоку на грудную клетку, ближе к подмышечной впадине, правую руку опустить вниз. Выдохнуть. Наклониться влево, положить правую руку на голову, делая при этом глубокий вдох. Вернуться в исходное положение. Выдохнуть. Далее проделать упражнение в другую сторону.
  5. Полный удлиненный выдох.

А. Ходьба в среднем темпе (1–3 мин). На 3 шага- вдох, на 4-ый шаг –выдох. Через 3–4 дня увеличить продолжительность выдоха на 1 шаг.

Б. Положение стоя. Ноги в стороны. Выдохнуть. Прямые руки поднять вперед-вверх –вдох, затем медленно прогибаясь в грудном и поясничном отделах позвоночника, опустить руки через стороны вниз — выдох.

В. Положение стоя. Выдохнуть. Подняться на носки, руки положить за голову, лопатки свести — вдох; затем опустится на полную ступню, расслабив руки, опустить их вниз, наклониться вперед — выдох.

  1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.

А. Положение стоя. Ноги в стороны. Выдохнуть. Рот плотно закрыт. Медленно поочередно вдыхать то правой, то левой ноздрей, пальцем прижимая противоположную ноздрю.

Б. Положение стоя. Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух посчитать до 10, затем сняв пальца с носа, произвести глубокий вдох и выдох через нос. Рот плотно закрыт.

Хорошо данные занятия заканчивать водными процедурами. [5, 9]

Таким образом, можно подвести итог, что дыхание –это то, что мы имеем каждую минуту, каждую секунду. От дыхания зависит жизнь человека, от правильного дыхания зависит насколько эта жизнь будет долгой и здоровой. Дыхание- важнейшая функция организма. Правильное дыхание способствует эффективной деятельности сердечной системы, насыщению кислородом мозга, хорошей саморегуляции нервной системы. Правильному дыханию нужно учиться и постоянно его тренировать, вести активный образ жизни.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Физкультура и спорт, 1985.-208с., ил.
  2. Виру А. А. и др. Аэробные упражнения/Виру А. А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А.-М.: Физкультура и спорт, 1988.-142с., ил.
  3. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1986.-64с., ил.
  4. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура: Учеб. Для студ. высш.учеб.заведений.-2-е изд., стер.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-608с.:ил.
  5. Хайрова Ю. А. Умеете ли вы отдыхать?-2-е изд., перераб., доп.- М.: Физкультура и спорт, 1985г.-77с.ил.
Основные термины (генерируются автоматически): правильное дыхание, грудная клетка, упражнение, выдох, глубокий вдох, дыхание, Положение, продолжительный вдох, активная деятельность, легочная вентиляция.


Похожие статьи

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей, дошкольного возраста, предполагает решение следующих задач: Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.

Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого

певческое дыхание, грудная клетка, ребенок, правильное певческое дыхание, дыхание...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу

На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Проблема формирования правильного речевого дыхания у старших дошкольников с речевой патологией, не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время. Актуальность данного направления обусловлена тем...

О некоторых проблемах формирования певческого дыхания...

Грудная клетка изменяется, дыхание становится значительно глубже, голос получает более

Длительный выдох, умение правильно расходовать воздух — важная задача в выработке

певческое дыхание, грудная клетка, ребенок, правильное певческое дыхание, дыхание...

Влияние дыхательной гимнастики на течение хронической...

В пересмотре GOLD 2017 года немаловажным аспектом является включение дыхательной гимнастики. В статье представлены результаты применения дыхательной гимнастики у пациентов с диагнозом хроническая обструктивная болезнь лёгких, категория В...

Формирование физиологических резервов и адаптационных...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Использование йогатерапии в коррекционной работе над...

Ключевые слова: выдох, глубокий вдох, левая ноздря, носовое дыхание, речевое

Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха

Правильным является носовое дыхание. Когда человек дышит через рот, нормальный ритм...

Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма

Неправильное дыхание приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Похожие статьи

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей, дошкольного возраста, предполагает решение следующих задач: Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.

Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого

певческое дыхание, грудная клетка, ребенок, правильное певческое дыхание, дыхание...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу

На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Проблема формирования правильного речевого дыхания у старших дошкольников с речевой патологией, не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время. Актуальность данного направления обусловлена тем...

О некоторых проблемах формирования певческого дыхания...

Грудная клетка изменяется, дыхание становится значительно глубже, голос получает более

Длительный выдох, умение правильно расходовать воздух — важная задача в выработке

певческое дыхание, грудная клетка, ребенок, правильное певческое дыхание, дыхание...

Влияние дыхательной гимнастики на течение хронической...

В пересмотре GOLD 2017 года немаловажным аспектом является включение дыхательной гимнастики. В статье представлены результаты применения дыхательной гимнастики у пациентов с диагнозом хроническая обструктивная болезнь лёгких, категория В...

Формирование физиологических резервов и адаптационных...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Использование йогатерапии в коррекционной работе над...

Ключевые слова: выдох, глубокий вдох, левая ноздря, носовое дыхание, речевое

Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха

Правильным является носовое дыхание. Когда человек дышит через рот, нормальный ритм...

Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма

Неправильное дыхание приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Задать вопрос