Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Каримуллин, Р. Р. Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами / Р. Р. Каримуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69074/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный подход к подготовке студентов к УВС, структурный аспект УВС.

Ключевые слова: воспитательная система, субъект, объект, активность, структурный аспект УВС, организация, исследования, прогноз, коррекция.

Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Когда мы дали понятие «характеристике деятельности» мы исходим из того, что «деятельность — не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». Также общее определение системы как совокупности элементов применимо и к управлению воспитательными системами, между которыми есть связи и отношения. Деятельность и есть некая система, было бы логично при рассмотрении системы УВС применение системного подхода, например по мнению В. П. Кузьмина, методология системного подхода ориентирована «...на изучение системы как комплекса, имеющего в качестве центральной задачи познания раскрытие того, что делает его системой и составляет его- интегральные свойства и закономерности».

Системный подход получил широкое распространение во многих исследованиях, в том числе, и в исследовании педагогических явлений. Например в их числа входят исследования В. П. Беспалько, М. А. Данилов, В. С. Ильин, Ю. А. Конаржевский, А. Т. Куракин, А. Я. Найн, Г. Н. Сериков, П. Т. Фролов и др. С помощью системного подхода в педагогике было показано единство, основаны многие научные концепции: развивающего обучения.

Мы же, рассмотрим такое сложное системное образование, опираясь на методологию системного подхода, каковым является управление воспитательными системами, в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном и генетическом.

Морфологическая характеристика систем изучает состава систем, то есть элементов, которые уже входят в систему — компонентов системы. Если взять совокупность всех элементов, то они представляют определенную целостность, в котором работа каждого элемента работает ради одной цели, стоящей перед системой в целом, и функционируют как единое целое.

Что касается человека, то многие ученые, учитывая многосоставный, многокомпонентный характер деятельности человека, выделяют в ее структуре разный состав. Если мы возьмем гегелевскую схему деятельности, она включает в свой состав цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Исследователь М. С. Каган при рассмотрении деятельности в ее аналитико-морфологическом аспекте, выделяет три основных элемента системы: субъект, объект, активность.

Субъект — это активная личность, которая направляет ее как на объекты, так и на других субъектов.

Объект — личность на которого и направлена активность субъекта.

Активность — «Это способ овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативных взаимодействий с другими», можно сказать, что это некая энергия субъекта, которая направленная на объекты или на других субъектов.

В своей работе Э. С. Маркарян при рассмотрении деятельности как систему выделяет три компонента: субъект действия, на что направлена человеческая активность и как именно осуществляется человеческая деятельность и образуется некий совокупный эффект. В составе деятельности человека А. Н. Льентев вычленяет «отдельные деятельности — по критерию побуждающих их мотивов; действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели». Общей целью УВС прежде всего является повышение качества воспитательной, профессиональной деятельности и профессиональной квалификации на основе знаний сущности, закономерностей и особенностей протекания и развития этого процесса в конкретных условиях педагогической действительности путем разрешения выявленных в результате анализа противоречий педагогической действительности.

Структурный аспект УВС — предполагает внутреннюю организацию системы и определение ее внутренних взаимосвязей. Данные связи соединяют элементы и свойства в целое и появляется устойчивая структура.

Управление воспитательными системами, она организована и имеет свою структуру, что касается взаимосвязи элементов одна из них ведущая, другие — второстепенная. В литературе существуют различные точки зрения на структуру деятельности. Также есть концептуальная схема структуры педагогической деятельности, которая была создана, исходя их логики. Это достижения целей в ходе педагогического процесса, она же была разработана Х. Й. Лийметс и Ю. Н. Кулюткиным. Есть структура профессиональной деятельности учителя, ее рассмотрели Н. В. Кузьминой, И. Т. Огородниковым, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, А. К. Марковой и др. В своей работе Н. В. Кузьмина пишет о сложности и динамичности структуры педагогической деятельности. Здесь мы можем увидеть, что одни компоненты являются ведущими, другие составляют фон, а структура изменяется по мере овладения мастерством.

Что же такое структура в УВС, структурный аспект — это внутренняя организация системы, организация некой иерархии между нужными компонентами, и определении внутренних связей. В отношении структуры управления воспитательными системами мы исходим из того, что вычленяются главные элементы и второстепенные, выстраивается в зависимости от основания систематизации.

Н. В. Кузьмина в своей работе в педагогической деятельности показывает читателю на конструктивную, организаторскую, коммуникативную, гностическую и проектировочную функции. А вот А. И. Щербаков, наоборот выделяет информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую функции. Ели возьмем O. A. Абдуллину, она же провела теоретический анализ структуры педагогической деятельности, и выделила такие функции, как: образовательную, воспитательную и пропагандистскую.

Изучив разные точки зрения касающиеся функции педагогической деятельности и управления воспитательными системами, мы выделили следующие функции:

– организационную;

– исследовательскую;

– прогностическую;

– корригирующую.

Что касается генетического аспекта — здесь идет рассмотрение изменений систем, которые приводят к качественно иным свойствам самой системы. Это можно отнести и к УВС, где работа, развитие системы становятся главным условием существования и его эффективности.

Если проанализировать педагогическую деятельность, мы можем увидеть, что генетический аспект заложен в идее развивающего обучения который предполагает развитие способностей. Выходя из этого, управление воспитательный системы может быть присовокуплена к этой идее и рассмотрена с указанием признаков генетичности, так как системный подход к образованию «предполагает действовать с учетом генетических свойств образовательных систем».

Управление воспитательными системами, это развивающееся целое, которое во время развития этапы усложнения и дифференциации. Это поступательное движение системы, как лестница, развитие низших уровней к высшим, где последующее состояние определяется предыдущим. Как и везде система проходит такие стадии, как зарождение, становление, зрелость и преобразование. Тоже самое происходит и с УВС, она проходит через стадии, она зарождается как идея, проходит знакомство, переработку, после чего используется в практике, и каждым разом дополняется, проходит корректировку, в итоге вступает в этап зрелости и в период регулярного ее осуществления. С каждым этапом система меняется, становится более качественным, и это за счет роста образованности субъектов данной деятельности, это студенты, учителя. Развивая их способности к деятельности, у них растет профессиональная квалификация, приобретается опыта меняется и их взгляд к происходящему, появляются новые идеи. Поэтому сама система и меняется поэтапно, меняется, потому что меняется эпоха, люди, для которых требуется уже иная система.

Литература:

  1. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отображения. — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  2. Тотанова A. C. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самосовершенствования: Автореф. дис....канд. пед. наук. — Л., 1982.- 17 с.
  3. Трубников H. H. О категориях «цель», «средство» и «результат». — М.: Мысль, 1968. — 148 с.
  4. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978.-272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, педагогическая деятельность, система, структурный аспект, управление, внутренняя организация системы, воспитательная система, генетический аспект, педагогическая действительность, профессиональная квалификация.


Похожие статьи

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент. Похожие статьи. Образовательный менеджмент: от теории к...

Системные признаки педагогической технологии

системный подход, педагогическая система, профессиональное обучение, педагогический процесс, процесс, влияние, планируемый процесс

Системно-деятельностный подход дает возможность сделать акцент на основных результатах образовательного и воспитательного...

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Современные подходы к управлению развитием...

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и...

Организация учебно-воспитательной деятельности...

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты. Автор: Фролова Ирина Егоровна.

Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И...

Модель подготовки учителей профессионального образования...

В подготовке учителей профессионального обучения в функцию педагогической системы входят нижеследующие: создание педагогических условий для организации процесса образования, аудиторных и внеаудиторных

Структурно-системный к организации обучения.

Система формирования профессиональной компетентности...

Беляева, Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности / Н. С. Беляева.

Процессуальная часть: организация учебно-воспитательного процесса, методы и формы работы преподавателя, деятельность...

Концептуальные основы управления качеством педагогического...

Управление качеством педагогического образования рассматривается нами с позиции системного, синергетического, компетентностного и квалиметрических подходов. Важная особенность управления системой образования — ее целенаправленность.

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Внутренняя основа педагогического взаимодействия — это чувство, образы, мысли, которые вызывают у учителя и ученики, и вообще личная его педагогическая деятельность. Деятельность — воспитание и обучение — насквозь «пронизаны» общением в широком смысле.

Похожие статьи

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент. Похожие статьи. Образовательный менеджмент: от теории к...

Системные признаки педагогической технологии

системный подход, педагогическая система, профессиональное обучение, педагогический процесс, процесс, влияние, планируемый процесс

Системно-деятельностный подход дает возможность сделать акцент на основных результатах образовательного и воспитательного...

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Современные подходы к управлению развитием...

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и...

Организация учебно-воспитательной деятельности...

Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты. Автор: Фролова Ирина Егоровна.

Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И...

Модель подготовки учителей профессионального образования...

В подготовке учителей профессионального обучения в функцию педагогической системы входят нижеследующие: создание педагогических условий для организации процесса образования, аудиторных и внеаудиторных

Структурно-системный к организации обучения.

Система формирования профессиональной компетентности...

Беляева, Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности / Н. С. Беляева.

Процессуальная часть: организация учебно-воспитательного процесса, методы и формы работы преподавателя, деятельность...

Концептуальные основы управления качеством педагогического...

Управление качеством педагогического образования рассматривается нами с позиции системного, синергетического, компетентностного и квалиметрических подходов. Важная особенность управления системой образования — ее целенаправленность.

Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя...

Внутренняя основа педагогического взаимодействия — это чувство, образы, мысли, которые вызывают у учителя и ученики, и вообще личная его педагогическая деятельность. Деятельность — воспитание и обучение — насквозь «пронизаны» общением в широком смысле.

Задать вопрос