Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Колыганова, М. В. Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников / М. В. Колыганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68510/ (дата обращения: 02.05.2024).



Краеведение является одним из направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, благодаря которому дети получают первичные знания об истории, культуре, развитии своего города, области. Краеведение как средство патриотического воспитания вводится в детском саду в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности. «Старший дошкольный возраст (5–7 лет) — это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения» [8, С. 187]. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств. «В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции, приводят к дальнейшему развитию динамики и чувств, обогащению переживаний» [9, с. 288]. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. [6, С.74]. «Цель дошкольных учреждений является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [2, С.9].

Краеведение в детском саду является одним способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведение является тем педагогическим средством, которое способствует вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни [7, с. 51].

Краеведению уделено серьезное внимание в образовательных программах дошкольного образования. Так, во многих программах учтена работа по знакомству детей дошкольного возраста с социальной действительностью, которая включает в себя работу по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. Кроме этого, программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности, который выражается в раннем приобщении ребенка к истокам народной культуры своей страны. В программах также уделено внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества, с народной музыкой и танцами, с народными хороводными играми, с декоративно-прикладным искусством России. Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному. «Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры)» [5, с. 32].

Основная идея краеведения заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Н. В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения выделяет следующие принципы:

− Принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

− Принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

− Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирован на высшие общепринятые человеческие понятия — любовь к семье, родному городу, к своей родине.

− Принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна.

− Принцип интерактивности. Принцип реализуется в сотрудничестве с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т. п.; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования» [1, с. 67].

К основным задачам краеведения в ДОУ можно отнести следующие:

− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

− развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

− воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

− развивать бережное отношение к городу (природа);

− формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

При отборе содержания, форм и методов краеведческой работы следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Формы и методы работы по краеведению разнообразны:

− тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

− беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

− познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

− экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

− праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

− чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

− краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

− прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка -эти формы незаменимы в краеведческой работе.

− виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Работа по краеведению проходит комплексно ненавязчиво, по принципу «от простого к сложному».

В процессе формирования основ краеведения ребенок:

− «определяет свою социальную роль в обществе;

− получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

− овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

− имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

− развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;

− приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

− развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

− учится самоорганизации, взаимопомощи» [5, с. 33].

Краеведение воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.

Литература:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: ЦГЛ, 2004. — 156 с.
  2. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики: Методическое пособие. — Магнитогорск: МАГУ., 2004.- 18с.
  3. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5–7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=144 (дата обращения: 13.01.2019).
  4. Гревцева Г. Я. К. Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К. Д. и развитие современной науки и практики: Материалы региональной межвузовской конференции. — Чел., 2004 г.
  5. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — № 5. — С. 32–34. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 14.01.2019).
  6. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия». 2002, — 208 с.
  7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-. методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство- Пресс, 2010–304 с.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочеств. — М.: Академия. 1998. — 456с.
  9. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, ребенок, родной край, дошкольный возраст, принцип, бережное отношение, знакомство детей, история, краеведение, малая родина.


Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

малая родина, родной край, формирование представлений, ребенок, процесс работы, родной город, дошкольный возраст, ценностное отношение, город, дошкольник.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого...

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город... Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного... родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

Знакомство дошкольников с историей родного городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными... детский сад, ребенок, малая родина, родной город...

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом – это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

малая родина, родной край, формирование представлений, ребенок, процесс работы, родной город, дошкольный возраст, ценностное отношение, город, дошкольник.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет

Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого...

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город... Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного... родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

Знакомство дошкольников с историей родного городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными... детский сад, ребенок, малая родина, родной город...

Задать вопрос