Поиск инновационных педагогических решений путем использования методов и приемов генерирования новых идей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

Рословцева, М. Ю. Поиск инновационных педагогических решений путем использования методов и приемов генерирования новых идей / М. Ю. Рословцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67624/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена вопросу использования в педагогической деятельности методов, способствующих генерации инновационных идей и позволяющих педагогу выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли, с целью оптимизации поиска инновационных педагогических решений.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическая проблема, создание инновации, идея.

В настоящее время происходит активное совершенствование управления образователями организациями через введение инноваций, что предполагает систематические действия по их разработке и внедрению. Понятие инновационный процесс можно рассматривать как управляемый процесс создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Внедрение инноваций в образовательный процесс предполагает изменения в целях, в содержании, применяемых методах, используемых технологиях, модернизации средств обучения и осуществляет обновление системы образования и воспитания [4].

Можно выделить следующие этапы инновационного образовательного процесса:

Первый этап — инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения инноваций определенного типа. Происходит в процессе анализа педагогической деятельности и осознания необходимости внедрения новшеств в образовательный процесс с целью повышения его эффективности с учетом требований современной системы образования. На практике часто инициатива нововведения идет от педагогов-новаторов. Данный этап необходим, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности.

Второй этап — освоение и внедрение инновации в педагогический процесс. На данном этапе можно выделить два варианта направления инновационной деятельности:

  1. Создание инновации:

 выявление и формулирование педагогической проблемы;

 анализ педагогической проблемы;

 анализ путей решения проблемы, определение целей и задач;

 выбор пути решения посредством создания и введения инновации;

 создание инновации;

 апробация инновации;

 рефлексия инновации. Оценка ее результативности.

  1. Использование опыта внедрения уже существующих новшеств:

 выявление и формулирование педагогической проблемы;

 анализ педагогической проблемы;

 поиск и изучение существующих инноваций, способствующих решению педагогической проблемы;

 выбор инновации, соответствующей требованиям для решения выявленной педагогической проблемы;

 оценка выбранной инновации;

 принятие решения освоения выбранной инновации, его обоснование, определение средств, методов ее реализации и критериев оценки;

 апробация инновации.

 рефлексия инновации. Оценка ее результативности.

Третий этап. При положительных результатах апробации новшества разрабатывается программа его реализации и методические рекомендации по использованию в педагогической деятельности.

Четвертый этап. Изучение, обобщение и распространение в образовательной среде опыта внедрения инновации. Совершенствование профессиональной деятельности всего педагогического коллектива путем представления наглядного показа полученного опыта в ходе открытых занятий, творческих отчетов, обсуждения результатов апробации новшества. Осуществление наставничества над педагогами, приступающими к освоению подобного нововведения. Передача полученного опыта за пределы образовательного учреждения [3].

Деятельность педагога в рамках инновационной образовательной деятельности имеет два основных направления: освоение нового и включение его в профессиональную деятельность, и самостоятельное генерирование нового, его апробацию и внедрение [1].

Инновационный процесс инициируется наличием идеи, а заканчивается небольшим набором продуктов, которые в дальнейшем могут быть внедрены в образовательный процесс.

Использование методик поиска новых идей способствует выбору педагогом правильного пути к инновации, но они не способны помочь педагогу пройти этот путь к созданию инновации. Для способности генерирования идей требуется самоорганизации самого педагога и его готовность к эффективной работе.

Существует множество методов генерирования инновационных идей, а использование коллективных знаний методами коллективной работы дает возможность нахождения сильных решений.

Например, для поиска инновационных педагогических идей могут быть применимыми следующие методы:

Ловушка для идей. Простой способ «не потерять» возникшую идею — это записать ее удобным способом, а позднее вернуться к ней для последующего анализа. Эффективный способ зафиксировать мысль и не загружать мозг в попытке ее запомнить.

Мозговой штурм. Возможность применения на всех этапах анализа выявленной проблемы, которую необходимо решить. Метод основан на стимулировании творческой активности коллектива, при котором участники обсуждения предлагают большое количество вариантов решения, тут же анализируют, выявляя недостатки и преимущества. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Возможны различные варианты организации.

Метод Дельфи. Позволяет выявить преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу, но в целях исключения влияния авторитета коллег в процессе обмена мнениями между участниками, выявление экспертного мнения специалистов происходит в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.

Морфологический анализ. Позволяет упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения задачи. Дает большое количество идей и вариантов решения проблемы, в том числе, которые ранее не рассматривались, расширяет область поиска. Легко осваивается и реализуется с помощью компьютерных средств.

Шесть шляп. Оценка необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Ментальные карты. Информация воспринимается и запоминается гораздо быстрее благодаря визуализации. При работе с картами активизируется творческая деятельность.

Метод фокальных объектов. Неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Повышение качества творческого мышления за счет выработки особых навыков анализа задачи [2].

Таким образом, процесс поиска инновационных педагогических решений может быть значительно упрощён путём использования методов, способствующих генерации инновационных идей и позволяющих педагогу выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли. Выбор метода в свою очередь зависит от педагогической проблемы, которую необходимо решить.

Литература:

  1. Храпченкова И. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И. В. Храпченкова. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2011.
  2. Цыркун И. И. Педагогическая инноватика. — Минск: Ротапринт БГПУ им. М. Танка, 1996. — 140 с.
  3. В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176с.
  4. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011. — 415 c.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая проблема, образовательный процесс, создание инновации, идея, инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая деятельность, апробация инновации, привычный ход мысли, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Инновационные технологии в образовательном процессе

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

Рассматривается инновационная деятельность , инновационный процесс , педагогическая инновация , инновационно

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность , изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Инновация в образовании: понятие и сущность

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание...

Педагогические инновационные технологии в вузе

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов...

Сущность педагогической инновации в профессиональных...

Педагогические инновации – это см ыслополагающий процесс, обеспечивающий развитие преподавателей и учащихся на основе качественных изменений самого образовательного процесса: вариативности содержания образования, методических модификаций и изменения...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновация — (от лат. «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность педагога в образовании

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная

Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с построением отношения к новому, изменением...

Направленность и специфика инновационных процессов...

инновационная деятельность , инновационная деятельность педагога , профессиональная деятельность , творческая деятельность

Инновационные технологии в образовательном процессе . Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность...

Видовое многообразие педагогических инноваций в различных...

Педагогические инновации стали очень важной частью функционирования любой дошкольной образовательной организации. Инновации реализуются посредством различных форм, одной из которых является инновационный образовательный проект.

Похожие статьи

Инновационные технологии в образовательном процессе

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую...

Сущность педагогических инноваций в системе образования

Рассматривается инновационная деятельность , инновационный процесс , педагогическая инновация , инновационно

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность , изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Инновация в образовании: понятие и сущность

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание...

Педагогические инновационные технологии в вузе

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов...

Сущность педагогической инновации в профессиональных...

Педагогические инновации – это см ыслополагающий процесс, обеспечивающий развитие преподавателей и учащихся на основе качественных изменений самого образовательного процесса: вариативности содержания образования, методических модификаций и изменения...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновация — (от лат. «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность педагога в образовании

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная

Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с построением отношения к новому, изменением...

Направленность и специфика инновационных процессов...

инновационная деятельность , инновационная деятельность педагога , профессиональная деятельность , творческая деятельность

Инновационные технологии в образовательном процессе . Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность...

Видовое многообразие педагогических инноваций в различных...

Педагогические инновации стали очень важной частью функционирования любой дошкольной образовательной организации. Инновации реализуются посредством различных форм, одной из которых является инновационный образовательный проект.

Задать вопрос