Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Рунова, О. А. Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка / О. А. Рунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67048/ (дата обращения: 09.05.2024).



В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Ключевые слова: геометрическое построение, математический кружок, геометрическое содержание, навык геометрического построения, механизм развития навыка геометрического построения.

Начальное общее образование является одной из важнейших частей образовательного процесса, именно она определяет успешность дальнейшего обучения.

В планируемых результатах ФГОС НОО прописаны требования к результатам начального курса математики [1]. Одним из важных требований является навык геометрические построения. В стандарте указано, что младший школьник должен овладеть основами пространственного воображения, умением исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

Следовательно, основные задачи изучения геометрического содержания в 1–4 классах заключаются в том, чтобы создать у учащихся чёткие и верные геометрические образы, развить пространственные мышление и представление, имеющие важное практическое значение. Педагогу необходимо помочь учащимся в полной мере овладеть навыком геометрического построения и обеспечить непрерывность и преемственность геометрического содержания курса математики на различных ступенях математического образования, тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах А. В. Белошистой, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, методическое осмысление — в работах Э. И. Александровой, Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон, Л. П. Стойловой, и других.

В исследовании нами была проанализирована геометрическая составляющая содержания начального курса математики. Для наиболее успешного изучения геометрического содержания был проведен анализ УМК «Перспектива», УМК «Учусь учиться» и УМК «Школа России». Был сделан вывод, что геометрическая линия в рамках начальной школы представлена задачами на построение геометрических фигур, на видоизменение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов.

Нами был выделен механизм развития у учащихся младших классов навыка геометрического построения:

1) на основе наглядной демонстрации практических действий педагога по вычерчиванию геометрических фигур;

2) на основе выполнения заданий по образцу совместно с педагогом;

3) на основе самостоятельного выполнения однотипных задач с заданными параметрами;

4) на основе самостоятельного выполнения модели или композиции из геометрических фигур [3].

Так же нами рассмотрено понятие «навыка геометрического построения», оно является сложным, комплексным и многоаспектным. Большинство авторов, таких как: Т. В. Баракина, М. И. Моро, А. М. Пышкало рассматривают навык геометрического построения как совокупность способностей к умственной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умений строить рассуждения, подбирать аргументацию, отличать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации [2].

Был сделан вывод, что заданий, включенных в курс математики недостаточно для успешного развития у младших школьников навыка геометрического построения, поэтому был предложен комплекс заданий, для развития навыка геометрических построений в ходе занятий математического кружка «Весёлая геометрия».

Д. В. Григорьева выделяет следующие функции кружка, как внеурочной деятельности: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха [4].

Как правило, упражнения на построения используются в рамках уроков математики в начальной школе эпизодически и не способствуют закреплению рассматриваемого навыка, что приводит к необходимости введения дополнительных занятий по геометрическому построению в рамках математического кружка «Веселая геометрия».

Для подтверждения нашего предположения о необходимости введения дополнительных занятий с элементами геометрии в условиях внеурочной деятельности младших школьников, мы провели диагностику уровня владения навыками геометрического построения у учащихся второго класса.

В количественном соотношении доля учеников с условно средним уровнем развития навыка геометрических построений составила 50 % (12 человек).

Условно высокий уровень владения навыками геометрического построения показали 8 % учеников (2 человека).

Условно низкий уровень владения навыками геометрического построения показали 42 % учащихся (10 человек). Такие дети испытывали затруднения при выполнении заданий, допустили значительные ошибки в ответах или отказались от выполнения задания.

На основании результатов диагностической работы нами был сделан вывод о необходимости подобрать теоретически обоснованный комплекс заданий, для использования во время внеурочных занятий в рамках математического кружка «Веселая геометрия» с учащимися 2 «А» класса. Данные внеурочные занятия были направлены на закрепление уже полученных знаний у учеников; развитие навыков геометрического построения; получение новых знаний о геометрических фигурах. Данный комплекс заданий включал в себя различного уровня сложности задания, направленные на развитие у учащихся навыков геометрического построения с помощью чертежных инструментов, на различных видах бумаги, с заданными параметрами, так же задания на составление целой фигуры из частей и наоборот.

Например, для развития навыка геометрического построения на основе 4 группы заданий, основанной на самостоятельном выполнении модели или композиции из геометрических фигур, использовалось такое задание:

— Постройте равнобедренный треугольник из заданных фигур и раскрась треугольники красным цветом, четырехугольники — синим цветом. (см. рис.1)

Рис. 1. Материал к заданию на моделирование

Применение дополнительного комплекса заданий при обучении младших школьников геометрическому материалу, позволяет наглядно показать учащимся практическое применение полученных ими умений и знаний, осмыслить их значимость при решении учебно-практических, учебно-познавательных задач и помогает овладеть навыками самостоятельного получения знаний.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357): электрон. ресурс. Режим доступа URL:https://fgos.ru/ (дата обращения: 03.0.2018)
  2. Баракина Т. В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 5. С. 48.
  3. Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. — М.: Изд-во АПН, — 1966. — 494 с.
  4. Григорьева Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010. 347 с.
  5. Моро М. И., Пышкало А. М. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2003. 215 с.
  6. Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Педагогика, 2015. 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): геометрическое построение, математический кружок, навык, геометрическое содержание, учащийся, фигура, внеурочная деятельность, начальная школа, пространственное воображение, успешное изучение.


Ключевые слова

геометрическое построение, математический кружок, геометрическое содержание, навык геометрического построения, механизм развития навыка геометрического построения

Похожие статьи

Возможности развития пространственного мышления...

По исследованиям учителя начальных классов Н. В. Максименко «…не смотря на то, что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного...

Развитие пространственных представлений учащихся при...

Исследуются основные причины снижения геометрической подготовленности учащихся школ. Изучение геометрического материала организуется через выполнение заданий для развития пространственного мышления школьников. Выделены шесть этапов в формировании...

Психолого-педагогические особенности обучения младших...

 значительное увеличение объема геометрической составляющей начальной школы связанно с рассмотрением объемных тел, с изучением некоторых геометрических преобразований, видов движений (симметрия, поворот, топологических свойств фигур), что...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

Основнойцельюматематического кружка как формы внеурочной деятельности является выработка и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, и к геометрии в нашем случае. Ученик должен чувствовать удовлетворение от решенной им задачи, от установленной...

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет...

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

Недостаточное качество геометрических знаний и пространственных представлений учащихся начальных классов есть результат, отражающий

– развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов...

Формирование пространственного мышления на уроках...

Введение геометрических понятий, использование геометрического материала в различных начальных курсах обучения математике зачастую направлено на формирование у детей вычислительных и измерительных навыков, а не на осмысление математического...

Преемственность геометрического образования в начальной...

Однако со многими геометрическими фигурами посредством практической деятельности дети знакомятся намного раньше. Это происходит уже на занятиях в детском саду и на уроках рисования, труда, математики в начальной школе. В большинстве школ элементы геометрии...

Изучение основных величин и геометрического материала...

Геометрические фигуры могут быть пространственные и плоские. Те, которые изображены в упражнение 1, называются пространственные, т.к. они занимают место в пространстве и их можно рассмотреть с разных сторон. Их изображают всегда из хорошо знакомых нам плоских...

Внеурочные занятия по математике как средство формирования...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно. Внеурочная деятельность — это не...

Похожие статьи

Возможности развития пространственного мышления...

По исследованиям учителя начальных классов Н. В. Максименко «…не смотря на то, что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного...

Развитие пространственных представлений учащихся при...

Исследуются основные причины снижения геометрической подготовленности учащихся школ. Изучение геометрического материала организуется через выполнение заданий для развития пространственного мышления школьников. Выделены шесть этапов в формировании...

Психолого-педагогические особенности обучения младших...

 значительное увеличение объема геометрической составляющей начальной школы связанно с рассмотрением объемных тел, с изучением некоторых геометрических преобразований, видов движений (симметрия, поворот, топологических свойств фигур), что...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся...

Основнойцельюматематического кружка как формы внеурочной деятельности является выработка и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, и к геометрии в нашем случае. Ученик должен чувствовать удовлетворение от решенной им задачи, от установленной...

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность, форма

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет...

Развитие пространственного мышления учеников при обучении...

Недостаточное качество геометрических знаний и пространственных представлений учащихся начальных классов есть результат, отражающий

– развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов...

Формирование пространственного мышления на уроках...

Введение геометрических понятий, использование геометрического материала в различных начальных курсах обучения математике зачастую направлено на формирование у детей вычислительных и измерительных навыков, а не на осмысление математического...

Преемственность геометрического образования в начальной...

Однако со многими геометрическими фигурами посредством практической деятельности дети знакомятся намного раньше. Это происходит уже на занятиях в детском саду и на уроках рисования, труда, математики в начальной школе. В большинстве школ элементы геометрии...

Изучение основных величин и геометрического материала...

Геометрические фигуры могут быть пространственные и плоские. Те, которые изображены в упражнение 1, называются пространственные, т.к. они занимают место в пространстве и их можно рассмотреть с разных сторон. Их изображают всегда из хорошо знакомых нам плоских...

Внеурочные занятия по математике как средство формирования...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно. Внеурочная деятельность — это не...

Задать вопрос