Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 28.01.2020

Статья просмотрена: 4034 раза

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66761/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные технологии.

The article describes modern gaming technologies and their use in the development of speech of preschool children.

Keywords: speech, speech development, modern gaming technology, innovative technology.

Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует со среднего дошкольного возраста (4–5 лет).

На современном этапе дошкольного образования игровые технологии пользуются большим успехом у педагогов, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что игра оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения детей. Благодаря использованию игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным.

Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции, которые выполняет игра: развлекательная, диагностическая, коммуникативная, терапевтическая, функция самореализации, функция коррекции, функция социализации.

Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст.

Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст. К игровым технологиям относятся: дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы при заучивании стихотворений, игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР), игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Рассмотрим более подробно каждую категорию игр.

Дидактические игры. Они являются основным видом игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Существует несколько видов дидактических игр: игры с наглядным материалом, словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры, специальные лексические упражнения.

Большинство задач речевого развития дошкольников реализовываются посредством театрализованной игры. Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры — драматизации.

В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты, мимика и пантомимика. Существует несколько видов драматизации: игры — имитации образов животных, людей, героев литературных произведений, ролевые диалоги на основе текста, инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению, игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.

В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — дошкольник организует деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Используются такие виды театра, как настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек, театр теней и т. д.

Однимиз эффективных средств переключения ребенка — дошкольника с одного вида деятельности на другой являются пальчиковые игры. Проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной. Например:

Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем).

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий!

Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем).

Безымянный собирает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу).

Игровые приемы при заучивании стихотворений. Рассказывая стихотворение, ребенок воспроизводит сюжет с помощью слов, мимики и жестов. При разучивании различных детских потешек, прибауток ребенок учится не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР). Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию, которая может обозначать удивление, вопрос или испуг.

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он постепенно знакомится с терминами «звук» и «слово».

Нами было создано и разработано дидактическое пособие, которое представляет собой фетровую книгу «Развивайка». Она может быть использована в работе по развитию речи с детьми раннего, а также дошкольного возраста. Каждая страница имеет свой цвет (за основу взяты цвета радуги, на страницах расположены предметы, сшитые из фетра, которые соответствуют данному цвету, например, красный: помидор, клубника, божья коровка и т. д., зеленый: лягушка, трава, яблоко и т. д. При помощи данного пособия у ребенка появляется возможность познакомиться с основными цветами, цветами радуги, закрепить знания и цвете. При знакомстве с определенным цветом, малыш узнает, какие предметы бывают такого же цвета. Главным преимуществом данной книги является то, что в процессе обучения с ее помощью у ребенка развивается речь, он учится строить предложения, обогащается словарный запас, а так же развивается мелкая моторика рук, так как каждый предмет, который представлен в книжке, имеет свойство трансформироваться, «перемещаться» с одной страницы на другую с помощью специальных заклепок.

Мы можем сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Все дети проявляют активность, данный процесс активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, сравнивать предметы по признакам и свойствам, систематизировать накопленные знания.

Литература:

  1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012 г.
  2. Тимофеева Е. Г. Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников». 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, развитие речи, процесс обучения, ребенок, звуковая культура речи, благоприятный период, педагогический процесс, правильная речь, режиссерская игра.


Ключевые слова

инновационные технологии, развитие речи, речь, современные игровые технологии

Похожие статьи

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр...

Современные игровые технологии в процессе развития речи...

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста. Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные технологии.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи...

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного возраста, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

«Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно.

- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения; - полноценное формирование фонетики и...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной

Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

К основным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста относят игру и общение. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Именно в процессе игры у него возникает...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре

Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной...

Похожие статьи

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это...

Важной частью общей речевой культуры является звуковая культура речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильная артикуляция звуков и слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр...

Современные игровые технологии в процессе развития речи...

В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста. Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные технологии.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи...

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного возраста, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего...

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей...

«Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста — это владение культурой

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного...

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно.

- звуковая культура речи — основа благоприятных социальных контактов и общения; - полноценное формирование фонетики и...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной

Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

К основным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста относят игру и общение. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Именно в процессе игры у него возникает...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре

Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной...

Задать вопрос