Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 28.01.2020

Статья просмотрена: 3210 раз

Библиографическое описание:

Татаринцева, Е. А. Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66663/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье описана ТРИЗ-педагогика и использование ее в развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, развитие речи, ТРИЗ-технологии, инновационные технологии.

The article describes TRIZ pedagogy and its use in the development of speech of preschool children.

Keywords: speech, speech development, TRIZ-technologies, innovative technologies.

Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Через свой родной язык он погружается в жизнь людей, которые его окружают. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир.

Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технологии. ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач.

ТРИЗ-педагогика, как научно-педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Ее целью выступает формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных сферах деятельности. Впервые технология ТРИЗ появилась в детских садах в 1987 году. Её автором является выдающийся российский ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Данная технология изначально предназначалась для инженерной деятельности, но закономерности, на которых построена данная теория, позволяют использовать ее во множестве областей, в особенности- в педагогике. Методы ТРИЗ послужили созданию методик по развитию речи дошкольников.

Технология ТРИЗ также называется РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален тем, что он является наиболее благоприятным периодом для раскрытия творческих способностей каждого ребенка.

Развитию речи дошкольника при использовании упрощенных методов ТРИЗ способствует:

– активизация познавательной активности детей;

– создание мотивационных установок для проявления творчества;

– создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами);

– повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.

Необходимо учитывать дидактические принципы, используя элементы ТРИЗ в развитии речи дошкольников:

Принцип свободы выбора — в любом образовательном или управленческом действии ребенку необходимо давать право выбора.

Принцип открытости — необходимо предоставить ребенку возможность работать с заданиями открытого типа, которые не имеют единственно правильного решения. В условиях творческого задания необходимо показать различные способы решения.

Принцип обратной связи — педагог имеет возможность регулярно держать под контролем процесс усвоения умственных операций детьми, так как в новых творческих задачах имеются элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, которая позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Принцип деятельности — в каждое творческое задание необходимо включать практическую деятельность.

Речевое развитие детей не ограничено рамками специально организованной деятельности, именно поэтому элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь. Когда ребенок задает вопрос, мы можем спросить: «А как ты сам думаешь?», «Давай порассуждаем вместе?». Используя наводящие вопросы, мы подводим ребенка на правильный ответ, который ему удалось самому найти. Находясь на прогулке, мы можем использовать метод фантазирования, например, «оживить» какую-либо природную стихи, изменить законы природы и т. д. Оживим снег: кто его мама? Как думаешь, есть ли у снега друзья? Какой по характеру снег? В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.

Для младшего дошкольного возраста педагоги разрабатывают модель для сравнения предметов, основанного на цвете, форме, звуке, вкусе. Воспитатель учит детей различать особенности объектов и сравнивать их с характеристиками других, делая сравнения по какому-либо признаку.

В старшем дошкольном возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно сравнивать. Воспитатель показывает картинку с изображением чего-либо, а затем просит провести сравнение с другими объектами (по цвету, форме и т. д.). Ребенок сам выбирает признаки, по которым проводит сравнение.

Продуктивная деятельность, например, рисование, лепка, аппликация способствует развитию творческой речевой деятельности ребенка, обучению образной речи параллельно с обучением составлению загадок. Традиционно в дошкольном возрасте работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его придумывать собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно начинать с детьми с 3,5 лет. Однако в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С детьми 4–5 лет более активно используется составление загадок при сравнении объектов по заданным признакам. Так, составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сопоставления, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой-что такое же». Старшие дошкольники не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели составления загадки.

В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:

«Поиск аналогов» -необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч-яблоко (форма), заяц (действие-прыжки), колесо (из резины) и т. д.

«Противоположности» -необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны. Например, снег-огонь (холодный-горячий), уголь-мел (белый-черный), металл-пух (тяжелый-легкий) и т. д.

«Подбери слова»: Лес-охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. Город-автомобили, дома, магазины, улицы и т. д.

Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

– «Сказка наизнанку» -игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: Красная шапочка злая, а волк добрый.

– «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

– «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

– «Спасательные ситуации в сказках».

Ознакомившись с различными методами и приемами ТРИЗ-технологии, мы применили свои знания на практике в центре интерактивного развития детей «Радуга» на базе ФГБОУ ВО АГПУ с детьми 5–6 лет. Данное занятие, которое называлось «Зимнее приключение», было направлено на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний о зиме, на обогащение словарного запаса и на развитие связной речи детей.

В начале занятия мы вспомнили с ребятами все, что они знают о зиме, связанные с ней объекты, а также сказки и стихотворения о зиме. Мы предложили детям один из методов ТРИЗ-технологии — «Подбери слова». За основу мы взяли слово «зима», а ребята предлагали различные ассоциации с этим словом, такие как: снег, сосулька, снежинки, снеговик, мороз, узоры, ёлка, Новый год и другие.

Чтобы обучить творческому рассказыванию ребят, мы использовали один из методов работы со сказкой под названием «Спасательные ситуации в сказках». Познакомившись с русской народной сказкой «Снегурочка», ребята принялись искать варианты спасения Снегурочки, способы помощи главной героине. Предложенные варианты были самыми разнообразными, ведь главным помощником в этом была фантазия. Ребята предлагали позвать Дедушку Мороза, чтобы он помог Снегурочке из облачка вновь превратиться в девочку. Ребята также придумали новый конец сказки, в котором Снегурочка превращается в Солнечную девочку, таким образом не растаяв от огня. Использованный метод ТРИЗ-технологии помог раскрыть ребятам свое воображение и фантазию, обогатив свой словарный запас и связность речи.

Таким образом, использование методов и приемов ТРИЗ-технологии значительно повышают уровень связной речи детей, речь становится богаче, благодаря увеличению словарного запаса. Технология ТРИЗ, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет обучать и воспитывать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Литература:

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007 г.
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Москва, 2000 г.
  3. Сивцева Е. В. Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников». 2018 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, составление загадок, дошкольный возраст, сказка, словарный запас, TRIZ, прием ТРИЗ-технологии, связная речь детей, творческое задание, умственная способность ребенка.


Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей...

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают способностью связно

Различные методы и приемы системы ТРИЗ можно использовать в работе по развитию связной речи

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии...

ТРИЗ-технология учит детей коммуникации, развивает познавательный интерес

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ технологии являются такие учёные, как А. А

В ТРИЗ технологии для обучения детей дошкольного возраста монологической связной речи...

Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии...»

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в нашем детском саду

Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ для детей разных...

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой...

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи

ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих

Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ...

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях...

Кредо ТРИЗ: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые

Применение в работе: ТРИЗ-технологии: составление с детьми творческих рассказов по

Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Загадки как средство развития связной доказательной речи...

Обучение детей отгадыванию загадок, применение с этой целью различных методов и приемов, в том числе игровых методов и методов моделирования, способствует развитию связной речи старших дошкольников в целом, речи-доказательства в частности.

Использование загадок как средства развития речи...

Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей...

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают способностью связно

Различные методы и приемы системы ТРИЗ можно использовать в работе по развитию связной речи

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии...

ТРИЗ-технология учит детей коммуникации, развивает познавательный интерес

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ технологии являются такие учёные, как А. А

В ТРИЗ технологии для обучения детей дошкольного возраста монологической связной речи...

Мастер-класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии...»

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в нашем детском саду

Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ для детей разных...

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой...

Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи

ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих

Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ...

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях...

Кредо ТРИЗ: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи.

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей...

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые

Применение в работе: ТРИЗ-технологии: составление с детьми творческих рассказов по

Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Загадки как средство развития связной доказательной речи...

Обучение детей отгадыванию загадок, применение с этой целью различных методов и приемов, в том числе игровых методов и методов моделирования, способствует развитию связной речи старших дошкольников в целом, речи-доказательства в частности.

Использование загадок как средства развития речи...

Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста.

Задать вопрос