Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 4106 раз

Библиографическое описание:

Багян, А. А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А. А. Багян, Е. А. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66619/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются основные особенности игровых технологий, применяемых в процессе обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: игра, инновационные технологии, игровые технологии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.

Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении.

Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова. Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др.

Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.

Можно выделить несколько основных функций игры: развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие; коммуникативная-ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения; игротерапевтическую, то есть способствует преодолению различных трудностей; диагностическую-помогает выявить различные отклонения от нормы; функцию коррекции-является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность. Также можно выделить некоторые характеристики педагогических игр: четко заданная цель, учебно-познавательная направленность, возможность подведения итогов и оценивания, педагогический результат, который соответствует цели.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений.

Соблюдение правил является важным условием включения игр в обучение в начальной школе. Правила определяются видом игры, через которую педагог реализует игровые технологии. Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.

Можно выделить несколько видов дидактических игр:

  1. Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.
  2. Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Характерной чертой является то, что ученики соревнуются, разделившись на команды.

Также существует урок — ролевая игра. Эти игры проводятся в форме различных дискуссий, конференций, где участникам игры раздаются определенные роли.

Разнообразие применяемых на уроках игр способствуют повышению заинтересованности в учебной деятельность, снижению утомляемости, и формируют умение проявлять себя.

Каждый вид игры выполняет специфические функции. Игру необходимо выбирать игры отталкиваясь от темы урока, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Целью игры является помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.

Важно, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, — тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и обобщаться. Чем интереснее игровые действия, используемые педагогом на уроках, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, систематизируют полученные знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий мы помогаем ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовим их к социальной адаптации в обществе. Проанализировав все вышесказанное можно определить каково значение игровых технологий для педагога, работающего с детьми любого возраста. Особенно актуально применение этих технологий в работе с детьми с ОВЗ, ведь игра-это наиболее близкая и естественная форма обучения для ребенка.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  2. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. — М., 1989.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
  4. Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.
  5. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, вид игры, обучение детей, педагог, познавательная активность.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в психологическом...

Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию внимания

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах

Это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

По своему определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на

Используемые мной на занятиях игры, развивают познавательную активность

Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и игровая форма — позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме учебным материалом. Дидактическая игра имеет свою...

Развитие познавательной мотивации через использование...

Квест-игры целесообразно проводить на стадии закрепления материала, чтобы дети на практике могли применить накопленные знания и умения. Особенно актуальной для развития познавательной мотивации и познавательного интереса мы считаем применение квест-игры...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения

Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

Развивающие игры как средство развития личности

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются...

Возможности использования игр и игровых упражнений...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ

Игровое обучение детей 5–7 лет.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый

Мы поставили перед собой задачу решить проблемы руководства сюжетно-ролевой игры в развитии познавательной активности дошкольников.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в психологическом...

Использование дидактических игр в психологическом консультировании педагогов по развитию внимания

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах

Это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее...

Игра как метод активизации познавательной деятельности...

По своему определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на

Используемые мной на занятиях игры, развивают познавательную активность

Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и игровая форма — позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме учебным материалом. Дидактическая игра имеет свою...

Развитие познавательной мотивации через использование...

Квест-игры целесообразно проводить на стадии закрепления материала, чтобы дети на практике могли применить накопленные знания и умения. Особенно актуальной для развития познавательной мотивации и познавательного интереса мы считаем применение квест-игры...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения

Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

Развивающие игры как средство развития личности

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются...

Возможности использования игр и игровых упражнений...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ

Игровое обучение детей 5–7 лет.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый

Мы поставили перед собой задачу решить проблемы руководства сюжетно-ролевой игры в развитии познавательной активности дошкольников.

Задать вопрос