Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 17.01.2020

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Завьялова, Т. А. Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов / Т. А. Завьялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66369/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов обучения.

Ключевые слова: выбор профессии, профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, юношеский возраст.

В настоящий момент сложилась такая ситуация, что специалистов, работающих с большим удовольствием и нашедших своё профессиональное призвание, становится гораздо меньше, а возможностей получить профессиональное образование все больше. Почему же так происходит? Несмотря на то, что в нашей стране достаточно качественное образование, достаточно много престижных и достойных учебных заведений, уровень профессионализма многих выпускников оставляет желать лучшего.

Выбор профессии — это достаточно важный, сложный и ответственный шаг в жизни человека, от которого во многом зависит его будущее.

Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Проблемы профессионального самоопределения молодежи приобрели в настоящее время особую актуальность. Правильный выбор профессии важен не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Период, когда выпускнику школы приходится определяться с выбором профессии, и в целом — с дальнейшей жизненной перспективой, достаточно сложный. Юношеский возраст — «время выбора жизненного пути», поиски себя в профессиональном мире и в дальнейшем работа по выбранной специальности, обучение в профессиональных учебных заведениях после окончания школы. Выпускник стоит на пороге вступления во взрослую жизнь. Ему предстоит встать на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Главным новообразованием подросткового возраста и юности является осознание собственной неординарности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.

Современная реальность требует от них умения ориентироваться в происходящем, быть гибкими и мобильными.

Но, к сожалению, довольно часто, попытки найти себя в процессе обучения в школе заканчиваются неудачно, и в этом огромную роль играет известная «оторванность» школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе профессиональной деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему и вовсе не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Ну и конечно же, сама ситуация обучения в школе создает диссонанс в его позиционировании себя как взрослого человека, стремящегося к самостоятельности.

Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие объективных знаний о многообразии профессий и их изменений, представлений о требованиях и особенностях той или иной профессиональной сферы, того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.

Проблема профессионального самоопределения представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях.

Большинство отечественных психологов считают, что период профессионального становления является переломным, так как считается, что отличия между студентом и работающим в профессиональной ориентированности не столь существенны, чем, между студентом и школьником (не смотря на то, что образ жизни в последнем случае меняется в меньшей степени). Завершая школьное обучение, перед подростком стоит важный выбор — выбор профессии.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, и специальности с требованиями, которые она предъявляет ему.

Необходимым условием успешного профессионального самоопределения является сознание того, что человек самостоятельно выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим не заканчивается. Отмечается, что «выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития». До того, как человек не проверит свои возможности в процессе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить практически невозможно.

Определяющее значение в профессиональном самоопределении, в выборе профессии имеет мотивация выбора профессии.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.

Рассматривая проблему мотивов выбора будущей профессии, важно было найти ответы на вопросы в условиях нашего времени: Почему многие молодые люди выбирают профессию «Учитель»? Каков ведущий мотив при выборе такой специальности? Совпадают ли профессиональные склонности студентов с выбранной ими специальностью?

Для исследования и поиска на эти вопросы были использован пакет методик, в том числе, «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова», «Анкета мотивов выбора профессии (Е. А. Климова)», «Методика В. Я. Ядова». В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и пятого курсов (очной и заочной формы обучения).

Результаты исследования профессиональных склонностей, полученные по двум группам студентов 3-го и 5-го курсов, показали следующее.

  1. Студенты очного отделения 3-го курса склонны к двум типам профессии: «человек — человек», «человек — художественный образ». Такой результат наблюдается потому, что студенты 3-го курса очного отделения обучаются по специальности «Педагог начального образования. Изобразительное искусство».
  2. Студенты 5-го курса (выпускная группа) в большей степени склонны к типу профессии «человек-человек». Здесь мы наблюдаем разницу между студентами 3-го курса в освоении типа профессии «человек — человек». Это происходит потому, что студенты 5-го курса обучаются по программе специальности «Педагог начального образования» без какого-либо профиля.
  3. Разница между освоением типа профессии «человек-человек» студентами 3-го и 5-го курсов заметна. Это проявляется в силу того, что студентами 5-го курса освоена большая часть практических навыков, как в процессе педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, так и в процессе своей педагогической деятельности в школе, в качестве учителей начальных классов.

По результатам Анкеты мотивов выбора профессии (Е. А. Климова) можем наблюдать, что студенты как 3-го, так и 5-го курса, не считают выбранную ими профессию престижной. Студенты 3-го курса, считают, что профессия «Педагог начального образования» низкооплачиваемая. Чего нельзя сказать о студентах 5-го курса, они наоборот же считают, что их труд оплачивают на хорошем уровне. Еще можно увидеть, что студенты 3-го и 5-го курсов, практически на равных, считают, что в первую очередь, фактор приобретения новых знаний и навыков, является главным в выбранной ими специальности.

Анализируя в целом результаты проведенного исследования, можно сказать, что престижность для студентов — будущих педагогов не является значимым фактором при выборе профессии.

Применяя методику В. Я. Ядова, были выявлены факторы привлекательности в выбранной профессии у студентов 3-го и 5-го курсов и проведен сравнительный анализ результатов. Полученные результаты показали, что студентов 3-го и 5-го курса привлекают, практически, одни и те же факторы в выборе профессии. Отличие заключается только в том, что студенты выпускной группы, более уверены, что профессия подходит их характеру. Это происходит только потому, что студенты 5-го курса освоили теоретический и практический материал в большей степени. Зато в отрицательных факторах выбора, мы видим, что студентов выпускной группы больше пугает, что важность выбранной ими профессии, их представления о ее значимости и ценности не совпадает с тем, как она ценится в условиях современного общества. Студентов же 3-го курса больше беспокоит их будущий «маленький» заработок.

Также, в ходе личной беседы со студентами 3-го и 5-го курсов, было выявлено, что их всех беспокоит тот факт, что в школе практически не идет речи о карьерном росте и развитии, в то время как в современной ситуации для молодых людей, выбирающих свое профессиональное будущее, это один из значимых факторов.

Профессиональное самоопределение — это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. От правильного выбора профессионального пути зависит благополучие человека. Важно, чтобы сделанный выбор еще более укрепился в процессе профессионального обучения в вузе.

Удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, предаёт уверенность в том, что профессия способствует способностям и т. д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Несмотря на то, что мир профессий стал достаточно велик и «новомодные» специальности так и манят своей популярностью, наше исследование показало, что не все представители «современной молодежи» гонятся за престижем и большой зарплатой.

По результатам эмпирического исследования заметно, что мотивы выбора будущей профессии у современной молодежи являются, в определенной мере, достаточно сформированными и отражают реальные условия их существования; к ведущим факторам, влияющим на выбор профессии у современной молодежи, можно отнести престижность профессии и высокую заработную плату; главными мотивами выбора будущей профессии педагога являются желание работать с людьми и возможность проявления творческого подхода к решению профессиональных задач.

Каждый человек встает перед трудным выбором — поиском себя в большом профессиональном мире, квалифицированную помощь в выборе будущей профессии и профессиональном самоопределении может оказать педагог-психолог в процессе психологического консультирования, не только в вузе, но еще в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, студент, профессиональная деятельность, будущая профессия, выбранная профессия, выпускная группа, начальное образование, процесс, современная молодежь.


Похожие статьи

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на

Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из

профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая профессия, будущее...

Проблемы выбора будущей профессии | Статья в журнале...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии , профессиональное самоопределение , профессия , профессиональная ориентация , профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период. Формирование профессионального самоопределения учащихся ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек... Как выбрать будущую профессию обучающимся...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Похожие статьи

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на

Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из

профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая профессия, будущее...

Проблемы выбора будущей профессии | Статья в журнале...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии , профессиональное самоопределение , профессия , профессиональная ориентация , профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период. Формирование профессионального самоопределения учащихся ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период, молодой человек... Как выбрать будущую профессию обучающимся...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Задать вопрос