Формирование математических понятий на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.01.2020

Статья просмотрена: 2511 раз

Библиографическое описание:

Кольцова, Ю. Г. Формирование математических понятий на уроках в начальной школе / Ю. Г. Кольцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66342/ (дата обращения: 03.05.2024).



Понятия и их определения — это достаточно сложные категории, тем более, в математике. Поэтому их изучение в начальной школе требует от учителя продуманной работы, знания теоретических основ их изучения и умения применять их на практике.

На необходимость теоретического освещения методических вопросов определений школьных математических понятий первым в советской методике указал А. Я. Хинчин. В дальнейших исследованиях по данной тематике можно выделить некоторые направления.

Первое связано с изучением психологических особенностей младших школьников при усваивании понятий и их определений. При рассмотрении этой проблемы, её обосновании, большую роль сыграли труды психологов Ж.Пиаже, а так же Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Учёные показали, что в формировании научных понятий принимает участие определённая система психологических процессов, которая формируется с ведущим участием вербально-логических операций.

Второе направление связано с исследованием логических приёмов, которые способствуют усвоению определений понятий. Сюда относятся исследования Н. Ф. Талызиной, И. Л. Никольской, Т. А. Кондрашенковой, О. В. Алексеевой, Г. А. Буткина. В них ставится и решается проблема управления деятельностью или отдельными действиями учащихся при работе с понятиями и их определениями.

В настоящее время данная проблема исследуется мало. В программах начального курса математики о работе над определениями ничего не сказано, но определения играют большую роль в обучении учащихся и должны занимать исключительно важное место в курсе математики начальной школы. Поэтому рассматриваемая тема остаётся актуальной на данный момент.

Основная цель изучения понятий — это правильное усвоение школьниками содержания понятий и использование последних в своей учебной деятельности.

Достижение этой цели — длительный процесс. Формирование понятий у школьников, т. е. процесс усвоения понятий, идёт через использование учащимися формируемых понятий в своей деятельности. Поэтому включение учащихся в активную деятельность — умственную или практическую — важнейший и единственный путь формирования у них изучаемых понятий.

Понятия, которые изучаются в начальном курсе математики, Л. П. Стойлова делит на 4 группы. [1, с.271] Первую группу составляют понятия, связанные с числами и операциями над ними. К ним относится следующее: число, сложение, слагаемое, больше и другие. Во вторую — Алгебраические понятия: выражения, равенство, уравнения и другие. К третьей группе относятся геометрические: прямоугольник, отрезок, треугольник и так далее. Четвертую группу образуют понятия, связанные с величинами и их измерением.

Учащиеся должны усвоить все эти понятия. Для этого учителю самому надо иметь представление о понятии как логической категории и особенностях математических понятий.

Но, если мы обратимся к математическим понятиям, то увидим, что они обладают рядом особенностей. Например, в геометрии изучают форму и размеры предметов, не принимая во внимание другие их свойства: цвет, массу, твердость. От этого отвлекаются, абстрагируются. Поэтому в геометрии вместо слова предмет говорят геометрическая фигура.

Большинство учеников в начальной школе в достаточной степени владеют математическими понятиями, безошибочно определяют название геометрических фигур, умеют работать с понятиями разрядного числа, суммы, разности, произведения. Но дать четкое определение понятию не всегда могут. Например: учащихся 3 класса просят дать определение понятиям «квадрат», «уравнение», «прямоугольник». Из 18 учеников класса лишь несколько учеников дают точные определения. А остальные ученики, начинают путаться в определениях, или вовсе затрудняются его дать.

Даем учащимся следующее задание — вставить пропущенные слова:

А) квадрат — ……………., у которого все стороны равны

Б) ………… — это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти

В) ………. … — это ………….., у которого все углы прямые.

Данное задание выполняет большая часть класса. С определением понятия «квадрат» ни у одного ученика не возникло проблемы. Также хорошо учащиеся справились с определением понятия «уравнение», допустили ошибки несколько учеников. А вот с пунктом В) у многих учеников возникли проблемы. Кроме правильных ответов «прямоугольник» и «четырехугольник» ученики также отвечали «квадрат», «многоугольник». В связи с чем возникла путаница, какое слово выбрать на первый и второй пропуск.

Данный пример позволяет нам сделать вывод, что ученики не имеют достаточных знаний о математических понятиях. Несформированность умения работать с определениями на необходимом уровне влечёт за собой в дальнейшем большие затруднения у учащихся и неспособность к овладению в достаточном объёме материалом в среднем и старшем звене.

Изучив педагогический опыт учителей по формированию математических понятий, в качестве педагогического инструмента развития логического мышления и формирования математических понятий учащихся 3 класса, мы выбрали ежедневное проведение «логических пятиминуток».

«Логические пятиминутки» проводились во время урока, после изучения и закрепления новой темы. При проведении пятиминуток формировалось знание и понимание математических понятий. В своей работе мы придерживались классификации «логических пятиминуток», предложенных Л. Б. Бутевой: стартовые, вводные, инструктивные, тренинговые, мониторинговые, финишные.

Первостепенной задачей, которую мы поставили перед собой — формирование, уточнение представлений о самом понятии.

Особенный интерес вызвало у детей занятие в форме математической сказки. Они быстро вспомнили понятие прямоугольника, назвали существенные признаки прямоугольника, сформулировали определение, изготовили модель прямого угла.

Наблюдения за работой учащихся и анализ результатов проведенной работы по формированию математических понятий позволил выявить положительную динамику. Проведенное работа позволила сделать вывод, что необходимым элементом урока математики являются задания — «логические — пятиминутки». Эффективность заданий «пятиминуток» обусловлена еще и тем, что они предусматривают использование игровых моментов, а дети успешнее обучаются в игровой деятельности, проявляя при этом интерес к учению. Небольшие соревнования — пятиминутки, работа в парах привели к положительному результату.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что при специально организованной дополнительной работе по формированию математических понятий можно добиться улучшения результатов.

Литература:

  1. Артёмов А. К. Изучение математических понятий в начальных классах: Методические рекомендации. — Пенза, 1987–20 с.
  2. Кондрашенкова Т. А. «Специфика методики изучения логики при подготовке учителя начальных классов», Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов. Выпуск 4. — Смоленск: СГПУ, 2002. — 160 с.
  3. Стойлова Л. П. Математика: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. /Л. П. Стойлова. — 2-е изд.; стереотип. М.: Академия, 2004. — 424 с.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, изучение, начальный курс математики, пятиминутка, работа, учащийся, ученик, формирование.


Похожие статьи

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на...

В данной статье рассмотрены инновационные подходы обучения в начальных классах на примере изучении величин на уроках математики и даны

Величина, так же как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого...

Система работы учителя математики по формированию...

Периодически предлагаю ученикам выполнение тестов для учащихся основной школы по решению задач, при составлении которых использую контрольно-измерительные материалы для проведения экзамена по математике за курс основной школы, а так же материалы книг (8, 10...

Формирование учебной деятельности младших школьников

К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые

В связи с этим возникли новые подходы при обучении младших школьников решению арифметических задач с применением современных технических средств обучения.

Особенности методической подготовки учителей начальной...

Начальное обучение — первый, а потому особенно ответственный период в системе

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей основ

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

На начальном (дотекстовом) этапе школьники учатся отличать рассказ от задачи, понимать задачу на слух и по рисунку. Здесь проводится подготовительная работа к составлению краткой записи. На данном этапе учащихся можно познакомить с простейшим алгоритмом 1, по...

Использование схематической модели числа при формировании...

Первоочередной задачей начального курса математики современные педагогики называют формирование вычислительных навыков. Этот раздел школьной математики всегда определялся как приоритетный при формировании математических знаний младших...

Методические аспекты обучения младших школьников...

Целью изучения элементов математической статистики в начальной школе является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с целью сбора количественной информации и ее оформления в виде таблиц, графиков, диаграмм; умений...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Уроки математики в начальных классах разительно отличаются от таких же занятий в более старших классах школы.

Методика обучения-это способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которой преподавателем осуществляется передача учителем...

Похожие статьи

Инновационные подходы при обучении в начальных классах на...

В данной статье рассмотрены инновационные подходы обучения в начальных классах на примере изучении величин на уроках математики и даны

Величина, так же как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого...

Система работы учителя математики по формированию...

Периодически предлагаю ученикам выполнение тестов для учащихся основной школы по решению задач, при составлении которых использую контрольно-измерительные материалы для проведения экзамена по математике за курс основной школы, а так же материалы книг (8, 10...

Формирование учебной деятельности младших школьников

К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности

Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые

В связи с этим возникли новые подходы при обучении младших школьников решению арифметических задач с применением современных технических средств обучения.

Особенности методической подготовки учителей начальной...

Начальное обучение — первый, а потому особенно ответственный период в системе

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей основ

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

На начальном (дотекстовом) этапе школьники учатся отличать рассказ от задачи, понимать задачу на слух и по рисунку. Здесь проводится подготовительная работа к составлению краткой записи. На данном этапе учащихся можно познакомить с простейшим алгоритмом 1, по...

Использование схематической модели числа при формировании...

Первоочередной задачей начального курса математики современные педагогики называют формирование вычислительных навыков. Этот раздел школьной математики всегда определялся как приоритетный при формировании математических знаний младших...

Методические аспекты обучения младших школьников...

Целью изучения элементов математической статистики в начальной школе является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с целью сбора количественной информации и ее оформления в виде таблиц, графиков, диаграмм; умений...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Уроки математики в начальных классах разительно отличаются от таких же занятий в более старших классах школы.

Методика обучения-это способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которой преподавателем осуществляется передача учителем...

Задать вопрос