Ранняя профилизация обучения — основа успешного самоопределения школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.01.2020

Статья просмотрена: 2086 раз

Библиографическое описание:

Капарулина, А. С. Ранняя профилизация обучения — основа успешного самоопределения школьников / А. С. Капарулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65998/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы самоопределения школьника. Раскрываются принципы самоопределения школьников.

Ключевые слова: самоопределение личности, ранняя профилизация, принципы самоопределения.

The article deals with the problems of self-determination of a schoolboy. The principles of self-determination of schoolchildren are revealed.

Key words: self-determination of the individual, early profiling, principles of self-determination.

В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного самоопределения обучающихся общеобразовательных учебных заведений. Следовательно, необходимо сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному выбору жизненного пути [3].

В настоящее время проблема самоопределения представляется особенно рельефно, школьникам приходится решать сложные и ответственные задачи создания новой системы профессионально значимых ценностей и идеалов, формирования новой профессиональной структуры общества.

Сегодня в школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: вариативность педагогических систем и подходов, творческий поиск, поддержка индивидуальности ребенка в построении его собственной траектории развития, единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся, родителям представлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса. Кажется, что найден ключ к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества — формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека [1].

У школы есть реальная возможность преобразовать педагогический процесс, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути. С другой стороны, учащиеся с юношеского возраста должны осознавать, что сегодня добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью адаптироваться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. Проблема выбора пути встает в тот момент, когда она еще не обладает жизненным опытом, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

Одним из условий самоопределения школьников является введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в основной школе, т. е. с 5 по 9 классы. В течение ряда лет в нашей школе находит свое применение курс «Твой выбор». Школьникам предоставляется возможность принять первое самостоятельное решение, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять. Поскольку, одна из основных сфер взаимодействия человека и общества это «мир труда и профессий», то профессиональное самоопределение — необходимое условие личностного и жизненного самоопределения [6].

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования с 2016 года МАОУ «СОШ № 24» г.Череповца осуществляется профильное обучение. Вместе с тем последние 5 лет назревает серьезная проблема оттока потенциально успешных учащихся в другие общеобразовательные учреждения микрорайона — лицей, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Наблюдается снижение активности и результатов участия 5–9 классов в олимпиадном движении, интеллектуальных конкурсах. Инициативная группа учителей школы по согласованию с руководством и педагогическим советом школы предположили, что основная школа должна активно включиться в процесс ранней профилизации, начиная с 5 класса основной школы.

Мониторинг потребностей выпускников девятых классов позволит сделать вывод, что их потребности не соответствуют их возможностям. И как следствие — отсутствие у выпускников чёткого выбора дальнейшей деятельности, нет цели образования; потеря интереса к учёбе; снижение успеваемости; появление преобладающих интересов (не всегда положительных) вне образования.

Члены инициативной группы изучили пакет документов для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной школы, необходимый для организации предпрофильного обучения в основной школе; социальный запрос родителей, интересы и мотивацию учащихся. Проанализировали имеющиеся материально-технические возможности школы, педагогический потенциал и вынесли на обсуждение педагогического коллектива проект предпрофильной подготовки и профильного обучения в основной школе.

Проект опирается на следующие принципы. Принцип сознательности — стремление удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу; принцип соответствия — интересы, склонности, способности личности потребностям общества в кадрах определенной профессии; принцип активности — деятельность личности в процессе профессионального самоопределения. Важна практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей, их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики; принцип развития — возможность повышения квалификации, увеличение заработка, возможность участвовать в общественной жизни.

Проект предусматривает реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения во внеурочное время. Предусмотренные учебным планом школы 5 часов на внеурочную деятельность в каждой параллели, распределили следующим образом. Предпрофильная подготовка ведется в 5–8 классах. В 5–6 классах планируется сформировать резерв знаний, умений и навыков для дальнейшей работы по индивидуальной траектории обучения по направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное. В 7–8 классах подготовка реализуется через элективные курсы по модулям: гуманитарный, технический, естественно-научный через проектную и исследовательскую деятельности. Осуществляется рост мотивации к достижению успеха, реализации творческого потенциала, закрепляются навыки публичной защиты своих проектов и исследований и работы в команде. В 9 классе профильное обучение осуществляется через интегрированные курсы, например «Математика в экономике», «Законы физики — законы жизни», «Химия и биология в медицине», «Курс черчения и графики», «Архитектура компьютерных сетей», где продолжается развитие метапредметных умений и навыков, профессионального самоопределения, возможность изменения образовательной траектории. Все это способствует развитию у учащихся умению планировать свою работу, осуществлять самоконтроль. Все часы, отводимые на элективные курсы, находят свое отражение в рамках расписания образовательного учреждения.

Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения проект предусматривает использование активных форм обучения учащихся в рамках курсов по выбору как на уроках, семинарах, лабораторно-практических занятиях; применение продуктивных методик: деловые и ролевые игры, проблемные лекции, приглашаем различных специалистов; использование информационных технологий: возможности интерактивной доски, мультимедиа, компьютерные тесты, обучающие программы, сеть Интернет. У учащихся есть возможность получить необходимые знания на базе опорного вуза области, на курсах школ с изучением отдельных предметов.

Важнейшим условием эффективности управления системой предпрофильной подготовки и профильного обучения, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся в ходе освоения содержания предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Несмотря на то, что период ранней профилизации является подготовительным в профильном обучении, он очень важен для школьников. От того, как начнёт формироваться теоретический тип мышления, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

Ранняя профилизация и специализация знаний предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики учащихся. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Важнейшие задачи психологического сопровождения — мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерностей в развитии, психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы.

Главной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии, а также гибкости критического мышления и других интеллектуальных качеств, заинтересованности детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста [2].

Проанализировав практические и теоретические аспекты вопросов предпрофильной подготовки и профильного обучения, мы пришли к осознанию ряда объективных и субъективных проблем при реализации ранней профилизации. Среди них: в сознании многих учителей отсутствует четкое и теоретически обоснованное понимание целей и, соответственно, содержания профильного обучения, что приводит к смешению понятий (элективные курсы, курсы предпрофильной подготовки, профильные курсы); недостаточная материальная база школ может способствовать «торможению» процесса профилизации — отсутствие современных учебников, невозможность интерактивного общения со специалистами разного профиля. Общешкольная профилизация действительно принесет свои плоды и будет способствовать улучшению личностных ожиданий подростков относительно своего будущего, а также поможет избежать неравномерности специалистов в разных областях знаний в регионе.

Основываясь на всем вышеизложенном, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на проблемы, профильное обучение будет являться действительно тем связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью, которое будет способствовать психолого-педагогической благоприятной атмосфере.

Литература:

  1. Асланова, А. В. Осуществление ранней профилизации учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/08/osushchestvlenie-ranney-profilizatsii
  2. Кириенок, Г. Н. Ранняя профилизация как основа построения образовательной траектории обучающегося [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ranniaia-profilizatsiia-kak-osnova-postroieniia-obrazovatiel-noi-traiektorii-obuchaiushchieghosia.html
  3. Коряковцева, Н.В., Елизарова, А. В. Раннее самоопределение школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-rannee-samoopredelenie-obuchayuschihsya-osnovnoy-shkoli-2605316.html
  4. Куксова, О. Л. Предпрофильная подготовка в школе как важнейший компонент самоопределения учащихся [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/12/28/predprofilnaya-podgotovka-v-shkole-kak
  5. Мангутова, В. Р. Предпрофильная подготовка в современной школе [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/predprofilnaia-podgotovka-v-sovremennoi-shkole.html
  6. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1088–1090. — URL https://moluch.ru/archive/104/24332/
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, основная школа, подготовка, класс, профессиональное самоопределение, возможность, жизненное самоопределение, жизненный опыт, курс, проект.


Ключевые слова

самоопределение личности, ранняя профилизация, принципы самоопределения

Похожие статьи

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.

Профессионально-личностное самоопределение...

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы.

Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и

Введение профильного обучения на старшей ступени выдвигает перед школой и...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;  личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей В 9 классе на уроках технологии большое внимание уделяется следующим разделам: «Представление о себе и своих возможностях в...

Система работы по организации сопровождения...

- профильное обучение — обучающиеся 10–11 классов. В организации системы профессионального сопровождения мы определили

Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

Основные термины (генерируются автоматически) : профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, учебно-педагогическое взаимодействие, учащийся, образовательный процесс, педагогическое содействие, дальнейший жизненный путь, выбор профессии, смысл жизни, создание условий...

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Именно юношеский возраст — возраст практического выбора и принятия...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному...

Особенностями профессионального самоопределения обучающихся старших классов с

Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению.

Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения...

Похожие статьи

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.

Профессионально-личностное самоопределение...

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы.

Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и

Введение профильного обучения на старшей ступени выдвигает перед школой и...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;  личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей В 9 классе на уроках технологии большое внимание уделяется следующим разделам: «Представление о себе и своих возможностях в...

Система работы по организации сопровождения...

- профильное обучение — обучающиеся 10–11 классов. В организации системы профессионального сопровождения мы определили

Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

Основные термины (генерируются автоматически) : профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, учебно-педагогическое взаимодействие, учащийся, образовательный процесс, педагогическое содействие, дальнейший жизненный путь, выбор профессии, смысл жизни, создание условий...

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Именно юношеский возраст — возраст практического выбора и принятия...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному...

Особенностями профессионального самоопределения обучающихся старших классов с

Ретивых М. В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению.

Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения...

Задать вопрос