Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 1279 раз

Библиографическое описание:

Колеошкина, С. Н. Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников / С. Н. Колеошкина, В. В. Гращенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65726/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: игровая деятельность, личность ребенка, развитие, социализация младшего школьника.

Организация социализации младших школьников в коллективных играх и совместной трудовой и художественной деятельности способствует развитию их социального интеллекта, помогает учителю создавать в группе детей атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, отрытого общения, облегчает тем самым процесс совместного обучения.

В педагогических системах народной педагогики идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания проявлялись в традициях и правилах семейного воспитания, в воспитании в языковой и морально-нравственной культуре, при этом особый смысл придавался коллективному воспитанию в труде и творчестве. Конкретные цели народного воспитания отражались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица», «девица-искусница»), а воплощение народных добродетелей (ума, честности, порядочности, трудолюбия) происходит, согласно народным традициям, в своеобразных формах организации жизни и самодеятельности детей и подростков. Это: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями и маскарадом [4].

Научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях этнопедагогики, и чем полнее в педагогической практике отражался опыт народного воспитания, тем эффективнее оказывалась система.

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко построена на концепции перспективных линий: воспитывать человека –значит воспитывать у него перспективу. Главный инструмент –коллектив, закон жизни коллектива — движение вперед и развитие. Основные идеи — это включение детей в совместную деятельность, идея разновозрастных коллективов (отрядов) и использование игры и соревновательности в организации жизни детей. Принцип параллельного воздействия педагога (и на личность воспитанника, и на коллектив), принцип доверия и оптимистической веры в ребенка в системе А. С. Макаренко сочетаются с принципом высочайших требований и уважения. Сама методика имеет перспективу развития — включение коллектива в систему широких социальных связей [4].

Детский коллектив — единство организации и психологической общности, в лоне которой происходит развитие личности.

Виды школьных коллективов, представленных ниже, показывают перспективы социализации личности школьника:

 учебно-познавательное сообщество класса,

 сообщество классных друзей,

 сообщество по интересам,

 сообщество группы продленного дня,

 сообщество разновозрастное общественное объединение (отряд),

 сообщество участников детского движения,

 общешкольное сообщество,

Игра обладает свойством сложного, комплексного и многоуровневого воздействия на развивающуюся личность. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный метод «самосоздания» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с фантазией и творчеством.

Игра как средство социализации стимулирует исследовательскую активность, решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте используются в интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дети младшего школьного возраста легко входит в образы, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в игру, самостоятельно организуются в групповую игру.

Игра стимулирует учебно-познавательную деятельность младших школьников. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — это одно из самых сложных действий педагога. Развивающий потенциал заложен в самой природе игры. В ней одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, фантазия и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [2].

По мнению К. Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения [2].

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через проведение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Младшие школьники действуют по игровым правилам, по логике разыгрываемой роли. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, роль учителя балансирует между ролью организатора и ролью соучастника игры. Итоги игры также выступают в двойном плане — и как игровой, и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой (имитационной) модели и реальности [2].

Игра решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе. Каждому человеку присуще умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта», и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения [1].

Игры на развитие коммуникативности детей и игры на исполнение ролей в коллективе чрезвычайно важны в организации процесса социализации младшего школьника по двум причинам. Обе они связанны с низким уровнем психологической и личностной готовности к школе: дети до школы не научились общаться в игре (их ждут трудности общения со сверстниками и учителем) и не научились исполнять роли в игре, поэтому им сложно понять, что означает «исполнять роль ученика» в школе [4].

В современном мире агрессивной информационной среды и гаджетов, когда дети не становятся обладателями опыта игры в дошкольном детстве, поступившие в школу не готовы исполнять новые социальные роли. Учитель должен больше времени уделять дисциплине, поскольку им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, он устанавливает все более строгие порядки. Это, в свою очередь, подготовленным к школе и дружелюбным детям достается все меньше и внимания учителя, и свободы общения с ним. В результате даже беспроблемные дети ведут себя все хуже и хуже, а учитель все жестче, и жестче.

Таким образом, использование коллективных форм игры прекрасно осуществляют функции социализации. Игровая деятельность применима и в учебной, и во внеучебной работе.

Литература:

  1. Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997. — 256 с.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т — 4. — М.: Генезис, 1999. — 160 с.
  3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 267 с.
  4. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьный возраст, игровая деятельность, исполнение ролей, ребенок, игровая ситуация, младший школьник, народное воспитание, проблемная ситуация, совместное обучение.


Ключевые слова

развитие, игровая деятельность, личность ребёнка, социализация младшего школьника

Похожие статьи

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности...

Игра в воспитании и обучении | Статья в сборнике...

Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность...

Игровые методы как средство развития познавательных...

Ребенок в младшем школьном возрасте весь поглощен предметом и способами действий с ним, его

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Значение игры в развитии младших школьников

Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит

С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и...

Использование игр и проблемных ситуаций...

Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству. Проблемная ситуация — совокупность условий...

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют

Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как

Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят...

Игровые технологии в начальной школе | Статья в журнале...

Для детей младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, яркость и лёгкость вхождения в игровые ситуации и образы. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение, игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника . младший школьник , учебная деятельность , младший школьный возраст, школьник , ведущая деятельность , игра школьников , обучение , психическое развитие ребенка , школа.

Похожие статьи

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности...

Игра в воспитании и обучении | Статья в сборнике...

Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас.

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность...

Игровые методы как средство развития познавательных...

Ребенок в младшем школьном возрасте весь поглощен предметом и способами действий с ним, его

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди...

Влияние игр на учебно-воспитательный процесс младших...

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Значение игры в развитии младших школьников

Игра — это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит

С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и...

Использование игр и проблемных ситуаций...

Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству. Проблемная ситуация — совокупность условий...

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет — называют

Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как

Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят...

Игровые технологии в начальной школе | Статья в журнале...

Для детей младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, яркость и лёгкость вхождения в игровые ситуации и образы. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение, игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника . младший школьник , учебная деятельность , младший школьный возраст, школьник , ведущая деятельность , игра школьников , обучение , психическое развитие ребенка , школа.

Задать вопрос