Перспективы установления охранного (защитного) ордера, как инструмента превенции насилия в семье, в законодательстве Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Евсеева, Я. В. Перспективы установления охранного (защитного) ордера, как инструмента превенции насилия в семье, в законодательстве Российской Федерации / Я. В. Евсеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64632/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматриваются особенности применения охранного ордера, как средства защиты потерпевших от насилия в семье. Проведен анализ законодательства стран СНГ по противодействию насилию в семье.

Ключевые слова: насилие в семье, охранный ордер, защитное предписание, предупреждение.

В июле 2019 года Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ) рассмотрел дело о насилии в семье в отношении Российской Федерации. В частности, жалоба женщины заключалась в том, что российскими властями не выполнялись в должной степени обязанности по предотвращению, расследованию и преследованию актов насилия в семье. Суд постановил, что российские власти не обеспечили создание и эффективное функционирование правовых норм, обеспечивающих защиту жертвы от различных форм домашнего насилия, кроме того, суд указал на отсутствие так называемого охранного ордера [4].

Данное дело не обошло общественность стороной и позже последовало активное обсуждение вопросов, касающихся профилактики семейного насилия. Так, по заявлению Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко к 1 декабря 2019 года будут готовы проекты юридических правовых актов, направленных на профилактику семейно-бытового насилия.

За последние несколько десятков лет в России неоднократно предпринимались попытки принять закон о противодействии насилию в семье, но были безрезультатны. Так, вносимые в Государственную Думу законопроекты № 97700685–2 «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», № 99113775–2 «О предотвращении насилия в семье», № 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия» были сняты с рассмотрения или возвращены субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).

Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия», вносимый в Государственную Думу в 2016 году содержал ряд положений о введении защитного предписания, как меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия. Защитное предписание и судебное защитное предписание представляют собой документ, который определяет меры защиты пострадавшего. Сотрудником полиции, в целях обеспечения безопасности пострадавшего, с согласия последнего выносится защитное предписание в срок на один месяц. Срок действия защитного предписания может быть продлен до двух месяцев по заявлению потерпевшего при наличии угрозы совершения семейно-бытового насилия. Защитное предписание устанавливает запреты на рецидив семейного насилия и преследование пострадавшего, приобретение и использование оружия, а также возлагает на нарушителя обязанность пройти специализированную психологическую программу. Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по заявлению пострадавшего в срок от одного и до двенадцати месяцев. Также указанный срок может быть неоднократно продлен, при наличии угрозы совершения семейно-бытового насилия, но на общий срок, не превышающий двух лет. Судебное запретное предписание, помимо запретов, которые устанавливаются защитным предписанием, может дополнительно постановить одну или несколько мер, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, например: 1) обязать нарушителя покинуть место совместного проживания с пострадавшим на срок действия предписания, даже если он является собственником жилого помещения; 2) Обязать нарушителя передать принадлежащие пострадавшему имущество, документы, если они удерживаются; 3) возместить причиненный вред пострадавшему, а также расходы, возникшие с получение помощи (консультации, пребывание в гостиницах или в кризисных центрах и т. п.). Лицо, получившее защитное предписание и не исполняющее его несет ответственность, предусмотренную законодательством [5]. Нарушение или неисполнение защитного предписания и судебного защитного предписания влечет административную ответственность [6].

Охранный ордер (защитное предписание) широкое распространение получил в 90-е годы прошлого века, после принятия ООН «Модельного законодательства о насилии в семье», которое предусматривало такое юридическое средство предотвращения внутрисемейного насилия как защитный (охранный) ордер.

Наряду с определениями «охранный ордер» и «судебный ордер», предусмотренные Модельным законодательством ООН, в зарубежной практике используются такие термины как «защитное предписание», «ограничительное предписание», «ограничительный судебный приказ». Несмотря на разнообразие названий, цель охранного ордера остается неизменной — защита потерпевшего от насилия в семье.

С 11 мая 2011 года в Стамбуле была открыта для подписания Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, которая также включает положения о применении приказов об ограничении и защите.

Упомянутые выше документы в качестве жертвы насилия рассматривают в основном женщин, что не совсем верно, по нашему мнению, поскольку, как показывает судебная практика, нередки случаи совершения насилия в семье в отношении мужчин. Как отметил Шестаков Д. А., известный криминолог в исследуемой области, здесь прослеживается «дух воинствующего феминизма» [3].

В зарубежной практике в области противодействия насилия в семье активно применяется охранный ордер. Стоит отметить, что национальное законодательство обладает своей спецификой.

Круг лиц, охраняемых законами, достаточно расширен и помимо членов семьи включает бывших супругов (Республика Азербайджан, Республика Молдова, Республика Казахстан), сожителей (Киргизская республика, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Республика Молдова) и бывших сожителей (Республика Молдова, Республика Азербайджан).

В зарубежной практике охранный ордер включает такие ограничения, как запрет на совершение насилия в отношении потерпевшего и запрет вступать в контакт с потерпевшим, но в ряде стран список этих ограничений дополнен. Например, в законе Киргизской республики вышеупомянутые меры могут быть дополнены, в случае продления охранного ордера, обязательным прохождением коррекционной программы, утвержденной Правительством, по изменению насильственного поведения. Защитное предписание, предусмотренное законом Республики Таджикистан, может включать запрет на употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ на период действия защитного предписания. В ряде стран охранный ордер включает запреты на хранение и ношение оружия (Республика Молдова, Республика Армения), принуждение покинуть общее место проживание (Республика Молдова, Республика Армения),а также правила общения с несовершеннолетними детьми (Республика Молдова, Республика Азербайджан, Республика Армения) и др.

Охранный ордер выносится в течение 24 с момента совершения насилия в семье, либо с момента подачи заявления о совершении данного деяния. Отмечается различия в сроке действия охранного (защитного) ордера. В Киргизской Республике охранный ордер выносится на 3 дня, но по заявлению пострадавшего лица органом внутренних дел может быть продлен на 30 дней. В Республике Казахстан защитное предписание выдается на 30 суток. В Республике Молдова в срочном порядке может быть выдано незамедлительное защитное предписание в срок до 10 дней, а защитное предписание — в срок до 3-х месяцев. В Республике Таджикистан защитное предписание выносится на срок до 15 дней, но может быть продлено до 30 дней на основании заявления потерпевшего или его законного представителя. В Республике Азербайджан краткосрочный защитный ордер выдается на срок до 30 дней, долгосрочный — на срок от 30 до 180 дней. В Республике Армения охранный ордер выдается на срок от 6 месяцев и может быть продлен по решению суда на срок до 3 –х месяцев.

Несоблюдение требований охранного ордера влечет различные санкции. Например, по законодательству Республик Киргизии, Казахстана, Таджикистана неисполнение требований данной меры индивидуальной защиты влечет административную ответственность. В то время как по законодательству Республики Азербайджан, лицо, несоблюдающее требования охранного приказа несет уголовную ответственность за несоблюдение судебного постановления.

Необходимость введения института охранного ордера подвергается обоснованной критике со стороны отечественных ученых.

В частности, отмечаются проблемы адаптации мер защиты, предусмотренных охранным (защитным) ордером, широко применяемого за рубежом, в части их соответствия нормам (требованиям) отечественного законодательства. Так, например, по мнению Чуракова А. В., запрет на посещение собственного жилища в отношении лица, назначенного виновным, нарушает положения Всеобщей декларации прав человека, игнорирует презумпцию невиновности, право на справедливое судебное разбирательство, запрет на произвольное лишение своего имущества и прочие основополагающие права и свободы [2]. Шестаков Д. А. отмечает, что для России не приемлемо, помимо всего прочего, в связи с нерешенностью у нас жилищного вопроса [4]. Дискуссионной, по мнению Харламова В. С., является норма о свидетельских показаниях жертвы (ч.5. п.4 Модельного законодательства ООН), которая может создать почву для лжесвидетельств. При минимуме доказательств увеличивается возможность совершения ошибки при рассмотрении решения правоохранительными органами. Однако, в соответствии с ч.4. п. «в» Модельного законодательства ООН, суд может обязать истицу отплатить расходы и возместить ущерб, в случае, если претензии на охранный ордер не обоснованы.

Таким образом, стоит отметить, что за рубежом институт охранного ордера является достаточно эффективным и удобным средством защиты жертв внутрисемейного насилия, однако вопрос о введении в российские реалии остается открытым.

Литература:

  1. Харламов Валентин Станиславович Институт охранного ордера в зарубежном законодательстве как инструмент защиты личности от внутрисемейного насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-ohrannogo-ordera-v-zarubezhnom-zakonodatelstve-kak-instrument-zaschity-lichnosti-ot-vnutrisemeynogo-nasiliya (дата обращения: 29.10.2019).
  2. Чураков Александр Владимирович Запрет на посещение места жительства как мера безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapret-na-poseschenie-mesta-zhitelstva-kak-mera-bezopasnosti (дата обращения: 29.10.2019).
  3. Шестаков Д. А. Теоретические основы семейной криминологии в применении к противодействию внутрисемейным насильственным преступлениям // Социально-психологические, уголовно-правовые и криминологические проблемы семейно-бытового насилия. Материалы международной научно-практической конференции. Баку: Академия полиции Азербайджана, 2016. С. 17–24.
  4. Решение по делу «Володина против России» // Европейский суд по правам человека. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng-press?i=003–6454727–8498144 (дата обращения: 29.10.2019)
  5. Законопроект № 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390–6 (дата обращения: 29.10.2019).
  6. Законопроект № № 1183394–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183394–6 (дата обращения: 29.10.2019).
  7. Закон Азербайджанской Республики от 22 июня 2010 г. № № 1058–111Q «О предотвращении бытового насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/legislation/country/43/section/legislation/topic/25 (дата обращения: 29.10.2019).
  8. Закон Республики Армения от 30 декабря 2017 г. № ЗР-320 «О предотвращении насилия в семье, защите лиц, подвергшихся насилию в семье, и восстановлении солидарности в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/legislation/topic/25/country/45 (дата обращения: 29.10.2019).
  9. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-IVЗРК «О профилактике бытового насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/21 (дата обращения: 29.10.2019).
  10. Закон Киргизской Республики от 27 апреля 2017 г. № 63 «Об охране и защите от семейного насилия» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/20 (дата обращения: 29.10.2019).
  11. Закон Республики Молдова от 1 марта 2007 г. № 45-XVI «О предупреждении и пресечении насилия в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/14 (дата обращения: 29.10.2019).
  12. Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 954 «О предупреждении насилия в семье» // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/ru/legislation/section/legislation/topic/25/country/49 (дата обращения: 29.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): охранный ордер, защитное предписание, Молдова, Республика, Азербайджан, семейно-бытовое насилие, Армения, Казахстан, семья, Киргизская Республика.


Ключевые слова

предупреждение, насилие в семье, охранный ордер, защитное предписание

Похожие статьи

Развитие семейного права Кыргызской Республики...

В семейном праве Республики Кыргызстан произошли значительные изменения. Причем эти процессы происходили параллельно как в Киргизии, так и в

Определение места и значения институтов супружества, повышение роли и статуса семьи в обществе, дальнейшее развитие...

Сравнительно-правовое исследование уголовного...

В настоящее время в состав СНГ входят десять государств: Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Республика...

Домашнее насилие и пути его преодоления в современном...

Хочется отметить, что до недавнего времени такого понятия как домашнее насилие в Российской Федерации не существовало.

В соответствии со статьей 1 проекта Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» семейно-бытовое...

Основы семейного права в Казахстане и возможности его развития

В Республике Казахстан определено семейное право нормами конституционного права, в части пунктов 1,2,3 ст. 27 Конституции РК: находятся под защитой государства — брак и семья, материнство, отцовство и детство; естественным правом и обязанностью родителей является...

Особенности предупреждения домашнего насилия в Российской...

Вы когда-нибудь задумывались, сколько граждан Российской Федерации ежедневно подвергается семейно-бытовому насилию от рук домашнего тирана? К сожалению, статистика по домашнему насилию в России фрагментарна, труднодоступна...

Наказание в виде ареста в современном уголовном...

В ч. 2 ст. 46 УК Республики Казахстан указывается, что в случае замены привлечения к общественным работам, исправительных работ или штрафа арестом он

Так, в УК Казахстан, Кыргызии, Молдова и Украины указывается три категории лиц, к которым не применяется арест.

Кыргызстан в мировом сообществе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются основные концепции формирования долгосрочных и среднесрочных целей развития Кыргызской Республики и выбор соответствующей стратегии для их решения. Влияние мирового сообщества на общее направление внешней политики государства.

Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству

На территориях стран Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Молдова, унитарное государство, Президент, Правительство

Молдова — унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы.

Законодательную власть в Азербайджане осуществляет постоянно действующий...

Похожие статьи

Развитие семейного права Кыргызской Республики...

В семейном праве Республики Кыргызстан произошли значительные изменения. Причем эти процессы происходили параллельно как в Киргизии, так и в

Определение места и значения институтов супружества, повышение роли и статуса семьи в обществе, дальнейшее развитие...

Сравнительно-правовое исследование уголовного...

В настоящее время в состав СНГ входят десять государств: Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Республика...

Домашнее насилие и пути его преодоления в современном...

Хочется отметить, что до недавнего времени такого понятия как домашнее насилие в Российской Федерации не существовало.

В соответствии со статьей 1 проекта Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» семейно-бытовое...

Основы семейного права в Казахстане и возможности его развития

В Республике Казахстан определено семейное право нормами конституционного права, в части пунктов 1,2,3 ст. 27 Конституции РК: находятся под защитой государства — брак и семья, материнство, отцовство и детство; естественным правом и обязанностью родителей является...

Особенности предупреждения домашнего насилия в Российской...

Вы когда-нибудь задумывались, сколько граждан Российской Федерации ежедневно подвергается семейно-бытовому насилию от рук домашнего тирана? К сожалению, статистика по домашнему насилию в России фрагментарна, труднодоступна...

Наказание в виде ареста в современном уголовном...

В ч. 2 ст. 46 УК Республики Казахстан указывается, что в случае замены привлечения к общественным работам, исправительных работ или штрафа арестом он

Так, в УК Казахстан, Кыргызии, Молдова и Украины указывается три категории лиц, к которым не применяется арест.

Кыргызстан в мировом сообществе | Статья в журнале...

В статье рассматриваются основные концепции формирования долгосрочных и среднесрочных целей развития Кыргызской Республики и выбор соответствующей стратегии для их решения. Влияние мирового сообщества на общее направление внешней политики государства.

Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству

На территориях стран Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Молдова, унитарное государство, Президент, Правительство

Молдова — унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы.

Законодательную власть в Азербайджане осуществляет постоянно действующий...

Задать вопрос