Приёмы раскрытия характеров героев в романе Т. Каипбергенова «Зеница ока» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.11.2019

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Орымбетова, Н. Б. Приёмы раскрытия характеров героев в романе Т. Каипбергенова «Зеница ока» / Н. Б. Орымбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64421/ (дата обращения: 26.04.2024).



Роман видного каракалпакского писателя Толепбергена Каипбергенова «Зеница ока» является произведением, в котором раскрыты проблемы застойного периода, где автор основным принципом изображения выбирает реализм, верность жизненной правде.

Действие романа «Зеница ока» начинается в совхозе «Жаналык» с коллективного собрания, на котором жителей знакомят с новым директором. Это молодой человек — Жаксылык Давлетов. Одолевают сомнения Давлетова. Он никогда ранее не работал на руководящей должности и размышляет о том, правильно ли сделал, дав свое согласие. Ведь перед ним стоит трудная задача — исправить ошибки, допущенные бывшим руководством и завоевать доверие народа.

Новый директор решил ознакомиться с хлопковыми плантациями, но оказалось, что здесь дела идут неважно. В совхозе много неучтенных гектаров земли было отведено под хлопковые и рисовые поля. В результате для работы на этих полях не хватает рабочих рук, топлива, запчастей, удобрений, денег. Стоя у хлопковых полей, Давлетов размышлял: «Необъятны наши поля, сколько же гектаров составляют эти хлопковые плантации? По сводке, засеянных гектаров меньше. А здесь полям конца края не видно». [1, с. 107]. Хлопковые поля не поливаются вовремя. Когда Давлетов решил выяснить в чем же дело, выясняется, что поливные работы специально остановлены бывшим директором Сержановым и его приспешниками, чтобы внести разнобой в работу нового директора. На одном из выступлений Давлетов говорил о необходимости экономить воду. Эту его фразу истолковали по-своему: мол новый директор говорил, что хлопковые поля нужно поливать, экономя воду. «Почему же приказ директора истолковали по-другому? Здесь лежит какая-то тайна» — недоумевает Давлетов.

Конфликты в произведении служат развитию сюжета, раскрытию характеров. Через конфликты мы узнаем новое о Давлетове. Убеждаемся, что он глубоко мыслящий, рассудительный, терпеливый человек. Понимает, что люди с нечистой совестью готовы «вставить палки в колеса» в его работу.

Чтобы выяснить, сколько засеяно неучтенных гектаров земли, Давлетов решает создать комиссию по обмеру посевных площадей. Конфликт, назревающий вокруг этого события, является основным конфликтом романа. Он позволяет раскрыть мировоззрение героев, их отношение к государственной и личной собственности. На партийном собрании, где ставился вопрос о новом обмере посевных площадей, между Сержановым и Давлетовым происходит диалог, который раскрывает их противоречивые взгляды на жизнь. Этот диалог является важным в понимании характеров двух героев и дает толчок к дальнейшему развертыванию сюжета. Писатель показывает своего героя Давлетова всесторонне, ставит его в реальные конфликтные ситуации.

Беспокойство Сержанова против нового обмера земель понятно. Ведь за счет этих неучтенных в документах, припрятанных посевов совхоз ежегодно перевыполнял план по сдаче хлопка и риса. На за работу на этих внеплановых участках рабочим не выплачивалась зарплата, не было учтено горючего, дополнительных запчастей. И эти издержки сказывались на экономике совхоза, били по карманам простых жителей. Писатель описал конкретный эпизод и умело внес его в общую ткань произведения.

В романе «Зеница ока» характер нового директора и других героев конкретизируется в горячий период хлопковой страды. Секретарь райкома Нажимов посылает телефонограмму в совхоз с требованием повысить дневную сдачу хлопка-сырца до двух процентов. А заместителю директора Ержану Сержанову позвонив лично, поручает выполнить в трехдневный срок план по заготовке овощей, фруктов. Давлетов в недоумении: как же выполнить этот странный приказ? Но, присмотревшись, он выясняет, что есть, оказывается, разгадка тайны. Такие поручения были привычным делом: в некоторых бригадах раскрывшийся и готовый к сбору хлопок специально придерживают до получения такого приказа сверху.

Чтобы раскрыть характеры героев глубоко и всесторонне, автор использовал испытанные приемы — внутренний монолог, диалог.

Внутренний мир героев романа глубже раскрываются в эпизоде на заседании бюро райкома. Нажимов отчитывает Давлетова за то, что он не выполнил приказ. Если до сих пор план сдачи молока, бахчевых культур составлял в совхозе 50 процентов, по после личной просьбы Нажимова, Сержанов умудрился сдать оставшиеся 50 процентов за 3 дня. За что секретарь райкома выражает Сержанову благодарность. Но новый директор, отличавшийся честностью, прямолинейностью, в данной ситуации не может закрыть глаза на факт очковтирательства, так как он знал секрет этого быстрого успеха. На бюро райкома он открыто говорит о проделанной махинации. «Не сдавали мы молоко на молокозавод. Мы купили его. А овощи продали месяц назад на рынке спекулянтам, деньги же внесли согласно твердым оптовым ценам ларька «Заготплодовощ». Вот как мы выполнили половину плана за три дня». [1, с. 213]

Это выступление Давлетова на заседании бюро райкома свидетельствует о его смелости, справедливости, принципиальности, об ответственности, о серьезном отношении к делу. Автор в образе Давлетова воплотил лучшие качества человека — руководителя, которых было немало. Его образ был бы неубедительным, надуманным если бы автор сообщил справочные данные о герое, говорил бы о нем только хорошее, от этого образ проиграл бы. Образ Давлетова — несомненная удача и заслуга писателя.

Некоторые члены совхоза пытаются работать, используя такие привычные методы застойного периода как хищение, приписка. Давлетов разоблачает аферу бригадира Ельбая, когда тот приносит на подпись ведомости с фамилиями несуществующих людей.

Чтобы образы выгляделижизненными, автор изображает их в динамичном развитии, раскрывая характер героев, заостряет внимание на психологических моментах состояния персонажа, на его раздумьях, мыслях, переживаниях, используя художественный прием внутреннего монолога.

Как отмечают многие исследователи использование внутреннего монолога в раскрытии характера героя позволяет усилить и углубить его психологизм. [2, с. 60]

Каипбергенов, показывая ход мыслей героя, использует следующие виды монолога: воспоминания, размышления. Например, «Но я не радуюсь чужой гибели. Не радуюсь. Не хотел «гробить» директора «Жаналыка». Не думал об этом! «Не просился на его должность. Назначили. Заставили. Оправдание тебе одно: поднимешь хозяйство, тогда люди тебя поймут; Но вряд ли душа Сержанова примет этот защитный лепет?» [1, с. 27]. «Чудной народ этот «Жаналыкцы». Могут вывести из терпения кого угодно. Надо же так привязаться к Сержанову. Ничем не оторвешь. Не хотят «Жаналыкцы» чтобы Сержанов уходил от них». [1, с. 26]

Эти мысли, одолевавшие Давлетова в период, когда его знакомят с жителями «Жаналыка» в качестве нового директора. Особый эффект этому эпизоду придает стремление автора показать переживания, тревоги Давлетова в совершенно новой для него ситуации. Естественным и понятным для каждого являются сомнения человека, оказавшегося в новой для него роли. Посредством внутренних монологов Давлетов представлен читателям не как запланированный идеал положительного героя, а как человек, живущий рядом с нами, со всеми его достоинствами и недостатками.

Мастерство Каипбергенова заключается в том, что он своевременно, к месту использует монологи, выбирая удачные эпизоды, конфликтные ситуации. Герой романа Давлетов, прежде чем предпринять какое-либо решение, сначала спокойно, не спеша обдумает каждую деталь. Поэтому, в раскрытии его характера автор использует внутренние монологи более часто и монологи имеют более развернутую форму.

Родителей Давлетов не помнил. Он потерял их в раннем детстве. Бабушка Айлар воспитала и вырастила его, была для него единственным родным человеком. И, став взрослым, через много лет Давлетов понимает, разгадку многих таинственных слов бабушки, которые тогда в детстве, казались для него странными.

Возвращаясь после собрания в «Жаналыке», Давлетов останавливается у холмов старой Айлар, вспоминает свое голодное детство, трудные военные годы. Он вспоминает одноногого солдата, давшему ему буханку хлеба, которая спасла жизнь Давлетову и его бабушке. Этим солдатом оказался отец Шарипы — Нуржан.

В жизненно важные моменты, желая поделиться своими сомнениями, герой приходит к пескам старой Айлар, чтобы у истоков своего детства найти ответы на волнующие его вопросы. Придя к пескам старой Айлар, Давлетов размышляет о своей судьбе, семье, о взаимоотношениях с женой — Светой, с Шарипой. Как и всякий человек он в жизни не раз ошибался, да и в семейных вопросах не знал иногда, где найти правильное решение. Жена его, Света, считает, что им достаточно иметь одного ребенка. И поэтому, кроме восьмилетней Айлар, у Давлетовых не было детей. «Не смог заставить жену родить хотя бы второго ребенка. С собственной женой не сладил, а собирается управлять сотнями людей». [1, с. 175] Эти монологи помогают узнать героя ближе.

Монолог способствует раскрытию взаимоотношений Давлетова и его жены. Постепенно, разговоры о детях стали для них как бы запретной темой, они стали избегать их, чтобы не возникла между ними ссора. Давлетов сожалел всегда о том, что уступил просьбам жены и не мог себе простить этого. «Давлетов рос один, а у его сверстников было по шесть, семь братьев и сестер. И из-за этого постоянно ощущал в своей судьбе какую-то недожитость. И теперь мечтал стать многодетным отцом, к тому же не хотел, чтобы маленькая Айлар со временем тоже ощутила чувство «недожитости». Но Светлана противилась». [1, с. 177] Быть может в ту ночь его к Шарипе погнало чувство засевшей обиды к жене, нежелание Светы понять мужа. [3, с. 64]

В самых трудных ситуациях Давлетов остается верен своим принципам. Когда на него поступает анонимка в районный центр, то его не волнует собственная репутация, он первым делом беспокоится об авторитете Шарипы. «Нет, она ни в чем не виновата. Во всем случившимся виновен я один.Она даже из-за меня замуж не вышла. А теперь должна страдать. Не хватало того, чтобы она осрамилась на весь район». [1, с. 223] Мы видим смелость Давлетова признать собственные ошибки, делать выводы из своих и чужих просчетов, стремление бороться за справедливость и правду, охранять их как зеницу ока.

Мастерство автора проявилось и в создании характера Ержана Сержанова. Удача заключается в том, что он сумел изобразить образ типичного человека эпохи застоя. Это корыстолюбивый, хитрый человек, возглавлявший совхоз почти четверть века. Он думал и работал по старинке, осторожно, осмотрительно. Он умел приспосабливаться к неожиданным случайностям. Главный его принцип в жизни — уметь держаться. «Если умеешь держаться — дорога ли ухабиста, конь ли споткнулся — шею не сломаешь». [1, с. 40]

В романе «Зеница ока» следующим испытанным проверенным приемом раскрытия характеров является диалог. На диалог возлагаются следующие функции: конкретизировать характеры героев, динамически развивать сюжет, придать конфликтам естественный правдоподобный характер. Использование диалога служит построению композиционной структуры произведения. В некоторых случаях одно-единственное слово в речи характеризует героя, раскрывает внутренний мир. При этом многое зависит от умения автора своевременно использовать диалог. Диалоги в романе отличаются остротой, злободневностью.

В романе диалоги помогают нам стать свидетелями многих событий и позволяют плавно перейти от развития одной сюжетной линии к другой. В самом начале романа, Нажимов в разговоре с Сержановым, невзначай, упоминает имя Шарипы Сержановой и ее отца Нуржана, говорит, что она известный ученый-гидролог, и поэтому заслужила квартиру в райцентре. Писатель в данном случае возложил на диалог композиционную функцию. Этот диалог знакомит нас с будущими персонажами романа и готовит почву для дальнейшего развития сюжета.

Диалоги отражают ту или иную общественную или личную проблему. Примером могут служить диалоги между Давлетовым и его женой Светланой, Ержаном Сержановым и его братом Нуржаном, Сержановым и завмагом. Речь каждого персонажа индивидуальна, соответствует характеру героя, его психологическому состоянию.

В раскрытии характеров героев романа основную роль играют социально — общественный, бытовой, семейный конфликты, способствуя развитию сюжета.

Целостная сюжетная линия Т. Кипбергенова «Зеница ока» служит раскрытию отрицательных явлений застойного периода как очковтирательство, приписка, безхозяйственность, взяточничество, воровство. Характеры героев романа показаны без идеализации, со всеми противоречиями и выглядят убедительно.

В романе «Зеница ока» Т. Каипбергенов подводит к мысли, что человечность превыше всего и ее мы должны беречь как зеницу ока.

Литература:

  1. Каипбергенов Т. «Зеница ока». Роман. Москва. «Советский писатель». 1986, 232 стр.
  2. Гинзбург Л. «О психологической прозе». Л. 1977, 330с.
  3. Есенов Ж. Шеберликтин сырлары. Нукус, 1986. 64–76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): диалог, внутренний монолог, застойный период, зеница, характер героев, заседание бюро райкома, неучтенный гектар земли, обмер посевных площадей, развитие сюжета, раскрытие характеров.


Похожие статьи

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Взаимоотношения персонажей вне их диалогов не могут быть выявлены сколько-нибудь конкретно и ясно. Они проявляются в обращенности к сознанию Другого, в стремлении быть услышанными и понятыми, т. е. в том, что является неотъемлемой чертой диалога.

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

Н. В. Гоголь считал одной из самых существенных задач реалистического искусства — умение раскрыть любой характер и изведать его до «первоначальных причин». Важным орудием этой науки Гоголь считал язык.

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

Обилие героев ролевой лирики в творчестве Блока приходится на ранний период его творчества. Большое количество лирики, в основе которой лежит ситуация стандартизации, приходится на лирические циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Проблема нравственности в современном обществе (на примере...)

Диалог – это самая распространённая форма общения героев произведений В.М. Шукшина.

Внутренний монолог Сашки является нечто большим, чем просто рассуждение и поиск ответа на

Диалог является способом раскрытия «речевой маски», традиционно понимаемой в...

Борьба нового со старым в романе Л. Леонова «Соть»

Рубеж XIX — XX веков и последующие несколько десятилетий, сплетённые в одну историческую и логическую канву, стали для России наиболее трагичным и зловещим периодом её цивилизационного развития.

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Кроме того, сказочный текст с диалогами животных и героев создают определенный эмоциональный фон для развития речи.

Активно применяются приемы для развития ассоциативного мышления: 1) ассоциативные цепочки: дети выстраивают их по сюжету [4, с...

Внутреннее переселение дехканских хозяйств из горных...

В статье обращено внимание на некоторые проблемные моменты во время внутреннего переселения дехканских хозяйств из горных и других районов в Вахшскую долину. Ключевые слова : внутреннее переселение, горные районы, ирригация, мелиорация, хлопок-сырец.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа...

Похожие статьи

Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.

Взаимоотношения персонажей вне их диалогов не могут быть выявлены сколько-нибудь конкретно и ясно. Они проявляются в обращенности к сознанию Другого, в стремлении быть услышанными и понятыми, т. е. в том, что является неотъемлемой чертой диалога.

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

Н. В. Гоголь считал одной из самых существенных задач реалистического искусства — умение раскрыть любой характер и изведать его до «первоначальных причин». Важным орудием этой науки Гоголь считал язык.

Механизмы ввода героя-маски А.А. Блока в художественное...

Обилие героев ролевой лирики в творчестве Блока приходится на ранний период его творчества. Большое количество лирики, в основе которой лежит ситуация стандартизации, приходится на лирические циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Проблема нравственности в современном обществе (на примере...)

Диалог – это самая распространённая форма общения героев произведений В.М. Шукшина.

Внутренний монолог Сашки является нечто большим, чем просто рассуждение и поиск ответа на

Диалог является способом раскрытия «речевой маски», традиционно понимаемой в...

Борьба нового со старым в романе Л. Леонова «Соть»

Рубеж XIX — XX веков и последующие несколько десятилетий, сплетённые в одну историческую и логическую канву, стали для России наиболее трагичным и зловещим периодом её цивилизационного развития.

Использование сказочных сюжетов в развитии речи детей

Кроме того, сказочный текст с диалогами животных и героев создают определенный эмоциональный фон для развития речи.

Активно применяются приемы для развития ассоциативного мышления: 1) ассоциативные цепочки: дети выстраивают их по сюжету [4, с...

Внутреннее переселение дехканских хозяйств из горных...

В статье обращено внимание на некоторые проблемные моменты во время внутреннего переселения дехканских хозяйств из горных и других районов в Вахшскую долину. Ключевые слова : внутреннее переселение, горные районы, ирригация, мелиорация, хлопок-сырец.

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа...

Задать вопрос