Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Могушкова, Т. С. Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов / Т. С. Могушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64104/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена романтизму в рассказах М. Горького 1890-х годов. Рассмотрена связь между героем и пейзажем.

Ключевые слова: Горький, писатель, романтизм, свобода.

Произведения М. Горького были выпущены в свет в девяностых годах XIX века. Тогда уже начинались революционные настроения, стремления изменить мир, поменять устоявшиеся идеалы. В это время герои низвергались, прославлялись средние люди, презирались мелкие души и слишком высокомерные. Жизнь потеряла свой смысл, как что-то величественное.

Писатель М.Горткий стал тем человеком, который пытался выразить в литературе новый виток освободительных движений. Буржуазные настроения привели писателя к тому, что он не отрицал подвиг, а наоборот, заставляли его искать геройство в романтике.

Ранний Горький отрицал мещанство. Он был романтиком до тех пор, пока действительность не стала для него конкретной, а не сказочной. И. Горький любил жизнь, восхищался людьми, надеялся, что новый век принесёт с собой новую жизнь, полную романтики. [3, с. 450]

Первый рассказ «Макар Чудра» показывает, как писатель восхищался людьми, их умением любить. История любви Лойко Зобара и Рады показывает, как два абсолютно разных человека любят друг друга, при этом не забывая про своё стремление к свободе. Во имя свободы и воли герои не стали жалеть свои жизни, а наоборот, пожертвовали ими.

Горькому важно, чтобы у человека была сильная, могучая, естественная страсть. По-мнению Горького, люди заслуживают счастья, все они родились для свободы.

В рассказе «Макар Чудра» цыганский табор представлен общиной, живущей по строгим законам. Но эти законы не унижают людей, а наоборот, прославляют их, подчёркивают устремлённость к воле. Тем самым автор подчеркнул свою ненависть к мещанам, у которых смысл жизни — это мелкие страсти.

Другое произведение, подходящее под романтические идеалы писателя, «Песнь о Соколе». Горький через спор между героем Соколом и мещанином Ужом передаёт своим читателям мысль, что подвиг необходим, даже если он не будет когда-либо оценён окружающими.

Писатель восхваляет безумцев, жертвующих собой, даже не ставя перед собой цели получить уважение и понимание со стороны общества. Такое поведение героев очень противоречиво для народов, живущих на Кавказе, которые своими действиями словно подстраиваются под мнение соседей или родственников. Такая мысль была созвучна эпохе, живущие в которой люди почти потеряли потребность в героическом. Горький искренне верит, что не бывает пустых жертв, если они необходимы для светлого будущего.

«Песня о буревестнике» — это настоящий призыв к революции, «буре». Писатель надеется, что жертвы, которые понесёт с собой революция, не будут напрасны. И всегда, чтобы что-то получить в будущем, необходимо прилагать усилия.

Стиль произведений М.Горького отличается от стилей других его современников. Писатель использует символику, гиперболу, противопоставления. Он уделяет много внимания пейзажу. Степи, горы и море — важная составляющая всех его работ.

Герои писателя также своеобразны. Они обладают великодушием, отвращением к малодушию. Их речь всегда взволнованна, патетична, не обыденная, а глубокая. Одна фраза, а сколько в ней смысла, силы, стремления к воли.

Сказочный стиль молодого писателя был создан с целью украсить обыденную жизнь. Вымыслы произведений должны были смотивировать людей на поступки, на революцию.

Спустя какое-то время, когда романтизм писатель немного спадает, он начинает понимать, как важно передать публике социальную и бытовую характеристику персонажей. Поэтому он наделяет их особенностями, которые характерны для людей низшего слоя, маргиналов, «обитателей дна».

У писателя появляется свой мир, где прослеживаются черты той России, в которой он жил. Однако художественная реальность М. Горького существует по собственным внутренним законам, которые сильно отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века. [1, с.100] Так, природа тесно связана с состоянием душ персонажей, что является главной чертой романтизма.

Море из «Челкаша», лес из «Данко», степи из «Деда Архипа и Леньки» меняются вместе с душевными переживаниями героев. В начале рассказов природа также спокойна, как и души героев. Но это продолжается до тех пор, пока они не сталкиваются с окружающей действительностью. Вот тут постепенно накаливаются эмоции персонажей, их переживания достигают кульминационного момента, и сама природа начинает бушевать, начинаются грозы и бури.

У природы двойственный образ. Она помогает, создавая все условия для вольной жизни, как это показано в «Старухе Изергиль», но также противостоит героям, которые вынуждены бороться со стихией. Сюда можно отнести портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. Здесь люди создали свою реальность, которая «поработила и обезличила их». И будет лучше, если она исчезнет в тот момент, когда персонажи смогут победить свои слабости и трусость.

Но настоящая природа всегда будет живой, которая воплощается в вечный закон жизни. Может быть, поэтому рассказы М. Горького заканчиваются описаниями природы, которая символизирует неподвластную мелким страстям красоту и гармонию окружающего мира.

Главные персонажи тесно связаны с пейзажем. Вокруг природы строится повествование. Например, Челкаш лишь в море чувствует себя вольным, а умирающий Ларра смотрит в небо. В лучших традициях романтизма выявляется связь между героем и природой.

Как и всегда, главный герой — изгой, он одинок. У него нет единомышленников. Через этих героев писатель воплощает свои идеи, хоть и не ставя героев в виде второго «я». [2, с.300]

Каждый герой идет рука об руку вместе с антагонистом, с которым вступает в конфликт, лежащий в основе сюжета. Интересно, что свободные герои всегда конфликтуют с теми героями, которые зависят от мнения окружающих. Это борьба двух свобод — свободы для всех и свободы для себя. Свободой для себя бредил Данко. Свободой для других жил Ларра.

Горький связывает своих свободных героев с птицами, олицетворяет их свободу с легкостью и парением птиц. И даже погибая из-за предательства других, они остаются победителями, сводобными в душе.

Романтизм Горького в какой-то мере воплощает в себе мысли свободолюбивых современников Горького, которые стремятся быть вольными; романтизм писателя заключён в желании жить.

Литература:

  1. Балухатый С. А. М.Горький. 1868–1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 2014. С.33–78.
  2. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. — М.: Государственное изд-во художественной литературы, 2014. — 562 с.
  3. Горький Максим. Избранное. — М.: Издательство АСТ. — 2014, 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, писатель, свобода, жизнь, природа.


Ключевые слова

романтизм, свобода, писатель, Горький

Похожие статьи

герой, мотив равнодушия, смерть, том, смысл жизни, свобода...

Не о смысле жизни ли размышляет писатель? Возможно, о смысле, но не о счастье.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев... Кроме того, главный герой

Кроме того, главный герой, уставший от поисков смысла жизни у солнца и неба, решает...

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Отношение главного героя повести «Гражданин убегающий» к природе заслуживает отдельного внимания.

Природа в повести «Гражданин убегающий» отождествляется с женщиной, которую не может покорить главный герой и потому испытывает все большую страсть к их перемене и...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы. Ключевые слова:человек, свершенный человек, индивид, общество, негативная

Попытки осознания природы человека и смысла его жизни естественным образом приводят к понятию совершенного человека...

Мужчина-охотник в натурфилософской прозе второй половины XX...

Для писателя жизнь и природа – «тождественные понятия в своей родовой основе, это устойчивая субстанция человеческого бытия»

Этот симбиоз дарит человеку бессмертие, или, со слов героя, свободу – «такое духовное состояние, когда нет уже <…> никаких желаний <…>»

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Осмысление изменений, происходящих в жизни героев

Это лаконичный символ природы, обозначающий женскую красоту, молодость, краткость бытия, быстротечность мирской жизни.

Чехов - русский писатель в самом глубоком определении этого понятия. Не только в силу его...

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе...

«В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни, подражает им, воспитывается на их примере.

Природа феномена героизма исследуется в различных аспектах.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Статья рассматривает традиционную для русской литературы тему природы и человека. Особенное внимание уделяется природе как средству передачи внутреннего мира и переменных состояний героев повести «Котлован».

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье, равнодушие мира, жизнь, герой. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции... В статье рассматривается понятие «свобода» и ее роль в жизни человека в...

Похожие статьи

герой, мотив равнодушия, смерть, том, смысл жизни, свобода...

Не о смысле жизни ли размышляет писатель? Возможно, о смысле, но не о счастье.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев... Кроме того, главный герой

Кроме того, главный герой, уставший от поисков смысла жизни у солнца и неба, решает...

«Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...)

Отношение главного героя повести «Гражданин убегающий» к природе заслуживает отдельного внимания.

Природа в повести «Гражданин убегающий» отождествляется с женщиной, которую не может покорить главный герой и потому испытывает все большую страсть к их перемене и...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы. Ключевые слова:человек, свершенный человек, индивид, общество, негативная

Попытки осознания природы человека и смысла его жизни естественным образом приводят к понятию совершенного человека...

Мужчина-охотник в натурфилософской прозе второй половины XX...

Для писателя жизнь и природа – «тождественные понятия в своей родовой основе, это устойчивая субстанция человеческого бытия»

Этот симбиоз дарит человеку бессмертие, или, со слов героя, свободу – «такое духовное состояние, когда нет уже <…> никаких желаний <…>»

О поэтике «Вишнёвого сада» А. П. Чехова: христианские мотивы...

Осмысление изменений, происходящих в жизни героев

Это лаконичный символ природы, обозначающий женскую красоту, молодость, краткость бытия, быстротечность мирской жизни.

Чехов - русский писатель в самом глубоком определении этого понятия. Не только в силу его...

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе...

«В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни, подражает им, воспитывается на их примере.

Природа феномена героизма исследуется в различных аспектах.

Состояние природы как отражение внутреннего мира героев...

Статья рассматривает традиционную для русской литературы тему природы и человека. Особенное внимание уделяется природе как средству передачи внутреннего мира и переменных состояний героев повести «Котлован».

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

счастье, главный герой, герой повести, смысл жизни, любовь, истинная свобода, истинное счастье, равнодушие мира, жизнь, герой. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции... В статье рассматривается понятие «свобода» и ее роль в жизни человека в...

Задать вопрос