Адаптация основных экономических направлений стран — участниц Евразийского экономического союза как механизм формирования единой экономической политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.11.2019

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Святенко, А. А. Адаптация основных экономических направлений стран — участниц Евразийского экономического союза как механизм формирования единой экономической политики / А. А. Святенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63861/ (дата обращения: 04.05.2024).



С начала функционирования Евразийского экономического союза (далее — Союз) произошло углубление интеграции по всем направлениям. В результате появилась тенденция конвергенции и улучшения отдельных показателей социально-экономического развития государств-членов. Однако уже сейчас появляется необходимостью поиска оптимального решения основных проблем на пути дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, международная интеграция, взаимная торговля.

Since the beginning of the functioning of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the Union), integration in all areas has deepened. As a result, there was a tendency for convergence and improvement of individual indicators of the socio-economic development of member states. However, it now appears necessary to find the optimal solution to the main problems on the way to the further development of integration processes within the Union.

Keywords: Eurasian Economic Union, international integration, mutual trade.

За годы, прошедшие с начала реализации евразийского интеграционного проекта в 2010 году, достигнут значительный прогресс в деле регуляторного сближения стран-участниц и повышения качества сотрудничества между их экономическими субъектами. Евразийский экономический союз, учрежденный в соответствии с Договором о Союзе от 29 мая 2014 г., стал опорой успешного развития и гарантом обеспечения общих интересов государств-членов — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Благодаря увеличению взаимной торговли в рамках внутреннего рынка ЕАЭС, удалось обеспечить дополнительный экономический рост в размере 1,25 % совокупного ВВП, расширение использования национальных валют во взаимных расчетах, а также экономическое и социальное сплочение государств-членов.

Так, в 2017 г. отмечался рост как взаимной торговли — на 27,3 %, так и внешней торговли — на 24,5 % (к 2016 г.) 4. В I полугодии 2018 г. объем взаимной торговли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возрос на 15 %, внешней — на 22,5 %.

Поставки во взаимной торговле (в 2017 г.) увеличили все государства: Армения — на 45,0 %, Беларусь — на 19,9 %, Казахстан — на 33,9 %, Кыргызстан — на 21,1 %, Россия — на 29,4 %. По итогам I полугодия 2018 г. тенденция сохранилась — поставки во взаимной торговле увеличились: Армения — на 32,9 %, Казахстан — на 17,6 %, Россия — на 17,9 %, Кыргызстан — на 30,5 %, Беларусь — на 6,6 %.

Также все государства-члены нарастили объем внешней торговли (в 2017 г.): Армения — на 24,9 %, Казахстан — на 24,8 %, Россия — на 24,6 %, Беларусь — на 23,5 %, Кыргызстан — на 10,1 %. По результатам I полугодия 2018 г.: Армения — на 32 %, Казахстан — на 21,7 %, Россия — на 22,4 %, Беларусь — на 23,7 %, Кыргызстан — на 24,7 %.

В целом по ЕАЭС и по каждому из государств-членов в отдельности наблюдалось увеличение объема ВВП. В 2017 г. прирост ВВП ЕАЭС на 1,8 % связан с положительной динамикой ВВП во всех государствах-членах [10].

Однако, по некоторым направлениям интеграции (обращение опасных отходов, алкогольной продукции, драгоценных металлов и камней, а также перемещение товаров, в отношении которых одним из государств-членов применяются специальные экономические меры, по территории других государств-членов («санкционных» товаров)) государствам-членам не удалось достигнуть консенсуса, поэтому в Договор был включен ряд рамочных положений. Такой подход был выбран, чтобы понаблюдать в процессе функционирования Союза за реализацией основных направлений интеграции и, в случае выявления необходимости, впоследствии углубить интеграцию в тех или иных сферах и в большей степени вовлечь их в правовое поле Союза. Таким образом, в Договоре о Союзе была заложена неодинаковая глубина интеграции четырех свобод.

При этом цели Союза актуальны и остаются незыблемыми — это создание условий для развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, стремление к формированию единых рынков в рамках Союза, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.

Также, на фоне стремительной трансформации глобальной экономики и мироустройства само содержание «экономического союза» становится более глубоким и емким, его форматы и уровни сотрудничества меняются по сравнению с 2014 г. Союзу необходимо этим изменениям соответствовать.

Современному интеграционному объединению для реализации поставленных целей и противостояния глобальным вызовам уже нельзя ограничиваться только торговлей и экономикой, а необходимо учитывать социально-экономическую сферу, экологию, научно-образовательный потенциал, развитие IT-технологий [3]. Ощущается недостаток интеграционных связей в реальном секторе, кооперационный потенциал государств-членов реализуется не в полном объеме, недостаточно активно развивается высокотехнологичный сектор экономики (биотехнологии, искусственный интеллект и т. д.). Так, одним из ярких примеров соответствия Союза глобальным тенденциям является то, что Союз, несмотря на отсутствие темы цифровой повестки в Договоре о Союзе, своевременно включил ее в интеграционные процессы, что теперь позволяет ему развиваться в мейнстриме мировых трендов и обеспечивать в будущем сильные позиции в мировой архитектуре.

Таким образом, если ограничиться выполнением только закрепленной в Договоре о Союзе программы, существует большая вероятность оказаться в ситуации неоправданных ожиданий — достигнутого к 2025 г. уровня интеграции (установленного сейчас Договором о Союзе) будет недостаточно для ответа на глобальные экономические вызовы, а значит, Союз не будет соответствовать мировым трендам и не будет востребован ни государствами-членами, включая бизнес, ни мировым сообществом.

Главы государств-членов Союза, в полной мере осознавая необходимость актуализации содержания «экономического союза» и определения вектора дальнейшего развития Союза, поручили разработать и представить на заседании ВЕЭС проект Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Союза [10].

Декларация подписана главами государств-членов на заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. Представленный в настоящем докладе комплекс предложений может стать основой переговорного процесса при подготовке документа, определяющего стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и раскрывающего конкретные механизмы и мероприятия по реализации принятой Декларации [10].

Для развития Союза и достижения его целей уже недостаточно только продолжать работу по укреплению фундамента Союза — своевременно и максимально качественно реализовать «программу до 2025 г”. [9], не допуская наличия барьеров на внутреннем рынке.

С учетом трансформации глобальной экономики и, как следствие, углубления содержания «экономического союза» именно сейчас требуется дополнение форматов и уровней сотрудничества в рамках Союза, а также определение стратегического вектора движения Союза [8].

Импульсом к прогрессивному развитию Союза с учетом современных реалий станет реализация Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Союза и разработка документа, определяющего стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и раскрывающего конкретные механизмы и мероприятия по ее реализации.

Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость в стимулировании процесса гармоничного развития Союза, в целях достижения которого следует предпринять следующие меры:

  1. Соблюдение и ускорение сроков реализации программы развития Союза ввиду того, что фактические темпы евразийской экономической интеграции оказались ниже, чем изначально предусматривалось. При этом выполнение имеющихся договоренностей в полном объеме укрепит основы функционирования Союза, а отсутствие барьеров в рамках Союза повысит уровень доверия государств-членов как друг к другу, так и к наднациональной составляющей.
  2. Практическая реализация диспозитивных норм права Союза, то есть норм, которые не носят обязывающего характера, будет способствовать реальному взаимодействию государств-членов (проведению действительно согласованной/скоординированной политики) и более эффективному достижению обозначенных целей по отдельным направлениям интеграции.
  3. Актуализация содержания «экономический союз» в соответствии с современными тенденциями, потребностями граждан и бизнеса государств-членов предполагает:

– углубление интеграционного взаимодействия в рамках Союза по основным направлениям интеграции, обозначенным в Договоре о Союзе;

– вовлечение в «орбиту» интеграции отдельных экономических направлений, связанных с достижением целей создания Союза (экология, экономическая безопасность, научно-технологическое сотрудничество и инновации, вопросы коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности; цифровая трансформация экономик, здравоохранение, спорт, образование, свобода передвижения, приграничное и межрегиональное сотрудничество, туризм), а также Целей в области устойчивого развития ООН.

  1. Стимулирование сотрудничества по созданию реальных кооперационных экономических проектов в рамках Союза в космической сфере, возобновляемой и атомной энергетике, в сфере совместных цифровых активов одновременно является как результатом углубления торгово-экономического сотрудничества, так и средством достижения целей Союза.
  2. Выстраивание более тесного сотрудничества со странами СНГ, ШОС и другими организациями позволит усилить экономические позиции на евразийском пространстве и в перспективе стать центром мегарегионального проекта — «всеобъемлющего континентального партнерства».

Таким образом, совершенствование институциональной структуры Союза — движущего механизма развития Союза — позволит добиться формирования единой экономической политики, а также своевременного и качественного принятия соответствующих решений по основным направлениям интеграции.

Литература:

  1. Старикова М. С. Управление эффективностью интеграционных взаимодействий промышленных корпораций: монография. Белгород: «БГТУ им. В. Г. Шухова», 2014. 108 с.
  2. Высоцкий А. Е. Моделирование оценки целесообразности вертикальной интеграции предприятий // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т 4. № 2. С. 66‒73.
  3. Пожидаев Р. Г. Современные сетевые организации: теоретические основания экономической эффективности и уникальных конкурентных преимуществ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономикаиуправление. 2009. № 2. С. 5‒14.
  4. Александров С. Ю. Концепция формирования интегрированных корпоративных структур в промышленности на основе развития ключевых бизнес-компетенций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 79‒83.
  5. Гельвановский М. И., Жековская В. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 67–68.
  6. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность / Под ред. Т. Г. Философовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Саммит ЕС в Брюсселе январь 2012 / Российская газета № 5692 (19). URL: http://www.rg.ru/ 2012/01/30/sammit-site.html.
  8. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. — М.: Дело, 1994.
  9. Решение Евразийского межправительственного совета от 08.09.2015 № 9 «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС».
  10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.05.2018 № 107 «О порядке перемещения товаров для личного пользования».
Основные термины (генерируются автоматически): рамка Союза, взаимная торговля, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Союз, дальнейшее развитие, евразийская экономическая интеграция.


Похожие статьи

Евразийская экономическая интеграция | Статья в журнале...

Процесс развития евразийской экономической интеграции в рамках ТС и ЕврАзЭС с мая 2014 г. вышел на качественно новый уровень, когда в Астане

Евразийская экономическая интеграция в проекте ЕАЭС формируется в крайне сложных внутренних и глобальных условиях.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС | Статья в журнале...

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Евразийский экономический союз, свободная торговля, Казахстан, Киргизия, Беларусь...

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Казахстан последовательно проводит интеграционную политику в соответствии с концепцией евразийской интеграции и продвигает мероприятия по развитию Евразийского экономического союза с Россией и Беларусью. На современном этапе экономического...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан

Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение государств Евроазиатского региона — России , Казахстана...

Россия в рамках Евразийской интеграции | Статья в журнале...

Россия в рамках Евразийской интеграции. Автор: Морозова Галина Владимировна.

Евразийский экономический союз в дальнейшем, по мере своего развития и углубления

Белоруссия, наиболее зависимая от торговли с РФ, вынуждена защищать национальную...

Основные этапы развития Евразийской интеграции: препятствия...

Республика Беларусь республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе едином экономическом пространстве (ТС/УЭП) 26 февраля 1999 года...

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Промышленное и экономическое взаимодействие Республики...

Промышленное и экономическое взаимодействие Республики Беларусь в рамках соглашения о Таможенном Союзе.

Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, Казахстан, взаимная торговля, РФ, Россия, Таможенный союз, промышленное производство...

Похожие статьи

Евразийская экономическая интеграция | Статья в журнале...

Процесс развития евразийской экономической интеграции в рамках ТС и ЕврАзЭС с мая 2014 г. вышел на качественно новый уровень, когда в Астане

Евразийская экономическая интеграция в проекте ЕАЭС формируется в крайне сложных внутренних и глобальных условиях.

Перспективы развития интеграционных объединений на...

Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси...

Роль Российской Федерации в ЕАЭС | Статья в журнале...

В статье подчеркнута значимость развития Евразийского экономического союза для усиления международных позиций России в

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Евразийский экономический союз, свободная торговля, Казахстан, Киргизия, Беларусь...

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Казахстан последовательно проводит интеграционную политику в соответствии с концепцией евразийской интеграции и продвигает мероприятия по развитию Евразийского экономического союза с Россией и Беларусью. На современном этапе экономического...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан

Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение государств Евроазиатского региона — России , Казахстана...

Россия в рамках Евразийской интеграции | Статья в журнале...

Россия в рамках Евразийской интеграции. Автор: Морозова Галина Владимировна.

Евразийский экономический союз в дальнейшем, по мере своего развития и углубления

Белоруссия, наиболее зависимая от торговли с РФ, вынуждена защищать национальную...

Основные этапы развития Евразийской интеграции: препятствия...

Республика Беларусь республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе едином экономическом пространстве (ТС/УЭП) 26 февраля 1999 года...

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Промышленное и экономическое взаимодействие Республики...

Промышленное и экономическое взаимодействие Республики Беларусь в рамках соглашения о Таможенном Союзе.

Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, Казахстан, взаимная торговля, РФ, Россия, Таможенный союз, промышленное производство...

Задать вопрос