Правовое регулирование международной трудовой миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 10.11.2019

Статья просмотрена: 1468 раз

Библиографическое описание:

Киевская, В. А. Правовое регулирование международной трудовой миграции / В. А. Киевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63842/ (дата обращения: 03.05.2024).



Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования взаимоотношений между различными странами и регионами мира.

Трудовая миграция сегодня обусловлена поиском достойной жизни и, следовательно, связана напрямую с возможностью достойной занятости. По оценкам МОТ 214 миллионов человек — около 3,1 процента населения мира — живут за пределами своих стран происхождения, это в два раза больше, чем 25 лет назад. Из этих 214 миллионов человек приблизительно 105 миллионов являются экономически активными, а вместе с членами своих семей они составляют почти 90 процентов от общего числа международных мигрантов.

В 2017 г. Международная организация труда (МОТ) представила доклад «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году, меняющийся характер занятости». [3, с.3]

В докладе затрагиваются страны, где трудящимися являются 84 % всей мировой рабочей силы. Работники трудятся по временным или краткосрочным трудовым договорам, без какого-либо договора, в условиях неофициальной занятости, или вовсе бесплатно работают на семейных предприятиях.

Как правило, работники, которые заняты на условиях неполного рабочего дня, и временные работники, живут в социальной изоляции и бедности. Ключевыми факторами, из-за которых происходит сдвиг в сфере трудовых отношений и появлении новых форм трудовой деятельности являются новые технологии и изменения в организации труда и производства. Однако большинству работников сегодня достаточно трудно вписаться в стандартную модель занятости.

МОТ в своем докладе дает прогноз на дальнейшее увеличение неравенства в доходах. Так, сейчас 10 % наиболее богатых людей получают от 30 до 40 % всех доходов, тогда как 10 % беднейших — лишь от 2 до 7 %. Текущая проблема приобретает наиболее взрывной характер в странах и регионах, где безработица среди молодежи высока или быстро увеличивается. В докладе МОТ отмечаются другие тенденции и проблемы, с которыми столкнулся мировой рынок труда, такие как нелегальная трудовая миграция, повсеместное нарушение прав трудовых мигрантов и членов их семей, антимигрантские настроения в принимающих странах.

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций.

Международное регулирование, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня. Законодательные акты государств в области миграции имеют, как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от различных причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация государства, состояние рынка труда и т. д. [4, с.42]

К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести, прежде всего, так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека с учетом миграционных процессов.

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/144. В данном акте устанавливается право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним. [2]

МОТ является важнейшим актором в системе ООН, влияющим на регулирование миграции. По инициативе МОТ был принят ряд конвенций, обязывающих государства-участники соблюдать принцип не дискриминации между гражданами и не гражданами в области трудовых отношений. В Уставе МОТ определена четкая система контроля над соблюдением государствами-участниками положений, зафиксированных в ее конвенциях. Эта система предусматривает регулярное представление докладов правительствами государств-участников, а также специальные контрольные процедуры, основанные на рассмотрении докладов и жалоб. Заложенные стандарты на практике исполняются лишь частично.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства государства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция включает статьи, обращенные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут обладать равными правами с гражданами принимающего государства в вопросах, определенных Конвенцией.

Международными стандартами предусматривается также возможность обеспечения для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования. Можно заметить, что рекомендации дают больше норм, способствующих конвенции. Рекомендации описывают желательную модель, перспективы, вследствие норм больше. В конвенциях регламентированы возможности государств, ратифицировавших конвенцию, нормы отражают действительность, т.к у каждого государства разные возможности.

Конвенция развития МОТ № 117, принятая в 1962 году, гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране.

Согласно Конвенции МОТ № 143, 1975 года, государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования независимо, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального вознаграждения обеспечения, участия государства в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. [1]

Несмотря на быстрое становление суверенитета новых государств, миграционное пространство бывшего СССР, для большинства населения этих государств является общим. Регулирование происходит посредством двусторонних и многосторонних договоров между странами участниками Содружества. Двусторонних соглашений более 100 регулирующие сферы культуры, науки, социально-трудовых отношений, образования, миграции и т. д.

Трудовая миграция в границах СНГ вышла на новый уровень в связи с созданием Евразийского экономического союза, так договор о создании Союза включает в себя целый ряд положений о правилах передвижения и осуществления трудовой деятельности гражданами стран-участниц, а также членами их семей. Под давлением международных договоров ЕАЭС были внесены изменения и в национальные законодательства стран-участниц, касающиеся трудовых мигрантов, по части миграционного учета, заключения трудовых договоров, а также оформления разного рода разрешительных документов. [5, с.18]

Несмотря на крупномасштабные изменения, которые претерпела нормативно-правовая база СНГ в сфере регулирования миграционных потоков, совершенно очевидно, что властные элиты государств Содружества пока не достигли желаемых результатов, а процесс трансформации правовой базы еще не завершен.

Политика поддержки многосторонних координационных механизмов на национальном уровне и через региональные экономические сообщества, а также другие субрегиональные органы, балансирует различные потребности стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы. Некоторые проблемы правового регулирования трудовой миграции остаются нерешенными, такие как борьба с нелегальной миграцией, жесткие меры, по борьбе с которой не приносят результата, особенно на фоне безвизового въезда. В решении проблем нелегальной миграции необходим поиск баланса интересов между странами, между государством и бизнес-сообществами, между бизнес-сообществами и правами мигрантов. Регулирование процессов трудовой миграции сейчас стоит на ступени совершенствования, но проблемы, связанные с миграцией, не исчезнут, поэтому международное сотрудничество в этой сфере будет развиваться. Возможно, что появятся новые интеграционные объединения, которые смогут оперативно решать возникающие вопросы и задачи в сфере миграционных процессов.

Литература:

  1. Конвенция Международной Организации Труда N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам [Электронный ресурс]: Женева, 24 июня 1975 г. // Справочная правовая система «ГАРАНТ» — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата посещения: 17.10.2019).
  2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.1985 г. № 40/144) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 7.
  3. Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году: меняющийся характер занятости: доклад Международной организации труда. М., 2017. — 31 с.
  4. Строев С. А. Международное право / С. А. Строев. — М.:Норма, — 2017. — 384 с.
  5. Самхарадзе Д. Г. Интеграция в рамках ЕАЭС /Д. Г. Самхарадзе // Международное публичное и частное право. 2016. № 4. С. 18.
  6. Миграция населения: теория и практика исследований / Под ред. С. В. Тимофеева. — М., 2016. — 122 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конвенция, трудовая миграция, нелегальная миграция, Генеральная Ассамблея ООН, государство, договор, область миграции, правовое регулирование, социальное обеспечение, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Международное регулирование трудовой миграции

нелегальная миграция, рабочая сила, Европейский Союз, мигрант, иммиграционная политика, международная миграция, незаконная миграция, трудовая миграция, Европа, регулирование процессов миграции.

Международно-правовая защита прав мигрантов | Молодой ученый

Как нам известно, международная трудовая миграция представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной. Как следствие признания суверенных прав государства...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к выведению единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос.

Международное регулирование процессов переселения...

Проблема миграции далеко вышла за пределы отдельных государств, что обусловило

Миграция стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад.

Тесно с вопросами международного регулирования безвозвратной миграции, включая...

Проблемы дефиниции понятия «трудовая миграция»

В статье проанализированы возможные дефиниции понятия «трудовая миграция» с точки зрения действующего законодательства и международных нормативных правовых актов. Предложено авторское определение трудовой миграции.

Административно-правовое регулирование в сфере миграции...

Трудовая, вынужденная, этническая, незаконная и иные виды миграции, сложным образом переплетаясь, охватывают все регионы мира, в

Административно-правовое регулирование в сфере миграции: сравнительная характеристика государственного регулирования в США...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как

С 1 января 2015 года упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в

Анализируя ситуацию с обеспечением и восстановлением прав человека в области миграции...

Нормативно-правовое регулирование миграционных...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой

К ним можно отнести Всеоб-щую декларацию прав человека и семь конвенций ООН, закрепляющих

На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как один...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

В целом, трудовая миграция может стимулировать экономический рост. Однако, для создания положительного эффекта от миграционных потоков необходим их подробный анализ и принятие разнонаправленных и действенных норм и мер по их регулированию.

Похожие статьи

Международное регулирование трудовой миграции

нелегальная миграция, рабочая сила, Европейский Союз, мигрант, иммиграционная политика, международная миграция, незаконная миграция, трудовая миграция, Европа, регулирование процессов миграции.

Международно-правовая защита прав мигрантов | Молодой ученый

Как нам известно, международная трудовая миграция представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной. Как следствие признания суверенных прав государства...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к выведению единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос.

Международное регулирование процессов переселения...

Проблема миграции далеко вышла за пределы отдельных государств, что обусловило

Миграция стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад.

Тесно с вопросами международного регулирования безвозвратной миграции, включая...

Проблемы дефиниции понятия «трудовая миграция»

В статье проанализированы возможные дефиниции понятия «трудовая миграция» с точки зрения действующего законодательства и международных нормативных правовых актов. Предложено авторское определение трудовой миграции.

Административно-правовое регулирование в сфере миграции...

Трудовая, вынужденная, этническая, незаконная и иные виды миграции, сложным образом переплетаясь, охватывают все регионы мира, в

Административно-правовое регулирование в сфере миграции: сравнительная характеристика государственного регулирования в США...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как

С 1 января 2015 года упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в

Анализируя ситуацию с обеспечением и восстановлением прав человека в области миграции...

Нормативно-правовое регулирование миграционных...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию. Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой

К ним можно отнести Всеоб-щую декларацию прав человека и семь конвенций ООН, закрепляющих

На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как один...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

В целом, трудовая миграция может стимулировать экономический рост. Однако, для создания положительного эффекта от миграционных потоков необходим их подробный анализ и принятие разнонаправленных и действенных норм и мер по их регулированию.

Задать вопрос