Субъекты лотерейной деятельности: ретроспектива и сложности современного правового положения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 09.11.2019

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Цыганова, А. Ф. Субъекты лотерейной деятельности: ретроспектива и сложности современного правового положения / А. Ф. Цыганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63832/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье проводится анализ различных категорий субъектов лотерейной деятельности, последних изменений субъектного состава. Анализируются требования, предъявляемые действующим законодательствам к субъектам, возможность участия физических и юридических лиц в процессе организации и проведения лотерей.

Ключевые слова: лотерея, игра, выигрыш, государство, история, правовое регулирование.

Действующее российское законодательство не закрепляет определение субъектов лотерейной деятельности в целом, устанавливая лишь определение отдельных субъектов.

Федеральный закон «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003, говоря о субъектном составе лотерейной деятельности, выделяет две стороны — оператора и участника. Однако, более подробный анализ законодательства позволяет сделать вывод о более широком субъектном составе участников данных правоотношений.

Поскольку действующим законодательством проведение негосударственных лотерей запрещено, инициативы запуска лотереи может исходить лишь от государства. Поскольку государство самостоятельно выступать от своего имени в гражданском обороте не может, от его имени будут выступать исполнительные органы.

Федеральный закон «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 в числе прочих закрепляет определение организатора лотереи. В соответствии с п. 6 ст. 2 указанного закона, организатор лотереи — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи.

Ранее, законодательство выделяло также негосударственные лотереи, организатором которых могли быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; региональные и муниципальные лотереи.

В случае проведения региональной государственной лотереи — субъект Российской Федерации, от имени которого будет выступать орган исполнительной власти субъекта, являющегося организатором лотереи.

В случае проведения муниципальной лотереи организатором выступало муниципальное образование. При этом, от имени муниципального образования организатором лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, будет выступать только уполномоченный орган местного самоуправления, например, администрация города. Организатором муниципальной лотереи не мог выступить федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен состав возможных организаторов лотереи. Теперь в качестве организатора может выступать только федеральный орган исполнительной власти, выступающий от имени Российской Федерации.

Федеральным законом «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 предусмотрена возможность существования посредника-агента между организатором и участником лотереи. Для этого установлены категории оператора лотереи и распространителя лотерейных билетов.

В качестве оператора выступает юридическое лицо, заключившее договор с организатором лотереи о выполнении части его функций по проведению лотереи от имени организатора. При этом, юридическое лицо проходит конкурсный отбор, чтобы получить возможность стать оператором лотереи. Для того, чтобы пройти конкурсный отбор, юридическим лицом должны быть соблюдены требования Федерального закона «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003, а именно: руководителем, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером юридического лица не должны быть лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята); безупречная репутация юридического лица — надлежащее исполнение договоров, по которым юридическое лицо ранее являлось оператором лотереи; наличие собственных лотерейных программ (подтверждается исключительными правами); наличие банковской гарантии, предоставленной одним из банков, соответствующих требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. Помимо указанных требований, будут рассматриваться и иные характеристики юридического лица: отсутствие нарушений и задолженностей по целевым платежам; надежность в отношениях с контрагентами; деловая репутация; характер и продолжительность деятельности и т. д., поскольку для организатора важно выбрать надежного оператора, не допустив к проведению лотереи и управлению крупными финансовыми ресурсами фирм-однодневок, которые в дальнейшем просто исчезнут, не выполнив свои обязательства перед организатором и участниками.

Распространителем лотерейных билетов является лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи [4]. Отношения между оператором и распространителем лотерейных билетов строятся, как правило, на договоре комиссии. Деятельность по распространению билетов лицензированию не подлежит. Распространитель также действует путем заключения договоров со сторонними организациями, организуя «точки продажи» лотерейных билетов. Ранее местом приобретения билетов были только специализированные киоски, но в настоящее время бумажные лотерейные билеты возможно приобрести в крупных сетях обычных магазинов.

Участник лотереи — лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора [4]. Действующим законодательством запрещено распространять лотерейные билеты, в том числе электронные, среди лиц, не достигших 18 лет, а также выплачивать и передавать таким лицам выигрыш. При этом при выигрышах от 15 тыс. руб. идентификация участника лотереи будет осуществляться в обязательном порядке, а при выигрыше до 15 тыс. руб. — в случае сомнения в его возрасте.

Не совсем ясно, как происходит определение возраста участника лотереи. Если при приобретении бумажного лотерейного билета у распространителя есть возможность спросить документ, удостоверяющий личность в случае сомнения в возрасте лица, то при приобретении электронного лотерейного билета посредством сети «Интернет», невозможно узнать, кто находится по ту сторону экрана. Существующая система продажи электронных билетов не предусматривает необходимости предъявления документа, удостоверяющего личность. Формальная идентификация лица по номеру телефона не может служить достаточно существенной мерой для подтверждения возраста.

Также, не выясненным остается вопрос о том, как быть в случае, если лицо, не достигшее 18 лет, приобрело лотерейный билет и стало победителем. Будет ли подобная сделка считаться недействительной, по правилам недействительности сделок, установленным ст. 172 и 175 Гражданского кодекса Российской Федерации или победителем выступит законный представитель несовершеннолетнего.

Таким образом, исходя из перечисленных выше положений и общих начал гражданского права, можно дать следующее определение: субъекты лотерейной деятельности — физические и юридические лица, организующие и принимающие участие в процессе проведения лотерей.

Действующим законодательством установлен запрет на проведение негосударственных лотерей, теперь юридическое лицо не может по своему желанию стать оператором лотереи. Подобным запретом государство не только имеет возможность более тщательно контролировать процесс проведения лотерей, но и получает доход в государственный бюджет.

Юридические лица могут стать субъектом лотерейной деятельности путем получения статуса оператора или распространителя. Если рассматривать данную деятельность как способ получения прибыли, можно отметить, что скорее всего существенного дохода деятельность распространителя не принесет. Вероятно, большую прибыль можно получить при получении статуса оператора, но для этого необходимо соблюдать множество различных правил.

Литература:

  1. Верхов М. В. Правовое регулирование проведения игр и пари в Российской Федерации // Via scientiarum — Дорога знаний. 2018. № 2. С. 142–148.
  2. Минасян А. Ю. Правовое регулирование лотерейной деятельности по гражданскому законодательству Российской Федерации: автореферат дис.... кандидата юридических наук: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). Моска, 2013. 27 с.
  3. Пятков Е. В. Государственная лотерея -перспективный способ финансирования федеральных и региональных программ // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 7. С. 22–23.
  4. Федеральный закон «О лотереях» №138-ФЗ от 11.11.2003, ст. 2, п. 10 // СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лотерейная деятельность, организатор лотереи, участник лотереи, юридическое лицо, действующее законодательство, исполнительная власть, муниципальное образование, проведение лотереи, федеральный орган.


Похожие статьи

Правовое регулирование проведения лотерей в постсоветской...

Проводится анализ действующего законодательства в сфере проведения лотерей.

Основные термины (генерируются автоматически) : Российская Федерация, лотерея, проведение лотерей, призовой фонд, участник лотереи, участник лотерей, лотерейное...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

Организаторами лотерей могут выступать Минспорт России и Минфин России. Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереилица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи.

Система органов исполнительной власти Российской...

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Очевидно, что меры, применяемые вышеназванными органами исполнительной власти, в полном объеме осуществляют...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти, в частности точки зрения в научной литературе о необходимости принятия единого федерального закона об исполнительных...

Особенности правового положения государства-акционера

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение, реестр списков

Система органов германского акционерного общества включает: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, представляющий...

Участие полиции и стюардов в контроле допуска болельщиков на...

Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных

информировать организаторов проведения официальных спортивных соревнований и (или)

В Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав.

Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение...

Во-первых оставалась возможность проводить всевозможные лотереи.

Российское законодательство предусматривает организацию пяти игорных зон.

Управление ведется органами государственной власти этого субъекта, имеющими необходимые полномочия.

Направления совершенствования муниципального финансового...

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

Далее станет необходимым внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, прежде всего, в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Передача полномочий органов публичной власти частным...

Действующее законодательство предполагает создание на территории Московской области мощного инновационного кластера «Сколково» в

Устанавливая структуру органов, которые могут выступать носителями публичной власти на территории Российской Федерации, ст. 11...

Похожие статьи

Правовое регулирование проведения лотерей в постсоветской...

Проводится анализ действующего законодательства в сфере проведения лотерей.

Основные термины (генерируются автоматически) : Российская Федерация, лотерея, проведение лотерей, призовой фонд, участник лотереи, участник лотерей, лотерейное...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

Организаторами лотерей могут выступать Минспорт России и Минфин России. Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереилица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи.

Система органов исполнительной власти Российской...

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Очевидно, что меры, применяемые вышеназванными органами исполнительной власти, в полном объеме осуществляют...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти, в частности точки зрения в научной литературе о необходимости принятия единого федерального закона об исполнительных...

Особенности правового положения государства-акционера

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение, реестр списков

Система органов германского акционерного общества включает: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, представляющий...

Участие полиции и стюардов в контроле допуска болельщиков на...

Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных

информировать организаторов проведения официальных спортивных соревнований и (или)

В Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав.

Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение...

Во-первых оставалась возможность проводить всевозможные лотереи.

Российское законодательство предусматривает организацию пяти игорных зон.

Управление ведется органами государственной власти этого субъекта, имеющими необходимые полномочия.

Направления совершенствования муниципального финансового...

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

Далее станет необходимым внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, прежде всего, в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Передача полномочий органов публичной власти частным...

Действующее законодательство предполагает создание на территории Московской области мощного инновационного кластера «Сколково» в

Устанавливая структуру органов, которые могут выступать носителями публичной власти на территории Российской Федерации, ст. 11...

Задать вопрос