Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Наумова, К. И. Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов / К. И. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63692/ (дата обращения: 04.05.2024).



Игра является огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В своих трудах В. А. Сухомлинский пишет, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка. [5, с.33]

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь, происходит его социализация. [1, с.21]

Любая игра способствует воспитанию ни одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает нравственные чувства, организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

Для детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, нарушение лексико-грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ограниченность словаря, ее плавности — все это, в разной степени выраженное у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения.

Так у детей с дизартрией, нередко вызывает затруднения совместная игровая деятельность со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, сложностей в выражении своих мыслей, боязни показаться смешным несмотря на то, что правила и содержание игр им доступны. Нарушение общей, мелкой и речевой моторики вызывают быстрое утомление у детей с дизартрией, а нестойкость памяти, внимания затрудняет их включение в коллективные игры. В играх данным детям сложно сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их в коллективную игру. [3, с.128]

Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею.

В дошкольной педагогике выделяют следующие виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые (творческие) и театрализованные, некоторые авторы выделяют еще один вид игры — традиционные или народные игры.

Большую роль ученые отводят дидактической игре, так как она может использоваться, как игровой метод обучения. Дидактическая игра, как метод обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый является и учителем, и участником игры одновременно, т. е. он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В своих исследованиях Васильева С. А., Соколова Н. В. обращают внимание на то, что игра, которая используется для обучения, должна содержать прежде всего дидактическую, обучающую задачу. Дети в процессе игры решают эту задачу в занимательной форме, используя определенные игровые действия для ее достижения. Игровые действия, составляя основу дидактической игры, являются как бы рисунком сюжета игры. [1, с.56]

Педагог в ходе игры управляет поведением детей, а также воспитательно-образовательным процессом, благодаря правилам игры, которые также являются обязательным ее компонентом.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

– подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. [2, с. 177]

Еще Н. К. Крупская отмечала, что в школьном возрасте отводится слишком мало места игровой деятельности. С самого начала обучения в школе ребенку сразу навязывается подход к любой деятельности методами и средствами взрослого человека. Переход от игры к учебной деятельности часто получается слишком резким. В качестве переходной формой деятельности может выступать дидактическая игра. Для детей с речевыми нарушениями, в особенности для детей с дизартрией, у которых наблюдается помимо речевых нарушений, недоразвитие некоторых психических функций, в том числе внимания, памяти, мышления, переключение с игровой деятельности на учебную может даваться особенно тяжело. Дидактическая игра позволяет сформировать некоторую психологическую готовность к обучению в школе и овладению письмом и чтением.

Как отмечает Селиверстов В. И., дидактическая игра может использоваться в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Речь помогает организовывать игровую деятельность, а игра, соответственно, позволяет развивать речевые процессы, в том числе фонематический слух и фонематическое восприятие. Таким образом игра может помочь в работе по профилактике фонематических форм дисграфии у детей с дизартрией. [4, с. 231]

Задача заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно формировать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез, то есть те фонематические процессы, которые необходимы для овладения письменной речью.

Васильева С. А. в своих исследованиях утверждает, что главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой и предложением. Необходимо в достаточной мере уделять внимание звуковому восприятию слова, формируя фонематические процесс. Ведь наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. [1, с.48]

Игра позволяет также ускорить процесс коррекции имеющихся нарушений у детей с дизартрией, так как овладение фонематическими процессами, в особенности звуковым анализом и синтезом протекает у данных детей медленно и требует длительности занятий и многократности повторения материала.

Таким образом, игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Игра служит средством воспитания и обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. При правильном использовании игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, она может помочь в развитии речи у детей с дизартрией, а также скорректировать нарушения в фонематическом развитии, и позволить более эффективно организовать работу по профилактике фонематических форм дисграфии.

Литература:

  1. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: «Школа — Пресс», 2016 — с. 78
  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 — с. 191
  3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: «Просвещение», 1967 — с. 173
  4. Селиверстов В. И. и др. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994 — с. 344
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1973 — с. 320
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, игровая деятельность, дошкольный возраст, нарушение, процесс, звуковой анализ, фонематический слух, фонематическое развитие.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Программа по развитию фонематических процессов у дошкольников включала в себя 15 занятий 3 раза в неделю.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет

Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и...

Использование дидактической игры как средства развития...

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков

Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух

Как же развивать фонематический слух? Остановимся на первом этапе формирования фонематического слуха — узнавание и...

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка необходимо в дошкольном возрасте, так как

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных аспектов развития звукового...

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым...

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности...

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию...

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Программа по развитию фонематических процессов у дошкольников включала в себя 15 занятий 3 раза в неделю.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие

Использование дидактических игр для развития...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет

Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д

Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и...

Использование дидактической игры как средства развития...

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков

Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух

Как же развивать фонематический слух? Остановимся на первом этапе формирования фонематического слуха — узнавание и...

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка необходимо в дошкольном возрасте, так как

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных аспектов развития звукового...

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего...

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего

Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым...

Использование дидактических игр при подготовке к обучению...

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности...

Задать вопрос