Персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.11.2019

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Терентьева, А. Ю. Персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов / А. Ю. Терентьева, Н. В. Пермякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63671/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рассматриваются электронные образовательные ресурсы как способ персонализации начального школьного образования. Описывается реализация Модели персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что большое количество информации неизбежно влечет за собой повышение информативной емкости школьных уроков, в связи с чем, возникает необходимость в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для совершенствования образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы — это термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Рекомендуемые для использования в образовательном процессе школ цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий.

Имеющийся в настоящее время опыт использования ЭОР в образовании свидетельствует о том, что их применение позволяет существенным образом повысить эффективность учебного процесса в начальной школе [4, 5].

ЭОР создают предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику электронных разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию в нем инноваций [5].

Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе поднимались многими учеными (Д. В. Агальцева, О. С. Гребенюк, JI. X. Зайнутдинова, А. Б. Кондратенко, А. А. Кузнецовым, И. В. Роберт и др.) Авторы отмечают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения.

М. А. Лаврентьева и Е. Е. Мельникова считают, что создание высоко эффективных электронных образовательных ресурсов является важной задачей в области информатизации образования в Российской Федерации.

Г. Ю. Грифанова описывает преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения. По ее мнению, мультимедийность позволяет сохранять тем развития речи, мышления, пространственной ориентации и др., а также обеспечивает визуализацию целостного образа и интерактивность и персонализацию обучения.

Изучение литературы по проблеме позволило сформулировать цель исследования — обоснование и разработка модели персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

Объектом исследования является обучение в начальной школе общеобразовательной организации.

Предметом исследования являются модель и методика персонализации сформированного на базе применения ЭОР.

Задачи исследования:

− выявить особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР;

− разработать и реализовать Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

− разработать методику персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 65 обучающихся. Исследование началось в сентябре 2018г., когда дети обучались во втором классе и продолжается в настоящее время.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; метод теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа, моделирование.

Результаты и их обсуждение

Личностно-ориентированные технологии, способствующие персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР, нацелены на развитие и саморазвитие личности обучающихся, выявление и развитие их индивидуальных общих и специальных способностей. В качестве примера таких технологий используется развивающее обучение, предложенная Д. Г. Левитес технология коллективной мыслительности, технология проблемного обучения, школы адаптирующей педагогики (Е. Ямбург).

Разработанная Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР имеет следующие уровни:

  1. Способы обучения — компьютерное обучение; изучение материала по цифровому учебнику; изучение материала на базе компьютера; самопроверка на компьютере; оценивание знаний с помощью компьютера; участие в сетевых сообществах.
  2. Форма учебно-познавательной деятельности — классные уроки; выполнение домашнего задания; дистанционная форма консультации с учителем; работа в сети Интернет.
  3. Программные средства обучения — обучающие системы; контролирующие системы; мульмедиаплеер — «проигрыватель ресурсов»; система для поиска информации; программы для обработки графических изображений; инструментальные средства.
  4. Типы ЭОР — электронные учебные модули открытых мультимедиасистем; электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; ЭОР на локальных носителях; сетевые текстографические ЭОР; ЭОР на базе динамических электронных технологий.
  5. Персонализация обучения в начальной школе с использованием ЭОР.

В конечном результате процесс обучения в начальной школе представляет собой набор специально разработанных средств формирования индивидуальности, индивидуальных качеств ребенка.

Метод педагогики индивидуальности предусматривает направленность на подготовку к жизни, профессиональное самоопределение, развитие личностных качеств обучающихся.

Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР предусматривает выполнение следующих педагогических условий: изучение потребностей обучающихся; создание условий для развития учебной мотивации; профессиональная ориентация; мотивация в саморазвитию и самообразованию.

Конечным результатом реализации Модели соответствии с концепцией педагогики персонализации является индивид с развитой индивидуальностью.

Проведенный мониторинговый срез в октябре 2019 года показал, что индивидуальная образовательная траектория, способствующая успешной адаптации и социализации, может быть реализована через персонализацию обучения. Причем, важную роль в этом играет использование ЭОР.

Доказано (В. В. Грачев, А. Б. Кондратенко, О. С. Откаленко и др.) персонализация обучения связана с определением индивидуальных свойств личности ребенка и выстраиванием траектории образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

Таким образом, построение персонального (индивидуального) плана обучения в начальной школе с использованием ЭОР — это реально выполнимая задача. Исследование показало, что использование ЭОР в большей степени способствует использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Ранее изучено многими учеными психологами, и нами установлено в процессе исследования, что каждый обучающийся, исходя из задатков, заложенных природой, способен выполнять определенный вид деятельности и с помощью ЭОР развивать специальные способности, необходимые для будущего профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Проблемы информатизации в профессиональном самоопределении/ Е. М. Беспаленко// Системы управления и информационные технологии / Сборник научных трудов. — Воронеж: ВГТУ, 2000, — с.9–10.
  2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2000. 572 с.
  3. Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Технология обучения в виртуальной образовательной среде персонализации обучения // Открытое образование. — 2013. — № 3 (98). — С. 47–51.
  4. Giuseppe Ritella, Kai Hakkarainen. Instrumental genesis in technology-mediated learning: From double stimulation to expansive knowledge practices // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. — 2012. — № 7, Issue 2. — pp. 239–258.
  5. Mary Webb. Pedagogy with information and communications technologies in transition // Education and Information Technologies. — 2012. — № 19, Issue 2. — pp 275–294.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, общеобразовательная организация, персонализация обучения, образовательный процесс, ресурс, учебный процесс, изучение материала, модель персонализации обучения, начальное школьное образование, средство обучения.


Похожие статьи

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной...

«Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения» URL https

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с...

Инновационные технологии в системе начального школьного...

Большое применение в учебном процессе в современной школе находят технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, специфика которых состоит в соблюдении следующих принципов

Новые технические средства на уроках в начальной школе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС...

Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования.

Основные технологии построения учебного процесса...

1. Организация с помощью мультимедийных средств обучения дидактических игр, имитирующих научный поиск.

· происходит прочное усвоение учебного материала

мультимедийное средство обучения , процесс обучения , курс ОБЖ, образовательный...

Современные компьютерные технологии как средство...

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для

Похожие статьи. Современные образовательные технологии в начальной школе.

Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие, теряют интерес к восприятию информации. Значит, нужно следить за переменой настроения класса.

Преемственность использования технологий обучения при...

Образовательный процесс в начальной школе и в средней школе построен на основе школьных программ. В условиях перехода к личностно ориентированной модели образования появились различные варианты образовательных программ развивающего обучения Д.Б...

Похожие статьи

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

В данной работе рассмотрена вопросы внедрения электронных средств обучения в учебном процессе образовательных учреждениях как основных компонента информатизации образования.

Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной...

«Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения» URL https

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с...

Инновационные технологии в системе начального школьного...

Большое применение в учебном процессе в современной школе находят технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, специфика которых состоит в соблюдении следующих принципов

Новые технические средства на уроках в начальной школе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС...

Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Электронные учебники постепенно становятся неотъемлемой частью системы школьного образования.

Основные технологии построения учебного процесса...

1. Организация с помощью мультимедийных средств обучения дидактических игр, имитирующих научный поиск.

· происходит прочное усвоение учебного материала

мультимедийное средство обучения , процесс обучения , курс ОБЖ, образовательный...

Современные компьютерные технологии как средство...

 Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с разным уровнем подготовки и даже для

Похожие статьи. Современные образовательные технологии в начальной школе.

Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Учебный процесс в начальных классах отличается от обучения в более старших этапах школы. Дети в это время быстро устают, и, как следствие, теряют интерес к восприятию информации. Значит, нужно следить за переменой настроения класса.

Преемственность использования технологий обучения при...

Образовательный процесс в начальной школе и в средней школе построен на основе школьных программ. В условиях перехода к личностно ориентированной модели образования появились различные варианты образовательных программ развивающего обучения Д.Б...

Задать вопрос