Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.11.2019

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Кузива, А. П. Программа работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленная на социализацию учащихся 5–11 классов с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах / А. П. Кузива. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63531/ (дата обращения: 03.05.2024).



В каждой школе стоит проблема социализации учащихся с низкой успеваемостью. Чаще всего низкая успеваемость становится фактором низкого статуса ученика в классе, его постепенного вытеснения их школьной жизни, нежелания приходить в школу, и, как следствие, формирования защитной протестной позиции и даже асоциального развития ученика.

Неуспевающие в обучении дети из-за непонимания учебного материала, теряя интерес к школе, становятся слабовольными, безответственными, несобранными. Появляется желание — избегать школу. И частой причиной становится выдуманное плохое самочувствие.

Такие особенности в отношении к учебе, к себе и в поведении в целом наблюдаются чаще у подростков. В привычку входит невыполнение домашней работы, незнание ответов на вопросы учителя, игра под партой в телефоне или пустое сидение в социальных сетях во время учебы. Дети стараются избежать кропотливой работы, требующей усердия, усидчивости, знаний, чаще списывают работы у соседа по парте. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля.

В данном случае ребенку свойственна переоценка своих сил, возможностей, знаний. Порой дети даже не представляют, как применить полученные знания на уроке во время самостоятельной или контрольной работы. Претерпевая неудачу, ребенок не хочет больше утруждаться, учиться, да и вообще — ходить в школу. Терпения и выдержки не хватает. Подростки всегда хотят быстрого успеха с наименьшими затратами, усилиями. Такая поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения [4].

Но при этом — у таких подростков есть и сильные качества личности, опираясь на которые можно создать им ситуацию публичного успеха и обеспечить постепенное активное включение в жизнедеятельность школы. В качестве такого средства можно использовать творческие проекты. И это не случайно, поскольку я работаю педагогом-организатором в ГБОУ школе № 430, и моя деятельность — это творческие проекты с учащимися 5–11-х классов, а именно — театрализованная деятельность, вокальное и танцевальное творчество, КВН, ЮИД, добровольчество, социальные проекты, ДОО «СОЮЗ», Дни исследователя, школьные конференции, концерты, игры, соревнования, последние звонки, выпускные вечера.

И это еще не весь список того, чем я занимаюсь на своей работе. Чаще я сталкиваюсь с тем, что ко мне во внеурочное время приходят те дети, которые не заняты в каких-либо кружках, секциях. Это дети, которые хотят хоть чем-то заняться, но пока не могут понять, что они могут, на что они способны. И походив в какие-либо кружки и секции, не смогли увлечься, найти что-то по душе, по способностям.

В большинстве случаев дети, посещающие наши занятия, участвуя в различных творческих проектах, побеждают, становятся лауреатами, дипломантами и призерами. У ребят появляется желание заниматься творчеством и дальше, придумывать что-то новое и стремиться к новым победам не только в самих конкурсах, но и к победам над собой.

Социализация подростков нами рассматривается на основе применения различных педагогических подходов. Анализ литературы показал, что проблема деятельности творческих разновозрастных объединений, как фактора социализации подростков в системе образования, изучена недостаточно многосторонне. Не выявлены средства, не обоснованы условия успешной социализации подростков.

Проблемы социализации подростков, требуют поиска новых педагогических подходов.

Нами были сформулированы следующие задачи:

− разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу работы педагога-организатора школы «Человек в движении», направленную на социализацию учащихся с низкой успеваемостью посредством участия в творческих проектах;

− обучить детей технологии проектирования, приёмам креативности, телесному раскрепощению и актёрскому мастерству;

− развивать авторство учащихся.

На практике в образовательном учреждении успешная социализация школьников с низкой успеваемостью может быть обеспечена при реализации комплекса организационно педагогических условий, включающих:

− перевод на профессионально-деятельностный уровень теоретико-гуманистических ориентаций педагогов;

− создание обстановки психологической комфортности в школе;

− формирование поля реализации личностного потенциала посредством включения учащихся в творческие проекты.

Важным аспектом является педагогическое сопровождение процесса личностного роста школьников в социальном взаимодействии, а также реализация организационно-педагогических условий, в которой проявляется положительная динамика учебной мотивации учащихся на всех ступенях обучения; удовлетворенности школьной жизнью; благополучной адаптированности учащихся в школе, развитости позитивной «Я-концепции», выражающейся в том, что школьники ориентированы на достижение успеха.

Еще в советской школе метод проектов, а также и творческих проектов, имел огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности. Чехов Николай Владимирович (советский учёный и педагог, деятель образования и историк педагогики) считал важным — отказ от традиционных форм и методов в образовании и воспитании в сочетании с планируемой и организованной учебно-воспитательной деятельностью. Вентцель К. Н. считал, что должна быть полная свобода самостоятельного развития ребенка с основой на совместный план преподавания в воспитании альтруизма, чувства гармонии человека с человеком с преобладанием ручного труда [4].

В современной педагогике творческие проекты приобретают особую значимость, потому что в учебно-воспитательном процессе они стимулируют интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивируют детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта [2]. Дети стараются больше узнать об интересующей их теме, находят в данной области — проблемы, противоречия, ставят перед собой цели, задачи, разрабатывают варианты решения проблемы. И именно в данной деятельности проходит успешная социализация учащихся-подростков с низкой успеваемостью. У детей появляется интерес, они с удовольствием идут в школу, расширяют свой круг общения, появляются разновозрастные товарищи и единомышленники.

Для сравнения результатов успеваемости обучающихся до проведения занятий по программе и после, мною проводится тесное сотрудничество с классными руководителями ребят, социальным педагогом и психологом нашей школы.

Нами была разработана иапробирована Программа работы педагога-организатора школы «Человек вдвижении», направленная на социализацию учащихся снизкой успеваемостью посредством участия втворческих проектах

Остановимся подробнее на Программе.

Программа предназначена для внеклассной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей, музыкальности и пластичной выразительности.

Задачи программы:

− развивать внимание, воображение, координацию, пластику движений,

− учить учащихся красиво и органично выражать себя на сцене, вырабатывать технику исполнения танцевальных движений;

− обучить детей приёмам креативности, телесному раскрепощению и актёрскому мастерству.

В программу включены следующие разделы:

  1. Актерское мастерство;
  2. Интегративная танцевально-двигательная терапия;
  3. Авторский творческий проект.

БЛОК— Актерское мастерство.

Цель — раскрывать и обеспечивать равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствовать формированию и физического и духовного здоровья. Воспитание творчески активной личности. Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества. Активизация познавательных интересов.

Задачи:

  1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
  2. Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры.
  4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.
  5. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.
  6. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.
  7. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, «Зеркало», «Дразнилка», «Придумай историю, используя 5 слов», «Оживи историю», «Изобрази» и так далее.

БЛОК— Интегративная танцевально-двигательная терапия

Цель — психологическая поддержка и формирование адекватной самооценки подростков средствами интегративной танцевально-двигательной терапии.

Задачи:

  1. Формировать положительный образ собственного «Я»;
  2. Развивать творческое мышление, навыки креативного подхода к решению различных задач;
  3. Развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями, через творческое самовыражение;
  4. Раскрыть личностные особенности участников;

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, «Закрытые глаза», «Танцующая часть тела», «Одноножка», «Мой помощник», «История в паре» и так далее.

БЛОК— Авторский творческий проект.

Цельформирование проектной деятельности обучающихся

Задачи программы:

  1. Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у школьников;
  2. Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  3. Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

С ребятами проводился комплекс разработанных нами игр, например, «Оглянись», «Завяжи шнурок», «История из жизни в немом кино» и другие.

Включение в программу «Человек в движении» трех блоков-разделов

  1. Актерское мастерство;
  2. Интегративная танцевально-двигательная терапия;
  3. Авторский творческий проект.

позволило направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Ребята с огромным желанием бегут в школу, проявляют инициативу, лучше стали учиться, научились дискутировать.

Занятия по программе «Человек в движении», проходящие в атмосфере творчества способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет дружбу, обучающиеся осознают свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывают в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.

Наряду с этими неоспоримо важным становится формирование устной и сценической речи, развитие выразительных и интонационных возможностей, памяти, формирование художественного вкуса, в целом — обогащение жизни обучающихся новыми яркими ощущениями.

Именно в данной деятельности проходит успешная социализация учащихся-подростков с низкой успеваемостью. У детей появляется интерес, они с удовольствием идут в школу, расширяют свой круг общения, появляются разновозрастные товарищи и единомышленники.

В нашей практике в ГБОУ школе № 430 с помощью творческих проектов уже несколько лет наблюдается успешная социализация детей-подростков с низкой успеваемостью. И данная деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, повысить успеваемость, принести пользу и показать достигнутый результат не только учащимся, но и педагогам.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. 175 с.
  2. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 1. С. 17–24.
  3. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.
  4. Ступницкая М. А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр «Школьная книга», 2006. 148 с.
  5. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. 2008. № 9. С. 34–38.
Основные термины (генерируются автоматически): актерское мастерство, ребенок, танцевально-двигательная терапия, школа, авторский творческий проект, проект, формирование, театральное искусство, телесное раскрепощение, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа. Формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр. Театрализованная деятельность как средство развития...

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Работа над проектом способствует формированию основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие незабываемые впечатления.

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе

Развитие творческих способностей ребёнка посредством... ребенок , театрализованная

Театрально -игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников .

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Танцевально-двигательная терапия определяет свою цель как

Помимо учебного процесса внеучебная деятельность студентов способствует в развитии профессиональных

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами...

Театрализация как средство психолого-педагогического...

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие

Театральное искусство — эффективное средство воспитания творческой личности.

– осуществить вовлеченность всех детей в учебный процесс, вне зависимости от ведущего канала...

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство...

Конечная цель учебно-воспитательного процесса в школе раннего развития «Радуга» — формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Поэтому обучение по направлениям деятельности проводится не изолированно, а в тесной связи друг с другом.

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного...

Целью проекта «Сказка в гости к нам спешит» было: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через сотрудничество педагогов, детей и родителей. Каждый дошкольник по своей натуре...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа. Формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр. Театрализованная деятельность как средство развития...

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Работа над проектом способствует формированию основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие незабываемые впечатления.

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе

Развитие творческих способностей ребёнка посредством... ребенок , театрализованная

Театрально -игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников .

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Танцевально-двигательная терапия определяет свою цель как

Помимо учебного процесса внеучебная деятельность студентов способствует в развитии профессиональных

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами...

Театрализация как средство психолого-педагогического...

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие

Театральное искусство — эффективное средство воспитания творческой личности.

– осуществить вовлеченность всех детей в учебный процесс, вне зависимости от ведущего канала...

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство...

Конечная цель учебно-воспитательного процесса в школе раннего развития «Радуга» — формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Поэтому обучение по направлениям деятельности проводится не изолированно, а в тесной связи друг с другом.

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного...

Целью проекта «Сказка в гости к нам спешит» было: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через сотрудничество педагогов, детей и родителей. Каждый дошкольник по своей натуре...

Задать вопрос