Основные условия, пути, способы формирования и развития педагогических знаний, умений будущих офицеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 31.10.2019

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Гуджиков, Х. Д. Основные условия, пути, способы формирования и развития педагогических знаний, умений будущих офицеров / Х. Д. Гуджиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 328-331. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63373/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова:педагогические знания, педагогическая деятельность, педагогические умения, подготовки офицерских кадров, компетентность офицера, общение педагогическое обучение, культура общения и поведения, педагогическое мастерство.

Возрастающие требования к будущим военным специалистам определяют изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.

Процесс подготовки офицерских кадров в современных условиях достаточно многоплановый. Практика показывает, что выпускники вузов выполняют различные функции, к числу которых в историческом плане и в настоящее время относят военно-педагогическую. Специфика военно-педагогической деятельности офицеров есть планирование и реализация общих и частных аспектов воспитания и обучения военнослужащих воинских частей и подразделений с учетом их профессиональной, специальной подготовки. Профессиональная деятельность командиров, инженеров, офицеров идеологических органов заключается, прежде всего, в том, что она направлена на решение учебных, учебно-боевых задач, которые нередко изменяются по содержанию, направленности.

Педагогическая деятельность является предпосылкой и важнейшим условием развития личности, общества, государства. Передавать общие, специальные знания, развивать интеллектуальный потенциал обучающихся, их способности, формировать морально-боевые, физические качества и в результате готовить личный состав к выполнению служебных обязанностей есть педагогические функции офицеров. Офицеры подразделений-это, прежде всего, управленцы и педагоги, выступающие в качестве организаторов обучения и воспитания подчиненных. Уместно привести мысль известного философа И. Канта: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать» [4].

Эффективность педагогической деятельности офицеров с личным составом определяется степенью их личностно-профессионального педагогического соответствия характеру самой профессиональной реальности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема формирования и развития педагогических знаний, умений курсантов, слушателей.

Знания в педагогической литературе характеризуются как совокупность усвоенных сведений, понятий, принципов, зафиксированных образов явлений и предметов. Это продукт познавательной деятельности личности.

Педагогические умения представляют собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач [6]. Умения есть подготовленность выпускников вузов к целеустремленной, творческой педагогической деятельности с личным составом. Формирование их достигается прежде всего в планировании, ведении педагогического обучения курсантов, слушателей.

Одним из важнейших направлений по формированию и развитию педагогических умений будущих офицеров является вооружение обучающихся психолого-педагогическими, методическими знаниями. Эти знания помогают им творчески решать служебные задачи. Знания выступают в виде усвоенной сущности принципов, методов обучения и воспитания, правильного их применения в практической деятельности в подразделениях.

Безусловно, формирование педагогических умений курсантов, слушателей достигается в процессе преподавания учебных дисциплин, практик, войсковых стажировок. В ходе их изучения и проведения обучающиеся знакомятся с историей развития военно-психологических, педагогических взглядов, их значением для профессиональной деятельности, правильным, обоснованным применением способов исследования педагогических проблем, методов, приемов воспитания, обучения воинов. Закреплению теоретических знаний способствует также создание и разрешение проблемных ситуаций по вопросам военно-педагогического процесса с различными категориями военнослужащих. Следует еще раз повторить мысль А. В. Суворова: «Командиру необходимо непрерывное образование науками» [7].

Педагогическое обучение-это комплекс учебно-воспитательных мероприятий по формированию и развитию педагогических, психологических, методических знаний, навыков, умений, педагогического, методического мышления обучающихся, целенаправленного их применения в практической деятельности в войсках.

Военно-педагогическая направленность является основным професионально-значимым свойством офицера. В нее входят интерес военного, стремление трудится в выбранной сфере, что после становится его образом жизни. Выражением данной направленность служат педагогические дела офицера, его отношение к людям, которыми он будет руководить и чувство ответственности перед ними. Стержнем является педагогическое побуждение офицера. Обладающий педагогической направленность офицер в военной службе добивается больших успехов [4].

Практика свидетельствует, что для успешной военно-профессиональной деятельности выпускники вузов должны усвоить содержание, специфику военно-педагогического процесса, принципы, методы формирования, развития военнослужащих, воинских коллективов, методическую систему боевой подготовки для ведения боевых действий или решения задач по предназначению.

Важнейшим направлением профессиональной подготовки курсантов, слушателей являются формирование у них педагогической компетентности и педагогической культуры.

Безусловно, необходимо добиваться единства слова и дела. Безукоризненное поведение, профессиональная честь, педагогическая ответственность, следование примерам преподавателей, офицеров подразделений есть условия и пути совершенствования психолого-педагогической культуры. Слово — важнейшее средство психолого-педагогического взаимодействия. Великий педагог ХХ века В. А. Сухомлинский о значении слова отмечал: «Это тонкий, надежный, всесильный и острый инструмент воспитания, один из самых главных инструментов творчества» [8]. Поэтому расширение личностного словарного запаса, пополнение знаний, расширение кругозора, углубление эрудиции способствуют решению задач боевой подготовки личного состава.

Компетентность офицера как педагога характеризуется его способностью и готовностью решать профессиональные задачи с использованием системных знаний, умений, навыков. Педагогическая компетентность выпускников вузов есть проявление психолого-педагогической культуры, сформированность умений осуществлять военно-педагогический процесс с личным составом, обладать убеждением, способностью отстаивать свои взгляды, подкрепляя их фактами, аргументами, вести дискуссии, ведущие к выработке общих решений, проявлять индивидуальную активность [2].

К числу компетенций офицера следует также отнести дидактические, методические, организационные, идеологические, коммуникативные, рефлексивные, психологические.

Так, организаторская деятельность офицера есть его практика по созданию связей с подчиненными, взаимодействию с ними, управлению этим процессом. Успех здесь связан с практической направленностью мышления, умениями организовать взаимоотношения с различными категориями воинов.

В структуре педагогической культуры офицера важное место занимает педагогически направленное культуры общение и поведение. Все это проявляется в умение слушать собеседника, задавать вопросы, устанавливать контакты и понимать своих подчиненных, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Маршал К. К. Рокосовский отмечал, что военному руководителю важно уметь «слушать солдат» [6].

Общение-сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека. В военно-педагогической деятельности офицеры формируют морально-боевые качества, воинское мастерство, дисциплинированность, правила поведения. Для офицера педагогическое общение есть форма учебного, воспитательного взаимодействия в индивидуальном и коллективном отношениях. В ходе его реализуются коммуникативные, перцептивные, интерактивные функции [3].

Умения вести общение с личным составом достаточно многоплановы. Это и знание индивидуальных особенностей воинов, общительность как личностное качество, военно-профессиональная компетентность, психолого-педагогическая культура офицеров, целенаправленность в деятельности.

У культуры общения и поведения можно выделить несколько основных функций: культура общения и поведения является единением процесса создания этических ценностей и процесса освоения этих ценностей, то есть выполняет аксиологическую функции; культура общения и поведения выполняет нормативную функцию. Поведенческая культура выдвигает определенные требования, предписывающие человеку, как должно поступать, и зафиксированные в традиционных нормах поведения и написанных законах-нравах; культура общения и поведения выполняет воспитательную функцию, способствуя формированию определенных качеств личности, которые достигаются в процессе взаимодействия участников общения; культура общения и поведения выполняет регулятивную функцию, отождествляя собой систему определенных качеств личности, являющихся определенным регулятором социальных отношений.

Важнейший компонент педагогической культуры является педагогическое мастерство. По мнению замечательного военного педагога А. В. Барабанщиков, педагогическое мастерство представляет синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1]. Важными элементами педагогического мастерства офицера должны стать педагогическая интуиция, умения и навыки в области педагогической техники, позволяющие военному педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Как следует из определения педагогического мастерства, из анализа многообразия его проявления, важнейшим структурным компонентом его являются знания. Это не только относится к воспитательному труду. В любой области человеческой деятельности мастерство начинается со знания того предмета, которым человек занимается. Поэтому основы педагогического мастерства закладываются в военном учебном заведении. Со дня поступления на учебу до выпуска каждый курсант проходит большой путь разносторонней подготовки к работе с подчиненными. Учитывая это, большинство преподавателей в военном учебном заведении вопросам совершенствования педагогического мастерства будущих офицеров уделяют весьма пристальное внимание. Функция усвоения знаний осуществляется более успешно, если при разработке методики обучения, ориентированного на подготовку к практической деятельности обучающихся, четко формируются дидактические задачи, которые вытекают из функций деятельности будущих специалистов [5]. В этих целях проводятся различные методические сборы, показные занятия, учения, на которых обсуждаются новые, теоретически хорошо осмысленные, получившие подтверждение и распространение в войсках вопросы обучения и воспитания подчиненных, а также наиболее эффективные формы и методы проведения занятий.

Следует более активно формировать руководящую роль офицера, а именно руководство обучением подчиненных, включающее планирование своей дидактической функции: разработку конкретных методических средств к каждому учебному занятию, подготовку учебно-материальной базы. Предварительная подготовка к учебной деятельности способствует реализации целеустремленного руководства в процессе обучения в индивидуальном, коллективном видах. Управление познавательной деятельностью обучающихся, их отношением признается в качестве важнейшего пути подготовки их к выполнению учебно-воспитательных задач.

Формирование и развитие педагогических умений курсантов, слушателей, особенно методических, достигает своей цели, если теоретические знания проходят через множество ситуаций, накопления определенного опыта.

Исследования показывают, что обязательным компонентом воспитательно-образовательного процесса является контроль его результатов. Мониторинг (контроль) есть составная часть управления как особого взаимодействия двух объектов или субъектов. В педагогической деятельности офицера есть постоянный контроль своей практики, направленной на выполнение учебных программ по конкретным дисциплинам, а также проверка готовности подчиненных к выполнению учебно-боевых задач, их обученности, воспитанности.

Процесс педагогического обучения курсантов, слушателей достигает своей цели, если у них формируется, развивается ценностное отношение к педагогической деятельности. Важно достигать устойчивого убеждения личности выпускника в осознании профессиональной готовности, значимости педагогической деятельности, направленной на передачу подчиненным знаний, совершенствование их умений, навыков, коррекцию личностных качеств [3].

Показателями ценностного отношения к педагогической деятельности офицеров в современных условиях следует признать: мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный, эмоционально-нравственный. Каждый показатель основан на системе значимых, глубоко осознанных профессиональных целей, знаний, умений, деятельности, ценностных взглядов, убеждений личности офицера.

При этом следует формировать умения проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, проявлять обязательность и инициативу, самодисциплинированность. В результате можно признавать готовность офицера к педагогической деятельности, когда достигается практическая реализация знаний, умений через профессионально важные качества.

Таким образом, содержание процесса формирования педагогических знаний, навыков, умений выпускников военно-учебных заведений заключается в определении по учебным дисциплинам их системы, конкретизации теоретического и практического обучения, критического осмысления опыта, развития самоуправленческой деятельности.

В решении этих задач существенно возрастает значение профессиональной направленности курсантов, слушателей на самообразовательную практику, саморазвитие, в целом самосовершенствование. Безусловно, велика роль самообучения, самовоспитания, способности к самореализации. В военной дидактике к числу основных условий самосовершенствования личности относят следующие: поддержание устойчивой учебно-профессиональной мотивации на саморазвитие педагогического мастерства офицеров; организация и осуществление индивидуальной педагогической помощи в овладении методикой подготовки и ведении учебно-воспитательной практики, выполнении исследовательских заданий.

Итак, в качестве результативного компонента подготовки выпускников военно-учебных заведений выступает педагогическая подготовленность. Достижение ее высокого уровня возможно, если педагоги конкретизируют цели, задачи усвоения педагогических знаний, умений, развивают способности применять их в учебно-практической деятельности для совершенства педагогического, методического мышления, осмысленного и закрепленного личностного педагогического опыта курсантами, слушателями. Следовательно, в деятельности преподавателей, командиров подразделений важны целеустремленный поиск и применение методов, приемов, способствующих выполнению задач педагогического обучения.

Литература:

  1. Военная педагогика и психология /Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: Военное издательство, 1986.
  2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. — М., 2002.
  3. Жук, О. Л. Педагогик. О. Л. Жук. — Минск: БГУ, 2003.
  4. Кант, И. О педагогике. Трактаты и письма. И. Кант. -М.: Наука, 1980.
  5. Калюжный А. Принципы, формы и методы обучения и воспитания подчиненных. Ориентир. — № 2. — 2007.
  6. Основы военной психологии и педагогики: Понятийно категориальный аппарат. Под ред. Н. А. Данилюк, С. Ф. Барковского. — Даугавпилс, 1989
  7. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — М.: Воениздат, 2006.
  8. Сухомлинский, В. А. Сто ответов учителя /В. А. Сухомлинский.-Киев: Рад. шк., 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, культура общения, педагогическая деятельность, личной состав, педагогическое мастерство, умение, военно-педагогический процесс, задача, слушатель, боевая подготовка.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогические знания, педагогические умения, подготовки офицерских кадров, компетентность офицера, общение педагогическое обучение, культура общения и поведения

Похожие статьи

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

В педагогической культуре военно-педагогическая направленность играет особую роль.

Военно-педагогическая направленность включает интерес к профессии военного

Интегративную характеристику педагогического мастерства и его места в педагогической...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая задача, задача, имидж

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава. Предмет военной педагогики составляют закономерности обучения, воспитания и самообразования военнослужащих.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Развитие умений и навыков сержантского состава военных вузов в обучении и воспитании курсантов, таким образом, можно определить в качестве необходимого и важного направления формирования их педагогического мастерства, и, в целом — профессиональной подготовки.

Культура педагогического общения - как условие...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними.

Особенности структуры деятельности педагогического состава...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический состав, умение, ходя

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна...

Похожие статьи

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое...

Значение теории педагогики и педагогической практики...

В педагогической культуре военно-педагогическая направленность играет особую роль.

Военно-педагогическая направленность включает интерес к профессии военного

Интегративную характеристику педагогического мастерства и его места в педагогической...

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая задача, задача, имидж

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе.

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Важнейшим компонентом было и остается обучение и воспитание офицерами ВС РФ личного состава. Предмет военной педагогики составляют закономерности обучения, воспитания и самообразования военнослужащих.

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков...

Развитие умений и навыков сержантского состава военных вузов в обучении и воспитании курсантов, таким образом, можно определить в качестве необходимого и важного направления формирования их педагогического мастерства, и, в целом — профессиональной подготовки.

Культура педагогического общения - как условие...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними.

Особенности структуры деятельности педагогического состава...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический состав, умение, ходя

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

Педагогическая культура педагогов высшей военной школы через своих выпускников должна...

Задать вопрос