О важности развития рефлексии в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 1805 раз

Библиографическое описание:

Геращенко, М. А. О важности развития рефлексии в подростковом возрасте / М. А. Геращенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63595/ (дата обращения: 27.04.2024).



Развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Рефлексия — это то, что идет изнутри, вызволяет ситуацию некого акта само-сознания, само-деятельности. Специфика училища НВМУ ВПКУ, такова, что все нормы задаются извне, так как это четко ориентированное военно-морское училище: определенный распорядок дня, который расписан по минутам; определенный военный режим. Учеба в таком заведение далеко не простая, серьезные ограничения — основная специфика учреждения, поэтому мы находим ту «нишу», в которой мы сможем поспособствовать развитию рефлексивных умений. Наша задача уравновесить некий баланс между внутренним миром нахимовцев и жестокими рамками. Ввиду этой специфики, мы считаем, что важно находить место для развития рефлексии в разных ситуациях, в любой деятельности, в том числе и учебной. Наиболее благоприятна та деятельность, которая вызывает затруднения.

С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С. Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывает: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал?» [8, с.641].

Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С. Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге — жизни человека. [1, с.81].

Специфика подросткового возраста, описанная В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман с позиций интегральной периодизации общего психического развития, обозначена формированием нового типа познавательных интересов, которые приводят к возникновению внутренней рефлексии. Рефлексивность описывается как некоторая обращенность на внутренние основания своих действий и поступков, создающая предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью. Приблизительно в том же ключе находим описание социальной ситуации развития подростков в подходах B. C. Мухиной и К. А. Хвостова (1997). Авторы пишут: «...сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации — подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья». [2, с.27].

О важности рассмотрения рефлексивной деятельности в психологии субъекта также писали Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др. По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста [6, с.127].

Анализ работ психологов и педагогов позволил выявить, что у подростков возникает способность к рефлексии, выражающаяся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, способов овладения понятиями, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самонаблюдению. Следовательно, в подростковом возрасте необходимо и возможно развивать рефлексивные умения. Филиал НВМУ ВПКУ дает нам целое «поле возможностей» для развития рефлексии в подростковом возрасте, так как в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и деятельности. Переходя из детского мира во взрослый у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным для них становится общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Рефлексия позволяет подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Динамика и структура личности подростка / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 138–142.
  2. Цукерман, Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.- С. 23–26.
  3. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980. — 360 с.
  4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; пер. с англ. и фр.. — М.: Международная пед. академия, 1994. — 680 с.
  5. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Наука, 1976. — 304 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  8. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий. — М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, развитие рефлексии, рефлексия, личность, подросток.


Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Изучение особенностей личностной рефлексии подростков с необходимостью потребовало обращения к философским и психологическим исследованиям в области рефлексивных процессов и механизмов.

Рефлексия как психологическое условие формирования...

· рефлексию динамики формирования субъектной позиции. Рассмотрим одно из важнейших условий формирования субъектности подростка в предпрофильном обучении – создание рефлексивной среды, развитие рефлексии.

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Закономерности формирования рефлексивных умений...

В подростковом возрасте одним из новообразований является осознанная рефлексия.

При этом развитие рефлексии у подростка, как было отмечено Л. С. Выготским, не

Однако центром притяжения рефлексии подростка является он сам, его личность.

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной...

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и...

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования проблемы, которая заключается в определении и выявлении методических приемов, способствующих рaзвитию рефлексии у младших школьников.

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста.

подростковый возраст, подросток, уровень рефлексии, произвольная активность, трудность общения, социальная сторона общения, уровень развития рефлексии, сверстник, общий уровень саморегуляции, обратная связь.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника. Рефлексия современного учителя | Статья в журнале... Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Рефлексия — это личностный феномен. Рефлексия не регулируется извне, осуществляется для себя как выражение и реализация потребности личности в самосовершенствовании.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков...

 исследование проблемы развития рефлексии и формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта не представлены в специальной психологии;  основной базис, для развития рефлексии представляют, психические процессы: эмоции, воля...

Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Изучение особенностей личностной рефлексии подростков с необходимостью потребовало обращения к философским и психологическим исследованиям в области рефлексивных процессов и механизмов.

Рефлексия как психологическое условие формирования...

· рефлексию динамики формирования субъектной позиции. Рассмотрим одно из важнейших условий формирования субъектности подростка в предпрофильном обучении – создание рефлексивной среды, развитие рефлексии.

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Закономерности формирования рефлексивных умений...

В подростковом возрасте одним из новообразований является осознанная рефлексия.

При этом развитие рефлексии у подростка, как было отмечено Л. С. Выготским, не

Однако центром притяжения рефлексии подростка является он сам, его личность.

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной...

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и...

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования проблемы, которая заключается в определении и выявлении методических приемов, способствующих рaзвитию рефлексии у младших школьников.

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста.

подростковый возраст, подросток, уровень рефлексии, произвольная активность, трудность общения, социальная сторона общения, уровень развития рефлексии, сверстник, общий уровень саморегуляции, обратная связь.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника. Рефлексия современного учителя | Статья в журнале... Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Рефлексия — это личностный феномен. Рефлексия не регулируется извне, осуществляется для себя как выражение и реализация потребности личности в самосовершенствовании.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков...

 исследование проблемы развития рефлексии и формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта не представлены в специальной психологии;  основной базис, для развития рефлексии представляют, психические процессы: эмоции, воля...

Задать вопрос