Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Применение модели EFQM для самооценки деятельности организации / А. С. Селиверстов, А. Р. Семидотченко, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63221/ (дата обращения: 30.04.2024).



В современных рыночных условиях предприятия все чаще ищут новые интегрированные системы для обеспечения наивысшего качества продукции с минимальными потерями, за счет своевременного выявления возможностей и возникающих проблем. Одной из таких систем является модель EFQM, которую рассмотрим в данной статье.

Главной задачей каждой компании должно быть управление эффективностью, данный термин используется для обозначения новой категории систем и процессов, а также указывает на необходимость интеграции стратегии и ключевых показателей эффективности в процессы управления. Модель EFQM — это практический инструмент, помогающий организациям создать такую систему управления, измеряя на каком этапе находится компания на пути к совершенству, помогая понять проблемы и стимулировать решения. Модель EFQM была представлена в начале 1992 года в качестве основы для оценки организаций на получение Европейской премии в области качества. На сегодняшний день данная модель активно используется различными компаниями в качестве инструмента самооценки.

Модель EFQM основана на мысли, что превосходные результаты в отношении производительности достигаются благодаря политике и стратегии лидерства, которая обеспечивается через людей, партнерства ресурсы и качество продукции. Основополагающими характеристиками совершенствования являются:

− Ориентация на результаты

− Ориентация на клиента

− Лидерство и постоянство цели

− Управление процессами

− Развитие и вовлечение людей

− Постоянное обучение, инновации и улучшения

− Развитие партнерства

− Общественная ответственность

Результаты мониторинга данных характеристик должны использоваться в качестве основы для самооценки организации.

Модель EFQM — это модель основная на 9 критериях. Пять из них являются «активаторами», а четыре — «результатами». Модель EFQM представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель EFQM

На рисунке 1 представлена модель, имеющая 9 рамок, каждая из которых представляет критерии, по которым можно оценить прогресс организации на пути к совершенству. Каждый из девяти критериев формирует ряд вопросов, на которые необходимо ответить при самооценке организации, рассмотрим их более подробно:

Лидерство так же важно, как продукция и процессы. Грамотное управление мотивирует в создании культуры постоянного улучшения. Рассмотрим вопросы, которые необходимо проработать для оценки лидерских качеств менеджмента организации:

− Как руководство участвует в создании культуры постоянного улучшения?

− Как руководство поддерживает мероприятия по улучшению?

− Как руководство оценивает и мотивирует персонал?

Политика и стратегия. Модель EFQM занимается не только качеством продукции или услуг, но и политикой и стратегий организации. Для грамотной оценки применяемой стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:

− Используется ли соответствующая информация для разработки стратегии?

− Формулировка стратегии?

− Каким образом стратегия реализована?

− Возможные слабые стороны и улучшения стратегии?

Персонал. Модель охватывает аспекты обучения и качества обслуживания для эффективного развития человеческих ресурсов, командной работы, расширения прав и возможностей. Для оценки работы персонала необходимо ответить на данные вопросы:

− На каком уровне менеджмент организации?

− Какова организационная структура?

− Какова роль персонала в организации?

Партнерство и ресурсы. Поставщики становятся партнерами с акцентом на взаимовыгодные отношения. Развитие и использование знаний является предметом модели EFQM. Для оценки партнерских отношений необходимо ответить на следующие вопросы:

− Оценка финансовых ресурсов для реализации постоянного улучшения?

− Насколько эффективна обработка информации?

− Каковы отношения с поставщиками?

− Какова роль управлением закупок?

Процессы. В центре внимания модели находятся ключевые процессы, необходимые для реализации стратегии организации. Для оценки процессов предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:

− Определение процессов?

− Рассмотрение контроля и управления процессами?

− Оценка и улучшение?

− Стимулы к инновациям и обновлению процессов?

Результаты для потребителей. Основной блок требует оценки удовлетворенности клиентов посредством опросов и собеседований. Для оценки удовлетворенности клиентов необходимо ответить на следующие вопросы:

− Какова удовлетворенность клиентов?

− Лояльны ли клиенты?

Результаты для сотрудников. Предполагается, что персонал должен участвовать в брифинге, для определения оценки:

− Опрос удовлетворенности персонала?

− Функционирование сотрудника в организации?

Положение в обществе. Модель EFQM предполагает установление компанией своего влияния в обществе. Для оценки данного критерия необходимо ответить на следующие вопросы:

− Как компания участвует в общественной деятельности?

Ключевые показатели. Модель требует измерения результатов работы компании, для оценки которых необходимо проработать следующие вопросы:

− Финансовые показатели?

− Операционные показатели?

Модель EFQM — это инструмент, который использует показатели эффективности организации для стимулирования организационного улучшения. Используя модель для самооценки, организация способна определить свои сильные и слабые стороны, а также области улучшения и степень своей деятельности.

Литература:

  1. Boulter L., Bendel T., Dahlgaard J., Singhal V. (2005). Organisational Excellence Strategies & Improved Financial Performance. Short Report on EFQM and BQF Funded Study, University of Leicester.
  2. Научный центр бенчмаркинга и совершенствования. — http://benchmarking.economic.ispu.ru/.
  3. Система дистанционного обучения и тестирования «Бумеранг». — http://bumerang.economic.ispu.ru.
  4. Маслов Д., Вылгина Ю. Применение модели совершенствования EFQM для оценки и анализа процессов в университете // Материалы дистанционного семинара, Иваново — Ярославль — Боон (Северная Королина, США) — Шеффилд (Великобритания). — 20 января — 30 марта 2006 г. — система дистанционного обучения и тестирования «Бумеранг». — http://bumerang.economic.ispu.ru
  5. Маслов Д., Мазалецкая А., Стид. К. Модель EFQM в Российском университете // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): EFQM, модель, качество основы, качество продукции, оценка, оценка удовлетворенности клиентов, процесс, самооценка организации, создание культуры, управление процессами.


Похожие статьи

Сравнение разных подходов в оценке удовлетворенности...

Проблема удовлетворенности клиентов качеством получаемых услуг является актуальной для любой фирмы, не только с точки зрения ее конкурентоспособности, но и выживаемости. Существует немало методов оценки удовлетворенности клиентов. Однако важно не просто...

Методика оценки результативности интегрированной системы...

Продукцию пищевой промышленности принято считать потенциально опасной. Поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение приобретает разработка и использование таких систем управления качеством...

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента...

2. Оценка результативности СМК определяется на основе оценки результативности

Интегральный показатель самооценки СМК предприятия рассчитывается как среднее

Отраслевая модель системы управления качеством для автомобилестроения предлагает...

Исследование степени удовлетворенности клиентов качеством...

Оценить качество услуг гораздо сложнее, чем качество товара, ведь клиент воспринимает не

Концепция качества банковской услуги и критериев ее оценки предложена в работах

В практической деятельности маркетолога для определения уровня удовлетворенности...

Современные методы оценки удовлетворенности...

Ниже приведены три метода оценки удовлетворенности, в основе которых лежат

Оценка критериев осуществлялась по двум направлениям. В рамках первого направления была произведена оценка восприятия качества полученной в вузе образовательной услуги.

Современные пути совершенствования качества деятельности...

Ключевые слова: самооценка организации, качество деятельности организации, блокчейн, технология.

Самооценка представляет собой процесс всестороннего оценивания, в качестве итога

− возможность получать объективные оценки деятельности предприятия, которые...

Диагностика системы управления вуза | Статья в журнале...

Ключевые слова: самооценка, система управления, функциональная модель оценки

Самооценка системы менеджмента ОИВТ на основе функциональной модели проводилась

Маслов Д. В. Стратегическое развитие вуза с применением модели EFQM / Д. В. Маслов, Ю. В...

Улучшение качества продукции производственного процесса

Качество продукции — это присущее какому-либо объекту свойства и характеристики

Процесс управления качеством продукции — это действия, совершаемые при создании

По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, вступила в силу...

Управление качеством выпускаемой продукции | Молодой ученый

Управление качеством — это деяния, осуществляемые при создании, эксплуатации либо потреблении продукции в целях установления

Организация управления работы по качеству продукции действует по определенной схеме. В данной схеме важно определение...

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале...

§ непостоянство качества услуги. В процессе производства и реализации услуг занят контактный персонал организации. Поэтому качество самих услуг полностью зависит от уровня профессионализма, деловых и индивидуальных качеств исполнителя, его...

Похожие статьи

Сравнение разных подходов в оценке удовлетворенности...

Проблема удовлетворенности клиентов качеством получаемых услуг является актуальной для любой фирмы, не только с точки зрения ее конкурентоспособности, но и выживаемости. Существует немало методов оценки удовлетворенности клиентов. Однако важно не просто...

Методика оценки результативности интегрированной системы...

Продукцию пищевой промышленности принято считать потенциально опасной. Поэтому в пищевой промышленности всех стран все большее значение приобретает разработка и использование таких систем управления качеством...

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента...

2. Оценка результативности СМК определяется на основе оценки результативности

Интегральный показатель самооценки СМК предприятия рассчитывается как среднее

Отраслевая модель системы управления качеством для автомобилестроения предлагает...

Исследование степени удовлетворенности клиентов качеством...

Оценить качество услуг гораздо сложнее, чем качество товара, ведь клиент воспринимает не

Концепция качества банковской услуги и критериев ее оценки предложена в работах

В практической деятельности маркетолога для определения уровня удовлетворенности...

Современные методы оценки удовлетворенности...

Ниже приведены три метода оценки удовлетворенности, в основе которых лежат

Оценка критериев осуществлялась по двум направлениям. В рамках первого направления была произведена оценка восприятия качества полученной в вузе образовательной услуги.

Современные пути совершенствования качества деятельности...

Ключевые слова: самооценка организации, качество деятельности организации, блокчейн, технология.

Самооценка представляет собой процесс всестороннего оценивания, в качестве итога

− возможность получать объективные оценки деятельности предприятия, которые...

Диагностика системы управления вуза | Статья в журнале...

Ключевые слова: самооценка, система управления, функциональная модель оценки

Самооценка системы менеджмента ОИВТ на основе функциональной модели проводилась

Маслов Д. В. Стратегическое развитие вуза с применением модели EFQM / Д. В. Маслов, Ю. В...

Улучшение качества продукции производственного процесса

Качество продукции — это присущее какому-либо объекту свойства и характеристики

Процесс управления качеством продукции — это действия, совершаемые при создании

По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, вступила в силу...

Управление качеством выпускаемой продукции | Молодой ученый

Управление качеством — это деяния, осуществляемые при создании, эксплуатации либо потреблении продукции в целях установления

Организация управления работы по качеству продукции действует по определенной схеме. В данной схеме важно определение...

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале...

§ непостоянство качества услуги. В процессе производства и реализации услуг занят контактный персонал организации. Поэтому качество самих услуг полностью зависит от уровня профессионализма, деловых и индивидуальных качеств исполнителя, его...

Задать вопрос