Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 1599 раз

Библиографическое описание:

Трипольникова, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников / Н. В. Трипольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63190/ (дата обращения: 01.05.2024).



В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы — создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. [2, с.3]

Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями, у них шире круг интересов и потребностей, чем у их ровесников всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребенка: можно просто ему дать право блуждать по Интернету, а можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические, исследовательские способности ребёнка. [1, с.4]

Условия для такого развития создаются в проектной деятельности младших школьников. В рамках творческого или исследовательского проекта активность и любознательность, присущие каждому ребёнку в этом возрасте, направляются на нахождение нестандартных собственных (пускай даже субъективно новых) решений разнообразных проблем. [1, с. 4]

Своеобразие проектно-исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него еще недостаточно развиты некоторые универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность-сотрудничество, сделать ее по-настоящему интересной и грамотной. [1, с. 4]

Организация исследовательской деятельности младших школьников — серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектно — исследовательская деятельность, организуемая на уроках, в ходе которого принимают участие все обучающиеся, способствует формированию умений, прописанных в образовательных стандартах.

Внеурочная деятельность позволяет школьнику большую свободу в выборе тематики работ, большую самостоятельность, чем на уроках, при углубленном изучении ряда вопросов и интересующих его тем.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. [4]

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [4]

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. [4]

Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:

1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

4. Подготовка и защита презентации;

5. Анализ результатов и качества выполнения проекта.

Организация проектно-исследовательской деятельности — это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо решить несколько задач:

  1. Определить условия формирования исследовательских умений младших школьников.
  2. Сформировать у родителей обучающихся представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  3. Сформировать у обучающихся начальных классов представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  4. Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
  5. Ввести в учебный процесс метода проектов, как технологию развития умений учиться.

Такая деятельность способствует формированию:

личностных УУД (адекватная самооценка; ощущение возросшей уверенности в себе, испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя; формирование мотивационной основы учебной деятельности; выработка внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе);

– регулятивных УУД (обучение детей в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы);

– познавательных УУД (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ);

– коммуникативных УУД (строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).

Особую важность в организации учебных исследований имеет заключительный момент.

В целях развития интеллектуального потенциала личности ребенка, активизации творческой, познавательной, исследовательской деятельности обучающихся в различных областях науки, выявления талантливых и одаренных детей в 2009 году в ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга родилась традиция проведения ежегодной районной проектно-исследовательской конференции младших школьников «В науку первые шаги». Такая форма работы помогает одновременно решать следующие задачи: дети самостоятельно добывают знания, используя самые разные источники; к работе подключаются члены семьи; ребёнок учится выступать на публике, демонстрируя результаты своих исследований, знакомится с работами одноклассников или сверстников из других классов, школ. Для учеников гимназии и участников из других образовательных организаций района и города конференция стала замечательной возможностью попробовать свои силы в работе над исследовательским проектом и выступить перед широкой публикой.

С каждым годом интерес к исследовательской деятельности возрастает, происходит постоянный рост количества и качества проектно-исследовательских работ, вовлеченность педагогов и обучающихся в проектную деятельность. Расширяется перечень проектных тем, используемых форм работы.

Проектно-исследовательская конференция «В науку первые шаги» носит обучающий характер, ее цель — получение опыта публичного выступления, предоставление возможности ребенку научиться предъявлять себя в сложных обстоятельствах. Проводится в два тура: заочный и очный. Проектно-исследовательские работы обучающихся 1–4 классов представляются по следующим направлениям:

– область социально-гуманитарных наук: краеведение, история, музееведение, филология, педагогика, искусствоведение, экономика и экономическая география, этнография, социология, мировая художественная культура, страноведение;

– область естественных наук — химия, биология, экология, валеология, наука о Земле и др.;

– область точных наук — математика, физика, астрономия, различные области техники.

Все работы, отобранные на очный тур, разбиваются на тематические секции. В каждой секции работает экспертный совет, в который входят члены администрации и педагоги гимназии, педагоги из школ района и города, преподаватели педагогического колледжа). Каждый участник конференции представляет свою работу. Завершается конференция итоговым заседанием экспертного совета и торжественной линейкой с вручением медалей и дипломов.

Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по-настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, содержательной организации свободного времени детей.

Сегодня такая деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. В начальной школе закладывается фундамент будущей успешности в вопросе подготовки к самостоятельному проектированию и исследованию в старших классах.

Литература:

  1. Заграничная Н. А., Добротина Н. А. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде/ Н. А. Заграничная, Н. А. Добротина — М.: Интеллект-Центр, 2014.
  2. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ В. Ф. Феоктистова — Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель.
  3. Пахомова Н. Ю., Дмитриева Н. В., Кузьмина Е. В. Проектная деятельность. Оценивание достижений обучающихся: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс/ Н. Ю. Пахомова, Н. В. Дмитриева, Е. В. Кузьмина; под ред. Н. Ю. Пахомовой — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017
  4. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-1095181.html
Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, учебная деятельность, ведущий способ, внеурочная деятельность, деятельность, исследовательский проект, проектное обучение, экспертный совет.


Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Проектная и исследовательская деятельность...

В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых

Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия устойчивая...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время.

Проектно-исследовательская деятельность студентов представляет собой «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую...

Проектный метод как средство развития творческого...

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая — это поиск...

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

В статье рассказывается о возможности создания и развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, организованной в рамках сетевого

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся.

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность — творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по

Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Проектная и исследовательская деятельность...

В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых

Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия устойчивая...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и...

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время.

Проектно-исследовательская деятельность студентов представляет собой «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую...

Проектный метод как средство развития творческого...

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время следующая — это поиск...

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

В статье рассказывается о возможности создания и развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, организованной в рамках сетевого

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся.

Задать вопрос